Игорь и Святослав Ольговичи

Константин Рыжов
ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ. Из рода Черниговских кн. Сын Олега Святославича и гречанки Феофании Музалон. Вел. кн. Киевский в 1146 г. + 19 сент.1147 г.

                + + +

В 1145 году больной Всеволод II, брат Игоря, бывший в то время великим князем, созвал своих братьев, родных и двоюродных, а также шурина Изяслава Мстиславича и сказал им: "Если Бог меня возьмет, отдаю Киев после себя брату моему Игорю". Все братья и Изяслав поцеловали Игорю крест, признав тем самым его права на Киев. В 1146 году Всеволод велел позвать к себе лучших киевлян и также сказал им: "Я очень болен, вот вам брат мой Игорь, возьмите его себе в князья"; те отвечали: "Возьмем с радостью". Игорь отправился с ними в Киев, созвал всех горожан, и все целовали ему крест, говоря: "Ты нам князь".

После смерти брата Игорь послал к Изяславу Мстиславичу, спрашивая его, верен ли он прежнему крестному целованию. Изяслав не дал ответа и даже не отпустил посла назад, потому что киевляне пригласили его на княжение. Изяслав двинулся на Киев, а Игорь призвал к себе главных киевских бояр - Улеба, Ивана Войтишича, Лазаря Саковского, обещая им те же почести, какие они имели от его брата Всеволода. Но Игорь опоздал: эти бояре, вместе с другими - Василием Полочанином и Мирославом Андреевичем - уже перешли на сторону Изяслава. Они впятером собирали киевлян и советовались, как бы обмануть Игоря; а к Изяславу послали сказать: "Ступай, князь, мы уговорились с киевлянами; бросим стяг Ольговича и побежим с полком своим в Киев". Изяслав подошел к Киеву и встал с сыном своим Мстиславом у вала, подле Надова озера, а киевляне стояли особо у Ольговой могилы, огромною толпою, говорит летописец. Скоро Игорь и все его войско увидали, что киевляне послали к Изяславу и взяли у него тысяцкого со стягом; вслед за тем берендеи перешли через Лыбедь и захватили Игорев обоз перед Золотыми воротами. Видя это, Игорь сказал брату, Святославу и племяннику Святославу Всеволодовичу: "Ступайте в свои полки, и как нас с ними Бог рассудит"; велел ехать в свои полки также и Улебу тысяцкому с Иваном Войтишичем. Но как скоро те приехали в свои полки, то бросили стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь с племянником не смутились от этого и двинулись против Изяслава; но из-за киевлян и берендеев им нельзя было проехать к нему Надовым озером; они пошли верхом и попали в самое невыгодное место, между двумя канавами из озера и из сухой Лыбеди. Берендеи зашли с тыла и начали сечь их саблями, а Изяслав с сыном Мстиславом и дружиною зашел с фланга; Ольговичи побежали, Игорь заехал в болото, конь под ним увяз, а идти он не мог, потому что был болен ногами; дружину его гнали до самого Днепра, до устья Десны и до Киевского перевоза. Через четыре дня, когда Изяслав уже сел на киевский стол, Игоря схватили в болоте. Изяслав сначала послал его в Выдубицкий монастырь, а потом велел держать в оковах в Переяславском Ивановском монастыре.

В тюрьме Игорь совсем разболелся и послал сказать Изяславу: "Брат! Я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я этого, когда еще был князем, а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых". Изяслав сжалился и отвечал ему: "Если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен, а я тебя и без того выпускаю ради твоей болезни". Над Игорем разобрали верх тюрьмы и вынесли его больного в келью; восемь дней он не пил, не ел, но потом ему полегчало, и он постригся в Киевском Федоровском монастыре в схиме.

