Великодушие и Достоевский

Ирина Каховская Калитина
Хочу привести еще один отрывок из моей переписки с моей приятельницей - болгарской журналисткой - Розалиной Евдокимовой, который, как мне кажется, может заинтересовать тех, кто любит творчество Достоевского и тех, кто пытается жить, подражая Христу. Некоторые места из письма, касающиеся деловой переписки, я опускаю. Вот письмо:

"Дорогая Роза!
Перечитываю воспоминания жены Достоевского в промежутках между работой и сгораю от стыда из-за собственного несовершенства. Вчера читала в метро и была потрясена одним эпизодом: Федор Михайлович ежедневно в любую погоду после обеда совершал прогулки по Петербургу.  Однажды средь бела дня его так кто-то ударил сзади по голове, что он упал на тротуар и разбил в кровь лицо. Набежал народ, позвали городового. Оказалось, ударил его крестьянин, который объяснил это так: "Да, я его легонько приложил. Сильно выпивши был." Достоевский просил по христианскому милосердию  отпустить обидчика, уверяя городового, что он его простил. Но не тут-то было, он был лицо публичное, писатель, поэтому затеяли суд. На суде, несмотря на то, что Федор Михайлович просил помиловать крестьянина, суд присудил его обидчику 16 рублей штрафа (для сравнения - корова стоила от 8 до 10 рублей) или отсидеть несколько дней в тюрьме. Достоевский дождался своего обидчика на улице после суда и отдал ему свои деньги, чтобы тот расплатился за нанесенную ему (Достоевскому!) обиду! Вот действительно истинный христианин! Вы представляете, ведь он мог НА СУДЕ ему деньги пожертвовать, а он не хотел его унижения и отдал их, когда никто не видел. Какое великодушие!И никто бы об этом не узнал, если бы его жена после его смерти не написала об этом в своих воспоминаниях. Когда о таком читаешь, хочется поднимать собственную планку в обыденной жизни, ведь он не только писал христианские романы, но и жил по-христиански. Как мало таких людей рядом, и как мало мы это сами являем для других! Я очень вспыльчива, но отходчива, быстро остываю и долго злиться не могу, но гордыня мешает примириться сразу, я еще потяну с прощением, как я сама себе объясняю "в воспитательных целях", а выхолащивается, теряется что-то главное, милосердное, милующее... Вот Достоевский не пытался воспитывать, он просто сразу же прощал и окутывал своей добротой, как меня это уязвило! Все, момент покаяния прошел, к сожалению, я должна работать. Целую, дорогая Роза, Твоя Ира".