Романс о влюбленной

Нина Роженко Верба
Сегодня  с утра я купаюсь в лучах чужой славы.  Звездной славы Мирей Матье. Мне достался крохотный кусочек  ее  сияющего шлейфа, но и этого вполне достаточно, чтобы чувствовать себя  ПРИЧАСТНОЙ.

С утра я в сотый, наверное,  раз рассказываю друзьям и знакомым, как вчера я была на концерте мегазвезды. Я уже выучила наизусть свой текст,  градус эмоций  чуть-чуть упал, и  я  демонстрирую голосом и эту усталость, и эту причастность. Я озвучиваю стоимость билета в первом ряду и наслаждаюсь вырвавшимся  из уст слушателя ошеломленным  "Ого!". Далее я сообщаю, сколько заплатила за  счастье слышать звезду я, и удостаиваюсь еще одного "Ого!"  Я сообщаю множество разных подробностей, как выглядела Мирей, как пела, как ходила, как общалась с залом.... Я молчу только о главном. И об этом главном мне  не хочется говорить  вот так, в одном ряду с ценой на билет, с какими-то еще незначительными вещами.

- И что же это главное? - спросите вы.

А как ответить на этот вопрос мне? Ведь это надо объяснять, что значат для меня ее песни. Вообще, что она значит в моей жизни. Мирей Матье. Не просто певица. Не просто полюбившиеся мелодии.

Ее голос... Как рассказать о потрясающей магии ее голоса? Как рассказать, чтобы стало понятно, каким праздником становилась для меня каждая пластинка с ее песней тогда, сорок лет назад. Фильм "Городской романс" я смотрела при каждом удобном случае только для того, чтобы услышать песню Мирей.

На старом проигрывателе, со скрипом и шипом, я слушала ее удивительный, неповторимый голос, и душа моя пела вместе с ней. Я не понимала слов, да мне и не нужно было понимать. Ее голос рассказывал, о чем она пела, без всякого перевода. Ее голос рассказывал о Франции. О  Франции, которую я любила и считала  необыкновенно близкой, почти родной благодаря читанным-перечитанным неоднократно романам Золя, Бальзака, Дюма, Моруа, Саган. Ее голос наполнял жизнью мои почерпнутые из книг знания Франции, одушевлял их, приближал ко мне. И как это объяснить!

Я не фанатела в привычном понимании этого слова. Мне кажется, незримая связь которая возникла между мной и  поющей француженкой, она была глубже и серьезнее обыкновенной фанатской любви. Что-то такое происходило в моей душе, когда я слушала ее песни, что не  объяснишь словами.

Это молчаливое обожание, эта искренняя любовь сопровождали меня всю жизнь...

Из газет я узнавала о ее визитах в Союз, о ее концертах. Я даже не мечтала попасть на концерт. Мечта побывать когда-нибудь на ее концерте , конечно, была. Но Бог ты мой! Для меня это было осуществимо так же, как полет  в космос.  Я собирала диски и кассеты с ее песнями и была счастлива  уже тем, что могу их слушать на хорошем магнитофоне, с хорошим звучанием.

И вдруг месяц назад в Краснодаре я увидела афишу с ее именем... Билеты мы купили в тот же день. И месяц  я жила мыслью о том, что меня ждет.

Билеты хранились у моей невесточки, она же должна была отвезти нас на концерт. Где-то с неделю назад она позвонила и сказала, что ее машину ограбили. Днем, пока она ходила на рынок, вскрыли машину, украли сумку с кредитными карточками, кошельком. Я громко сочувствовала ей, задавала сотню вопросов. Радовалась, что жулики не успели снять деньги, она вовермя позвонила в банк. И вдруг в какой-то момент нашего разговора меня пронзила страшная мысль: билеты - билеты на концерт Мирей!!! - были, наверное, в сумке! И я в ужасе закричала: "А билеты!" Леночка рассмеялась и успокоила меня. Билеты  лежат дома, в целости и сохранности.

Мне было стыдно, но я ничего не могла поделать с собой. Билеты волновали меня больше...

