И будто снова клюнул лещ

Виталий Туманов 2
Рассказы бывалого рыболова
    И БУДТО СНОВА КЛЮНУЛ ЛЕЩ
    **************************
    Два соседа пенсионера сидели по-кавалерийски на лавочке за шахматной доской в тихом уголке двора. Природа отдыхала после дневного зноя. От кустов боярышника даже повеяло сыроватой свежестью, которая таилась до поры под ними в тени густой травы.
   -А мы Сеню шаханём, самодовольно ухмыльнулся один из партнёров,
двигая ладью, которую с ностальгическим упорством детства именовал турой, слона же - офицером.
   -А мы Пете сделаем ручкой,- озорно сощурился второй, производя рокировку.
   Петя надолго задумался. Сеня скучающе глянул на белесое от засухи
небо и мечтательно произнёс:- Теперь бы искупаться. Этак раздеться, не торопясь, медленно зайти в воду и присесть.
   -В озере бы!- подхватил Петя, и рука его вернулась, не дотянувшись до коня.- Помнишь, как после рыбалки мы с тобой при полном безлюдье без трусов бултыхались и что-то орали от удовольствия. А потом костёрчик развели, ушицу сварили...
   -Огурчики разложили, помидорчики, луковичку почистили,- нетерпеливо дополнил Сеня.- И налили по первой...
   Друзья разом умолкли, будто уйдя в прошлое. Их глаза повлажнели и затуманились. Было время, они, едва доработав неделю, торопились ухватить самые счастливые часы своей жизни: это когда, благословив плевком шустрого червяка, забросишь снасть к водяным лопушкам и замрёшь в ожидании поклёвки.. Провожаемые на пенсию с коллективными пожеланиями заслуженного отдыха и подарочными наборами удочек Сеня и Петя с беспощадной образностью разжигали в душах бывших сослуживцев черно-белую зависть к открывшейся перед ними перспективе рыбацкой вольницы.
   Но как-то не получалось, рыбалка постоянно откладывалась. Вдруг оказалось, что требуют присмотра внуки. Жены начали по-братски делить с мужьями снабженческие обязанности. А потом, известно, то погода не соответствует, то вроде поясницу ломит. Короче говоря, заскучали рыболовные снасти на антресолях. А сами бывалые рыболовы, как положено в их годы, коротали свободные часы в рассуждениях о смысле жизни. Придя к выводу, что, в общем-то, смысла никакого и нет, махнули на судьбу рукой и увлеклись шахматными баталиями, одна из которых оказалась прерванной внезапно нахлынувшими воспоминаниями.
   -А помнишь,Петь, на Истринском водохранилище мы с тобой во время отпуска целую неделю рыбачили на Пятницком плёсе?
   -Еще бы! Прямо против палатки был притоплен в воде ящик, в котором кишмя- кишил наш улов.
   -Ты тогда на живца огромнейшую щуку вытащил, и мы никак не могли без зевника освободить из её пасти крючок.
   -Щуку в другой раз. И случилось это в заливе Штаны. А на Пятницком попался сом. Ты еще пока его подсачивал, свалился с коряги в воду.
   Друзья увлеклись воспоминаниями. Тем временем, затеявшие совместное чаепитие жены, застали припозднившихся рыболовов в возбуждённом состоянии. Они сыпали подмосковными топонимами, размахивали руками, до плеча обозначая размеры пойманных рыб. И до того распалились, что тут же объявили женам о непреклонном намерении спозаранку отправиться на рыбалку.
   ***Застывшая в розовам рассвете вода до того умиляла Сеню, что он прослезился. Боже, думал он, какая благодать наполняет эти озёрные берега, кусты, извергающие птичьи трели! Изумрудная стрекоза качается на камышовой былинке, и с метёлки падает в воду, прямо на пуховое облако, звонкая капля росы. Стремительные водомерки скользят вокруг желтых кувшинок. Вдруг одна метнулась к поплавку и тот дрогнул. "Не обманешь!". Но поплавок снова встрепенулся, чуть притонул, дёрнулся и его красная макушка стала словно растворяться в глубине.
   Сене захотелось радостно закричать и лихо выдернуть из воды добычу. Но былой навык словно проснулся в нём. Рука легко и упруго поддернула удилище. И сразу, будто молнией - от кончиков пальцев до плеча - пронзило её единоборство с достойной рыбой. Она внатяг пошла на лесе по дуге. По всем повадкам - лещ. Сеня легко потянул удилище вверх и, чувствуя, что "вздыбил" рыбу, вывел её на поверхность, положил на бок. Глотнув воздуха, лещ, словно большой серебряный поднос, заскользил к берегу.
   Где же Петя? Он обязательно должен видеть, какого красавца вываживает компаньон. А Петя - вот он. Почему-то вылезает из глубины озера, увешанный тиной, будто водяной, и устремляется за сениной добычей, норовя ухватить её подсачком. Лещ разражается звонким лошадиным ржанием. У него вдруг появляются крылья и рыба пытается вспорхнуть. Сеня делает отчаянный рывок, норовя ухватить ускользающую добычу, и шлёпается в озеро. Как когда-то на Пятницком плёсе...
   ***На шум сбегаются домашние. Старшие с удивлением, младшие с интересом смотрят на главу семейной династии, который, сидя на полу возле своего дивана, крепко вцепился обеими руками в подушку. Рядом валяется дотрескивающий будильник.
   -Отвык от будильного звона,- конфузясь объяснил дед Сеня,- заспешил.
   Он еще долго лежал в постели, наслаждаясь грёзами сна. Ему казалось, что действительно побывал на рыбалке. И рука еще сохранила тугие толчки добычи, мечущейся в глубине. И сквозь полуприкрытые веки просачивалась лазурь рыбачьего утра.
   Надо было спешить. Предстояло тащить тяжелый рюкзак с палаткой и харчами, связку удочек и прочих причиндалов. Потом тесниться в автобусе, торопиться в метро, трястись в электричке. Затем - опять в автобусе. И еще пешком. Ну, как обычно, как бывало. Подумаешь, ничего особенного, не привыкать. Зато когда доберешься до озера да окунёшься для начала в прохладную, пахнущую солнышком воду, почувствуешь себя самым счастливым человеком.
   ...А Петя все не заходит. Может, проспал? Может, тоже увидел
чудесный сон, навеянный общими воспоминаниями? "Все-таки лучший отдых - это рыбалка!"- подумал Сеня, блаженно погружаясь в утреннюю дремоту.
      *****     *****     *****     *****     *****    *****