Было время

Никандр Инфантьев
                Было  время.




 
...идёт дождь, ветрено, иногда проглядывает солнце. Середина октября. Моя погода, моё
время,  мой Город. Однажды - тому уж двадцать семь лет, я имел неосторожность ступить на его территорию и вдохнуть его миазмов - огурца, йода, железнодорожного запаха его булыжной влажной шкуры. Он поцеловал меня в сердце шершавыми серыми губами и возвёл в  свиту  ужаленых - прилепив на рукав  шеврон  каштанового  листа…



… мы валялись на газонах посреди рухнувшей империи и пили портвейн, орали на гитарах, а ветер кружил фантики мороженого и теребил обрывки кумачовых лозунгов ушедшего… и мы твёрдо знали что свобода - это ветер в лицо, и не надо следить за неразрывностью стажа, и всё хорошо впереди, и жадно говорили, говорили , говоориили без умолку. Любили кого попало, и дружно ненавидели прошлое..
… свобода оказалась не тоненькой девчонкой с шалыми глазами  а измождённой и скупой старухой… Рига, 91го, полумёртвые кварталы, без света тепла и надежды, свинцовые волны Даугавы, жадно  жрущие  октябрьский мокрый снег… свобода это сирены за окнами, контрольный в голову и танки на улицах, каски  на  Горбатом мостике и пирожки с человечиной на Арбате, «Шестой лесничий» и карточки вместо денег,  свобода это словно роза во рту - красота и вкус крови на языке…


...было одно время, я жил, не видя дневного света, совой, одна долгая зимняя ночь, сухие камыши в эркере, гулкие крики в колодце двора, пианино врущее «соль», «Санта-Лючия», романсы Лещенки, Агафонов, Ахматова в рамке, круглый стол с холщовой скатертью, армянский коньяк, если есть… а если нет - «палёнка» у шинкарки тети Лили. По ночам мы выходили на лёд - тёмные окна промоин под мостом, плети позёмки, мутная луна над тюрьмой, «Кресты» на другом берегу довлеют надо всем…
Лаваш - ах, что за лаваш мы покупали ночью в пекарне! Таврический, весь стеклянный после вечернего январского дождя, был в распоряжении нашем, и пес съезжал на заднице с горки, и мы вслед за ним … дробилась луна в паутине оранжерейных стёкол, была тишина, было лиловое, ночное городское тесное небо.
Девяносто второй - это как после войны, не мне вам рассказывать. Эх, барахолочки!..
Мне мучительно - именно мучительно не хватает слов - как описать то время, для себя или для других. А может быть это никому не нужно? Это прожито и надо забыть, и жить настоящим и будущим? Но для меня это важно, это часть меня, часть моей личности - сгоревший Дом Литератора, ледяные подворотни с намётами снега, шартрез цвета бодяженой зелёнки и вкуса бурячной патоки…
Ленивый вечер, возле круглого стола кружок  Одного Актёра. Актер - младшая из сестёр, как и полагается главному действующему лицу в центре внимания. Поют, со старшей, на два голоса романс Бёрнса, переложенный на русский, «В горах моё сердце».
Рядом страдают поголовно влюблённые в неё персонажи - начинающий режиссёр, сумасшедший поэт, поэт бесшабашный,  фрик  безбашенный,  наркоман-нефтянник и торговец рыбой с нежной душой ковыля на ветру и рыжими коровьими глазами…

Шелестели дни, жёлтый лёд с вмёрзшими окурками и винными пробками скапливался в углах глаз, отягчал крылья сирен, искажал перспективу, дни становились короче, ночи длиннее, серебро вплеталось в дреды лёгких на подъём ангелов. Псы выли на одной, раз и навсегда фиксированной частоте, приходилось наращивать интенсивность покупной эйфории и всё тяжелей давалось достичь её…

Я помню, как просыпаясь по утрам,  не знал, как закончу свой день, не загадывал ничего, ничего не планировал - просто жил. Или - или. Или запинают ночью во дворе пьяные гопники, или дня три бухать с каким ни будь запойным сибиряком - фартовым в «Прибалтоне».
Мёртвая зыбь девяностых.
Драный, лётный кожушок, расписанный первой женой, заплатанные штаны-бананы, на плече - банджо в рюкзаке, под мышкой – сильно беременная  Котичка, на вписку, на «Тамбовник». Банка соевой тушёнки, кило риса, одна луковица. Покупаю в ларьках у «Норда» - «Севера» - «Норы» - «Горы».
С Обводного тянет гнилой водой. Лиговка, чёрные, немые дворы глядят из тьмы бельмастыми лунами каждого окошка, мигают окурками, неясно, угрожающе переговариваются хмельными голосами.
Зажатое в потной ладони шило рождает иллюзию безопасности...


Имя  тебе  град  Петров.  Подобно  немому  и  холодному,  чахоточному,  надменному  командору,  тянешь  ты  в  свои  каменные  объятия   души,  завороженные   твоей  смертной  элегантностью  и  маститой  дряхлостью…

Ты  обоссавшийся,  безропотный,
Сидишь,  на  ледяном  граните.
А  норны  -  суки  подзаборные.
Беззлобно,  спутывают  нити.

Я  рад.  Рад  тому  что  мне  выпало  жить  среди  твоих  ущелий,  мой  славный  Город.  Жить  во  времена  перемен.  И  пусть  китайское  проклятие  сбылось  с  нами,  оно  не  имеет сакральной  силы  в  России.  Я  рад,  что  мы  дышали  ветром  свободы,  я  рад,  что  жизнь  меняется,  и  меняется  вновь.  Обновление  -  вот  в  чём  смысл  жизни,  который  давно  и  безуспешно  пытаются  разыскать  философы.
После  трёхлетней  реставрации,  открыт  к  посещению  летний  сад.  Искусствоведы  горюют  о  том,  что  оригинальные  скульптуры  в  нём  заменены  копиями.  Что ж,  хоть  что  ни  будь,  доживёт  и  до  правнуков.  В  девяносто  шестом,  Андрей  «Матроскин»  Блауне  работал  реставратором  в  мастерской  сада,  что  напротив  училища  Штиглица,  через Фонтанку.
Мы  пили,  пили  целыми  ночами,  среди  запасных  мраморных  пальцев,  членов  и  прочих  выдающихся  частей  скульптур,  которые  вандалы  регулярно  отламывали  на  сувениры,  или  отбивали  просто  так.  Возможно,  придёт  время  и  оригинальные  произведения  вновь  вернуться  на  свои  пьедесталы.  А  пока  в  Риме  готы…
…дней  карусель,  грохочет  колесница.  Фаэтон  сжимает  обожженными  руками  пылающие  вожжи  зари.  Селена  обращает  безразличный  взор  на  город   в  белом  цвете  ночей.  Когда  нибудь,  настанет  день,  и  я  полечу,  горсткой  невесомого  праха  запущенной  с  грохочущего  неба.  Полечу,  и лягу  на  крыши,  карнизы,  кану  в  реки  и  опущусь  на  газоны  твоих  скверов,  чтобы  смешаться  там  с  мерзкой  грязью,  а  весной  прорости  новой  жизнью…


23.2012. Санкт-Петербург.