Весной 1147 года Изяслав выступил в поход. С дороги он отправил в Киев послов, чтобы те объявили о коварстве его союзников Черниговских князей, Владимира и Изяслава Давыдовичей, которые хотели его заманить к себе и схватить, Киевляне хотели идти уже на помощь князю против изменщиков, но в это время кто-то из толпы закричал: "За князем-то мы своим пойдем с радостью, но прежде надобно вот о чем промыслить: как прежде при Изяславе Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили князем себе, и за то много зла было нашему городу; а теперь Игорь, враг нашего князя и наш, не в заточении, а в Федоровском монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем; покончим с ним". Народ, услышав это, бросился к Федоровскому монастырю. Игорь стоял в церкви у обедни. Люди ворвались в церковь и потащили его с криками: "Побейте! Побейте!" С помощью боярина Михаила Владимиру Мстиславичу, брату Изяслава, удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собой ворота. Но толпа, избив Михаила, выломала ворота и, увидав Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора через весь город на княжий двор и там его убили; отсюда, положив на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир велел взять тело Игоря и положить в Михайловской церкви, и на другой день похоронили его в Семеновском монастыре

                ххххх 

ВСЕВОЛОД ОЛЬГОВИЧ. Из    рода    Черниговских    князей. Родоначальник НОВГОРОД-СЕВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ. Сын Олега Святославича и полоцкой кн. Князь Новгородский  в  1136-1138,  1139-1141  гг.  Князь Курский  в  1138-1139  гг.  Князь  Белгородский  в  1141  г.    Князь Новго­род-Северский в 1141-1157 гг. Князь Черниговский в  1154-1155, 1157-1164 гг.  Ж:  1)  с  1107  г.  дочь  хана  половецкого  Аэпы Гиргенивича, кн. Екатерина;  2)  с  1136  г.  дочь  новгородского посадника Петрилы, Мария (+1166 г.). +15 февр. 1164 г.

 
                1.

В 1136 году новгородцы выгнали от себя Всеволода Мстиславича  и позвали Святослава. У  низложенного  князя  оставалась  в  городе сильная сторона, преданная Мономахову племени,  отчего  Новгород, по  словам  летописца,  разрывался  надвое.  В  том  же   году милостивцы (приятели) Всеволода стреляли  в  Святослава,  но  тот остался жив. Тогда несколько добрых мужей во главе  с  посадником Константином бежали к Все­володу в Вышгород и уговорили его идти к Пскову. Псковичи приняли Всеволода. Но когда в Новгороде  узнали, что Всеволод в Пскове и хочет  сесть  у  них,  то  встал  сильный мятеж;  большинство  не  захотело  Мсти­славича, Святослав собрал всю землю новгородскую, призвал на помощь  брата Глеба с курянами  и  половцами  и  пошел  выгонять  Всеволода  из Пскова. Псковичи завалили дороги в лесах, понаделали засеки,  так что Святослав и новгородцы возвратились с полдороги, говоря:  "Не хотим проливать крови братьев своих,  пусть  Бог  все  уладит  по своим промыслам."

  Вскоре  у   новгородцев    начались    большие    неприятности: Мономаховичи и союзники их сердились на новгородцев  за  то,  что они  держали  у  себя  Ольговича,  и  потому  прекратили  с  ними торговлю, не было мира ни с  Суздалем,  ни  с  Смоленском,  ни  с Киевом,  ни  с  Полоцком;  от  прекращения  подвозов    сделалась дороговизна в съестных припасах. Потерпев некоторое  время  такую нужду, новгородцы показали Свя­тославу путь из города,  а  на  его место призвали Ростислава Юрьевича из Суздаля. Святослав к  этому времени рассорился с епископом Нифонтом, который  запретил  князю венчаться, не дал ему ни попов, ни черни­цев, говоря: "Не  достоин ее взять." Князя оженил  его  собственный  поп.  Летописец  более ничего не  сообщает  об  этом  случае,  а  Татищев  говорит,  что Святославова жена была дочерью Петрилы-посадника, кото­рого  убили княжеские люди. Стараясь  обезоружить  Нифонта  своей  щедростью, Святослав возобновил древний устав Владимиров о  церковной  дани, определив епископу брать, вместо десятины от вир  и  продаж,  100 гривен из княжеской казны, кроме уездных сборов и пошлин.               

