В русском духе

Валентин Филатов
        Хмурый ноябрьский вечер остался за порогом ярко освещенного парадного входа Академической Капеллы. Все печали суетной жизни разом отхлынули. Снова с трепетом предвкушения незабываемого праздника входил я в эти священные стены, влекомый заголовком афиши одиннадцатого международного фестиваля русского искусства "Петербургская Осень". Крупными буквами значилось имя программы "В РУССКОМ ДУХЕ", и хотя имена московских композиторов В.Беляева и В.Кикты ничего мне, питерцу, не говорили, зато многое говорили имена исполнителей - оркестра русских народных инструментов "Метелица", хора "Апрель", детского хора "Перезвоны" - и имя художественного руководителя фестиваля Михаила Журавлева.
        Увиденное и услышанное в тот вечер 6 ноября на сцене Капеллы не только не обмануло моих ожиданий, но и многократно превзошло их. Во-первых, многочисленную публику ожидало несколько сюрпризов. В программе прозвучали еще и русские народные песни в обработке В.Огородновой, и романсы Н.Римского-Корсакова, и ария В.Бибергана, не объявленные в программе. Во-вторых, кроме хоров и оркестра народных инструментов программу украсил яркий голос колоратурного сопрано О.Комковой. А в-третьих, музыка В.Беляева оказалась таким ярким открытием, что, взволновав с первой же ноты, не отпускала до последней и не отпускает по сей момент, когда, спустя несколько дней, я пишу эти строки. Возвышенная и чистая, без единой фальшивой интонации, без пафоса и надрыва и, в то же время, исполненная благородной возвышенности и задушевной простоты, эта музыка явилась настоящим бальзамом на душу. Как мало сейчас пишется такой ясной и чистой музыки! Пронизанная чувством любви, эта настоящая православная музыка, обращённая к теме светлого праздника Рождества (кантата "Матушка Мария"), словно истекала непосредственно из сердца композитора. В какие-то моменты возникало чувство общего растворения: исчезали стены, раздвигалось пространство, и словно воочию представал - здесь и сейчас, въяви младенец Иисус в яслях и склоненная над Ним матушка Мария. Чистый тембр детских голосов (детский хор "Апрель" и детский хор "Перезвоны"), поддержанный мягким бархатом оркестра русских народных инструментов, весело заклинал исполненные радости краткие попевки. Композитор взял за основу святочные игровые напевы русских, украинцев, белорусов, сербов, поляков, выявляя их глубинное славянское родство, идущее из многотысячелетней глубины веков. И как же здорово это у него получилось! А вторил этому заклинанию нежный тембр женских голосов в образе Марии (женский хор "Апрель"), создавая оттеняющую детскому задору нежную краску. Кантата связана в единое целое небольшими монологами чтеца-рассказчика, превращаясь, таким образом в живую картинку святочных гуляний - яркую, сочную и добрую.
        Нельзя не сказать об еще одной удивительной особенности этого концерта. Всю программу объединяло удивительное искусство ведущего Константина Никитина. Назвать это конферансом язык не очень-то поворачивается, потому что конферанс - это что-то скорее из области циркового искусства. Обращения великолепного чтеца, рассказчика, актера к залу, не просто объявление номеров, а именно обращения, в которых перемежались стихи и проза, исторические справки и остроумные ремарки, временами походили на проповедь. Ведущему удалось так тонко настроить весьма непростую аудиторию (в зале было очень много детей, в том числе, маленьких), что к концу вечера волна общего единодушия захватила практически всех. Многие покидали зал с полными слез восторга и умиления глазами. Не только прекрасная светлая музыка, не только великолепная игра оркестра и изумительное пение хоровых коллективов, но и потрясающее мастерство ведущего вызвали к жизни столь массовые возвышенные чувства.
        Оркестр, руководимые заслуженным артистом России Игорем Тониным и хоры были выше любых похвал. Представляю себе, сколько трудов и усилий стоила эта программа, сведшая воедино четыре коллектива и почти 200 человек на одной сцене. Истинные подвижники, действующие не по приказу, не за деньги (более того, вкладывающие свои средства в осуществление этой и других программ фестиваля), а исключительно по зову широкой русской души руководитель хоровых коллективов "Апрель" дирижер Виктор Огороднов, знакомый мне по предыдущим фестивалям в ипостаси прекрасного композитора, руководитель детского хора "Перезвоны" ДШИ им.М.И.Глинки Лариса Яруцкая, блистательно проведший весь концерт дирижер Игорь Тонин, чтец Константин Никитин и организатор этого празднества художественный руководитель фестиваля композитор Михаил Журавлев достойны чести вписать свои имена в славную историю русской культуры. И я уверен, что их труд еще сослужит славу земли русской. Низкий им поклон. И браво!