Секрет женщин острова Сент-Винсент

Евгения Серенко
               
   В Торонто гремела Карибана.

   Каждое лето тысячи и тысячи островитян приезжают сюда на Фестиваль Карибской культуры. Себя показать, на других посмотреть; выбрать Короля Карибана и Королеву Феерию. Звенит даунтаун от калипсо и рэгги – не то блюза, не то джаза; бьют в барабаны чернокожие парни; качаются перья на ярких костюмах...
   Празднично, красиво и шумно.

   Слишком шумно.


 - Юджиния, - позвонили мне из Агентства, - завтра – твоя очередь идти к Селине.
 
   Я вздохнула. Об этой клиентке ходили легенды: ни одного из наших социальных работников не оставила она у себя. И никто не понимал: почему? Селина была приветлива, нетребовательна, за все благодарила, а потом звонила в Агентство: «Спасибо. Но пришлите кого-нибудь другого».

   Ну, что ж, моя очередь – значит, моя.
 
   Селина – немолодая чернокожая женщина с острова Сент-Винсент – оказалась доброжелательной; она что-то говорила, я что-то отвечала, но все мысли были заняты героем нового рассказа: оставить его в живых или все-таки... 

 - У тебя есть еще черные клиенты? - спросила Селина.

 - Что? – оторвалась я от своих размышлений. – Дай подумать. Нет. Сейчас нет.

   А потом мне позвонили:

 - Юджиния! Выручай! Возьми Селину! Ты ей понравилась.
   
   Селина приехала в Торонто лет тридцать назад – после того, как осенний шторм обрушился на остров Сент–Винсент и уничтожил деревню, в которой она жила.     Представляю, как красива была она в молодости, если и в семьдесят пять у нее были белоснежные зубы, не тронутые сединой волосы и ни единой морщинки на лице.

 - Селина, открой секрет: как ты ухаживаешь за волосами?

 - Coconut oil, - отвечала Селина.

 - А зубы?

 - Coconut oil, - улыбалась она.

 - Селина! Как тебе удается быть такой стройной?

 - Coconut oil, - был ответ.

   На все вопросы – один ответ: «Coconut oil». Кокосовое масло.

   У Селины было шестеро детей и двадцать внуков, и все жили в том же доме, где и она, и даже на её этаже. Огромная семья; но никогда я не слышала резкого слова, не видела расстроенных лиц или поджатых губ.

 - Селина! – спрашивала я, - как вам удается быть такими дружными?

 - Coconut oil, - отвечала Селина.

   Я думала, она смеется. Зубы, волосы, кожа... даже больное горло или царапина - кокосовое масло может помочь. Но мир в доме? Нет, она точно смеётся.


   Только через год я поняла, что Селина не смеялась.
 
   Опять звенела Карибана; опять прилетели в Торонто островитяне – те, для кого музыка, ритм и танец – не часть жизни, а сама жизнь.
 
   В тот день я спешила к Селине – и упала, обо что-то споткнувшись. Позади кто-то шел. «Сейчас мне помогут», - подумала я. Шаги раздались чуть левее – и затихли. Я кое-как встала и доковыляла до дома Селины.

 - Ну, Селина, давай свое масло. Колено болит. И представляешь – девушка прошла мимо!

 - Черная? – спросила Селина.

 - Не знаю. Какая разница? Главное – прошла мимо.
 
   Селина принесла свое чудодейственное лекарство, намазала мою распухшую коленку и села напротив.
 
 - Вот ты смеялась, что у меня на всё один ответ, - сказала она. – Но подумай сама. Твоей стране Бог дал нефть, золото, рыбу, зерно... все, что нужно человеку. Уж как вы распорядились своим богатством – не моё дело. А моему Сент Винсент Он дал только рыбу, бананы и соленое море вокруг. И таких же, как мы, на соседних островах. А ещё он дал нам кокосы. А что такое кокосы? Это еда и лекарство; мыло и крем для лица; зубная паста; посуда и мебель... У нас дома - из стволов кокосовой пальмы, а крыши – из её листьев. Дитя вырастает в кокосовой люльке – и старик уходит в землю в гробу из кокоса. Мы плетем шляпы и украшения; отжимаем кокосовое вино; жарим рыбу на кокосовом масле. Но главное, кокос сохраняет на острове мир. Да, да, не удивляйся. Море – друг, но оно бывает врагом. Ты видела волны под тридцать футов? Тебя били наотмашь струи тропического дождя? Ты провожала глазами уплывающий в море дом? И кто построит тебе новый дом? Не женщины. Мужчины. Тишина и мир в доме – наше богатство. Вот ты не выносишь запаха пива, а муж  принес его домой. Ты промолчишь? А я промолчу. И он поймет, почему я молчу. Сын подрался с соседским мальчишкой, и его мать пришла к тебе жаловаться. Ты накажешь? А я промолчу. И ему будет стыдно, что мать не хочет с ним говорить. У невестки уже третий выкидыш... а как жить без внуков? Ты укоришь? А я промолчу. Пережду, пока обида уляжется, а плохие слова уйдут. И она прижмется ко мне, а сын скажет: «Ничего! Мы еще молодые!» Прост наш секрет. Как почувствуешь, что назревает ссора или недовольство, идешь на кухню и ложку масла – в рот. Десять  минут молчишь...  как говорить-то? А за эти минуты злость уходит. И в доме – мир.
Вот и весь секрет наших женщин. Ты скажешь – никакого секрета, и ничего нового я тебе не сказала. Не сказала... но только ты будешь жить, как привыкла, а у нас в каждом доме – кокосовое масло.
 
  - Спасибо, Селина. Я рада, что год назад ты почему-то остановилась на мне.
 
  - А знаешь, почему? – улыбнулась Селина.- В вашем агентстве, наверное, думали, что я сама не знаю, чего хочу. А я знала. Но как я могла объяснить, что негоже женщине из рода Карибов принимать помощь той, которая точно знала: сколько у нее белых клиентов, а сколько черных. И только ты ответила, что нужно подумать.

   Я вспомнила свои мучения: оставить героя в живых или всё-таки...

 - Селина! Я не сразу ответила тебе тогда потому, что...
 
   Она не дала мне договорить:

 - Помолчи! Давай-ка лучше возьмем по ложечке масла.