  Святослав уехал в Киев, оставив в Новгороде свою жену. Горожане заключили  ее  в  монастыре  св.  Варвары.  А  самого  Святослава схватили по пути смоляне и  держали  в  заключении  в  Смядынском монастыре, ожидая, чем кончится распря Ярополка II Киевского с братом Святославовым Всеволодом  II.  В  том  же  1138  году князья помирились и Святослав наконец приехал в Киев.

  В 1139 году Всеволод II сел в Киеве, Святославу дал  Курск, а на словах обещал Переяславль, где княжил  Андрей  Владимирович (Сын Мономаха). Тем же летом Святослав ходил на Переяславль, встретился по дороге с дружи­ною Андреевой и был разбит. Победители гнались за  ним  до самой  границы  Переяславской  волости,  далее  Андрей  не  велел преследовать.

  Тем временем новгородцы рассорились  с  Ростиславом  Юрьевичем, тот уехал в Смоленск, а Новгород остался без князя.  Рассерженный Долгорукий угрожал новгородцам войною и уже взял Торжок. В  такой край­ности они  обратились  к  Всеволоду II  и  должны  были принять от него вновь Святослава. Он сел у них не прежде, чем горожане принесли присягу верности. Не смотря на эту клятву, старые  обиды не забывались ни той, ни  другой  стороной.  Еще  прежде  приезда Святослава  в  Новгород    летописец    упоминает    о    мятеже, произведенном, без сомнения,  врагами  Святослава,  приверженцами Мономаховича. Святослав  не  за­был  также  врагов  своих,  бывших причиною  своего  изгнания,  вследствие  чего  новгородцы  начали вставать на него на вечах за его злобу, по  выражению  летописца, начали бить Святославовых приятелей  за  его  насилия;  кум  его, тысяцкий, дал ему знать, что собираются  схватить  и  его;  тогда Святослав тихонько ночью убежал с посадником Якуном, но Якуна  по дороге схватили, привезли в Новгород и чуть не убили  до  смер­ти: раздели донага и сбросили с моста.

                2.

Святослав бежал в Стародуб.  Оттуда  Всеволод  вызвал  его  в Киев, но братья не уладились о волостях. Святослав пошел,  как  и прежде, в Курск, которым владел вместе  с  Новгородом  Северским. После Всеволод дал ему Белгород. Во все время короткого княжения Игоря Святослав был в  Киеве  и помогал брату урядиться с горожанами. Но киевляне, не смотря  на всю их ласку,  послали  за  Изяславом II  Мстиславичем.  Тот подступил к Киеву, побил Игореву дружину и сел на великокняжеский стол. Святослав бежал на устье Десны за Днепр. С  малою  дружиною он приехал в Чернигов и послал  спросить  у  двоюродных  братьев, Давы­довичей, хотят ли они сдержать клятву верности Игорю, которую дали пять дней  назад.  Давыдовичи  отвечали,  что  хотят.  Тогда Святослав, оставив у них мужа  своего  Коснятка,  поехал  в  свои волость уставливать лю­дей, сперва в Курск,  а  потом  в  Новгород Северский. Но как скоро Святослав уехал, Давыдовичи начали думать в тайне от  его  боярина.  Коснятка,  узнав,  что  они  замышляют схватить Святослава, послал сказать ему: "Князь! думают  о  тебе, хотят схватить; когда они за тобой пошлют, то не езди к  ним."  В самом деле, Давыдовичи вскоре соединились с Изяславом  II,  а Святославу послали сказать: "Ступай прочь из Новго­рода Северского в Путивль, а от брата Игоря отступись."  Святослав  отвечал:  "Не хочу ни волости, ничего другого, только отпустите мне брата",  но Давыдовичи  все  настаивали:  "Целуй  крест,  что  не  будешь  ни про­сить, ни искать брата, а волость держи." Святослав затворился  в  Новгороде  Северском  и бился с черниговскими полками, которых привели Владимир и Изяслав III. Давыдовичи город взять не смогли, но  страш­но  разграбили округу. Тем временем прибыл из Суздаля  на помощь ему Иван  Юрьевич, сын Долгорукого.  Святослав посадил его княжить в Курске.   Владимир и Изяслав III между тем соединились с  Изясла­вом  Мстиславичем, взяли Путивль и вновь подступились к Новгороду Северскому.  Узнав о движении против него трех князей,  Святослав  позвал  на  совет союзников своих Ивана Юрьевича  и  Ивана  Ростиславича,  дружину, половцев - дядей своих - и спрашивал, что делать. Те отвечали  ему: "Князь!  Ступай  отсюда  не  мешкая;  здесь  тебе  не  при    чем оставаться: нет ни хлеба, ничего; ступай в лесную землю."   Святослав послу­шался и побежал из Новгорода в Карачев с женою и детьми и  с женою брата своего Игоря; из дружины одни пошли  за  ним,  другие оставили его. Изяслав III погнался было за ним,  но  Святослав развернулся, вы­шел  навстречу  к  Давыдовичу  и  разбил  его.  Не задерживаясь далее в Карачеве  Святослав  ушел  за  лес  в  землю вятичей. Тут дела  у него поправились, потому что Юрий Долгорукий прислал ему на помощь бело­зерскую дружину.

