4. В. И. Агошков. Орловское Поочье. О нравах

Василий Иванович Агошков
4.В.И.Агошков. Орловское Поочье.

О нравах.



Каждый из нас волен выбирать свои определения Родины. Но с некоторых пор стали величать Русь, Россию то тихою и незаметною, затерянную в диких лесах, а потому – отсталою и варварскою, то неяркою и неброскою…

Даже наш выдающийся писатель и историк Н.М. Карамзин так написал о Юрии Долгоруком, которому в качестве наследственного удела от отца, Владимира Мономаха, досталась Страна Вятичей. Юрий Долгорукий видел здесь «небо суровое, дикие степи, дремучие леса, народ грубый».

 Великий поэт А.С. Пушкин с любовью изобразил киевского летописца Нестора:

Ещё одно последнее сказанье –
И летопись закончена моя…

 Между тем Нестор и его последователи говорили о наших предках – вятичах, северянах, радимичах, как об отсталых племенах, что собственно и повторил в начале 19 века Н.М. Карамзин.

А в начале ХХ века революционер-демократ П.И. Якоби(й) выпустил книгу «Вятичи Орловской губернии», в которой он, наряду с интересными данными, написал и о грубости и лени вятичей.

Крупный и плодовитый орловский писатель-краевед 19 века Г.М. Пясецкий, чьи книги переиздаются и сегодня, утверждал, что нравы вятичей, «несмотря на тысячелетнее расстояние между ними и нами, доселе оттениваются ещё в быту нашего простонародия…

В образе домашней жизни они не отличались чистотой и опрятностью… и в употреблении пищи из рода животных были неразборчивы, «едя всё нечистое». Если и в настоящее время простонародие наше не может похвалиться своею опрятностью, то это наследственная черта от предков».

Чем же объяснить подобные нелепости?! Наши предки долгое время не подчинялись Киеву, были язычниками, а не христианами. И поэтому Нестор, как киевский летописец, называл вятичей «нечистыми», поскольку они, «как звери», садились за стол, не перекрестившись.

А в середине 19 века, когда Россия оказалась накануне отмены крепостного права, нужны были примеры очень и очень тяжёлого положения простых людей. И такие примеры, с разрешения царя, посыпались, как из «рога изобилия». Прежде всего, со страниц «Отечественных записок».

Орловец И.С. Тургенев выпустил «Записки охотника», за что, якобы, был сослан в такую глухомань, как город Орёл. Писатель живо изобразил крестьян с плавающими в тарелках мухами и прочее.

Другой орловец – Н.С. Лесков возмущался вшами, которые покрыли грудь одной переселенки.

Журналисты, литераторы, все, считавшие себя прогрессивными демократами, показывали свою «нелюбовь» к тем порядкам, которые были в стране.

Кстати, обучавшийся в Орловской гимназии будущий писатель Ф.Д. Крюков, тот самый, кому потом припишут создание «Тихого Дона», просто не выносил обычаев, царивших в прекрасном заведении, выпустившем в свет плеяду замечательнейших учёных, писателей, в том числе и самого Крюкова, авторов учебников, философов и пр.

А всё дело в том, что тогда просто было модно критиковать существующие обычаи, даже если это и не вызывалось необходимостью, даже во вред себе.

Известно, что от добра добра не ищут, тем не менее гоголевский сарказм по отношению к «мёртвым душам» докатился и до 1917 года. И, надо заметить, довозмущались так, что великая Россия распалась.

Распалась оттого, что мы очень и очень сильно, ещё и до большевиков, мазали себя грязью, ради светлого будущего. Увы, светлое будущее так и не наступило, а грязь осталась. По-прежнему в книгах, особенно выпущенных на деньги западных спонсоров, можно прочитать о том, какие наши предки, да и мы с ними заодно – непросвещённые. А потому нам нужно побыстрее приобщаться к западным ценностям.
 
В свою очередь, церковные служители частенько и в церквях, и на страницах районных газет вспоминают «поганых» язычников, призывают быстрее приобщить их к христианским заповедям. Даже с экранов телевизоров вещают о том, что мы не в состоянии постичь какие-то церковные «каноны».

А некоторые писатели договариваются до того, что мы, русские, вообще-то «ущербная нация». В последнее время всё больше и больше в телевизионных сериалах в качестве положительных героев выступают не русские, а представители других национальностей.

 Мы только «за», но зачем тогда находить именно среди русских всевозможных «ублюдков», «предателей» и просто отвратительных людей. Разве их нет среди других наций?!

В одном фильме еврейка едет на Колыму к своему мужу, словно жена-декабристка. Она делает всё возможное, чтобы облегчить страдания своего любимого. В то же время жена оклеветанного генерала, надо полагать – русская, сначала подневольно в лагере, а потом осознанно и на свободе, в отсутствие мужа прелюбодействует, выходит замуж за американца, не дождавшись сына с войны, уезжает на другой континент в Америку.

В другом телесериале солдат, даже после ранения, возвращается в свою штрафную роту, хотя мог этого по закону не делать. Рядом с таким романтиком воюют настоящие уголовники-убийцы, карьеристы, думающие, прежде всего, не о защите Родины, а о насыщении своих желудков. Конечно же, русские.

Величие любого народа проявляется в его культуре. Авторы фильма показали русскую гармошку в руках лихих русских бойцов, способных распевать всякую похабщину. Оказавшийся в штрафроте церковный батюшка решил в противовес исполняемым на гармошке частушкам спеть под гитару романсы.

Однако гармонист недолго слушал батюшку, тут же «врезал» по клавишам и пропел новое «откровение». Подобное столкновение «разных культур» можно видеть и в ещё одном фильме, где главный герой проявляет недовольство своим «некруглым имечком».

Солдатка-еврейка чтением классических стихов воодушевляет подруг на подвиг, в то время как родившаяся в глухих «брянских лесах» её русская одноротница сначала бестолково лишается на домашнем сеновале девственности, а потом также бестолково погибает в болоте, не вызвав подкрепления...

Подобных телесериалов, книг, фильмов сейчас развелось много. Конечно, в любом народе есть подонки и отщепенцы, бомжи и лоботрясы. Но не следует, как говорили наши мудрые предки, нашим же салом бить нас по мусалам!

Как не преувеличивать силу русского духа, сумевшего за сравнительно короткий срок освоить Сибирь, Камчатку, выйти к берегам Америки!

Мы ничего не имеем против всех народов России, поскольку и в нас самих «понамешено» столько кровей, что теперь трудно отыскать настоящего русского.
Мы – Федерация, союз народов! Мы за единение всех и каждого, иначе – беда!