И вот день концерта. С утра поливает дождь. Диктор "Русского радио" с энтузиазмом сообщает, что в Краснодаре и Кореновске весь день идет дождь. Но какой дождь мог нас остановить!

Большой зал спорткомплекса "Олимпийский" перегорожен сценой с высоким черным полупрозрачным занавесом. Мы сидим в партере и ждем. Ох, уж эти последние минуты ожидания и предвкушения....

Гаснет свет, поднимается занавес. На сцене оркестр и три бэк-вокалиста.  МИрей Матье в красном платье, очень скромном и изящном.

Здесь мне хочется сделать отступление и в очередной раз посожалеть о низком, помойном, уровне нашей попсовой культуры. Ну, кто будет спорить, что Мирей Матье мегазвезда? Никто. Уж  наверное, она могла бы вывести за собой на сцену с десяток сисястых, ногастых девиц  в купальниках, полуголых мальчиков, чтоб прыгали на заднем плане, трясли цветными перьями и гениталиями. Да если уж на то пошло, она могла бы не только себя, не только всех зрителей одеть в цветные перья, но, наверное, и весь Краснодар. Я думаю, ей хватило бы на это денег. Но не было голых девиц, не было музыкантов  в драных майках и джинсах, не было купеческой роскоши  и сорочьего блеска.

Музыканты и парень из подпевки вышли выступать в костюмах и галстуках! Когда вы последний раз видели на сцене костюмы и галстуки? Наши так называемые звезды обставляют сцену так, что ее можно принять за предбанник, нудистский пляж, дом сумасшедших, бордель...  Да за что угодно, только не за сцену. И от этих полуодетых силиконовых блондинок, заполонивших наш шоу-бизнес, становится тошно. Но где-то кто-то убежден, что пипл хавает и мечтает хавать именно эту тошнотную продукцию.

Но вернемся в "Олимпийский" . Маленькая женщина в красном платье вышла, тяжело ступая, словно через боль, на авансцену и запела.

Это был ее голос. Потрясающий до глубины души, по-прежнему забирающий и подчиняющий себе без остатка. Может, звучал он чуть глуше, чем на студийных записях, может, не так легко, как в молодости, уходила Мирей на верхние нотки, но это был ее поразительный, уникальный, неповторимый голос.

Овации и цветы сопровождали каждую песню. А когда она запела "Вечную любовь", зал просто взвыл от восторга. А я ловила каждое ее движение. Вот она оперлась о стойку для микрофона, давая отдых своим ногам. Вот подошла к пианино, где стоял стакан с водой, сделала глоток воды и снова схватилась за крышку пианино, оперлась, отдыхая.  Я думаю, ей было нелегко. Но она  пела так, что я забыла обо всем,потому что она настоящая звезда. А я слушала ее голос и думала: "Ну вот, сбылась твоя мечта. Пусть с опозданием на сорок лет. Но ведь сбылась! И это здорово! И я даже чуть-чуть всплакнула в темном зале под песню "Прости мне этот каприз", потому что осуществленная  мечта прекрасна, но мечтать больше не о чем, и от этого счастье чуть горчит."
В финале на ломаном русском языке, с очаровательным акцентом Мирей сказала, что пела сегодня с особым чувством, потому что рядом была ее мама. И на сцену вывели маленькую, седенькую старушечку. Зал встал и аплодировал стоя. И этой старенькой французской мадам - матери Великой Певицы. И самой Певице, подарившей сегодня своим поклонникам радость встречи.

Где-то я прочитала, что Мирей Матье всегда была на солнечной стороне улицы...Наверное, в этой красивой фразе есть доля истины. Может, поэтому так светло и радостно от ее песен.

Сегодня с утра я слушаю Мирей, подпеваю своим любимым песням, словно пою нескончаемый романс. Романс о влюбленной. Влюбленной в песни солнечной певицы.


Фото мне любезно предоставил Юрий Хозяинов.


Песня "Прости мне этот каприз" https://www.youtube.com/watch?v=L4taao8xrnk