  Весною 1147 года Святослав пошел на  Смоленскую  волость,  взял голядей на верховьях Протвы  и  обогатил  дружину  свою  полоном, после чего  получил  зов  от  Юрия  приехать  к  нему  в  Москву. Святослав прие­хал в Москву  с  сыном  Олегом,  князем  Владимиром Рязанским и с небольшою дружиною. Юрий обещал Святославу прислать  сына  на  помощь.  Получив  также  наемное войско от половцев,  Святослав  начал  с  успехом  наступательные действия: послал половцев воевать Смоленскую волость, а сам занял вятические города. Между тем из степей пришли к нему новые  толпы половцев, да с севера Глеб, сын Долгорукого.

  Изяслав III ушел из Новгорода Северского, Давыдовичи  начали пересылаться с Святославом, помирились с ним и положили  заманить к  себе  Изяслава  II.  Коварство  их  вскоре  открылось,  и киевляне в гневе на переметчиков убили в Киеве  Игоря  Ольговича. Святослав  соединился с черниговскими Давыдовичами, повоевал с ними земли  по  Вырю  и уехал в Чернигов.

                3.

В 1149 году Юрий сам выступил против Изяслава II. Святослав соединился  с  Юрием  и  бился  против Изяслава под Переяславлем. Сев в Киеве, Юрий  поспешил  наградить своего союзника и отдал Святославу Курск с Посемьем. Во всех дальнейших войнах,  Святослав также держал сторону Юрия и был его неизменным союзником.  После смерти Юрия Изяслав III сел в Киеве, а Святославу отдал Чернигов. Двоюродные братья заключили между собой союз. Но когда в 1159 году Изяслав III пригласил Святослава принять участие в походе на Галич,  тот и сам отказывался и киевского князя  отговаривал.  Изяслав  пошел один, пригрозив, что по возвращению заставит  Святослава  "ползти из  Чернигова". Святослав  сильно  разобиделся  этими    словами. Между тем поход Изяслава III кончился разгромом и бегством. В  Киеве сел Ростислав Мстиславич. В 1160 году Святослав ездил к  нему  на съезд. Ростислав дарил Святослава соболями, горностаями,  черными куницами, песцами, белыми волками,  а  Святослав  дарил  великого князя барсом и двумя борзыми конями в кова­ных седлах. Ростислав отправил  на  помощь  Святославу  своего  сына  Рюрика. Вместе с ним они стояли на Десне и не пустили через нее  Изяслава III с половцами. В дальнейших усобицах престарелый Святослав уже не участвовал.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522