20. Восточный берег. Камни Тамерлана

Михаил Самуилович Качан
На фотографии холм Санташ. Каждый камешек - погибший воин Тамерлана ("Санташ" в переводе с тюрксого означает "считаный камень").

поехали в Долинку

Мне ещё в Академгородке Георгий Сергеевич Мигиренко обещал, что меня отвезут, куда мне надо. И вот на следующий день мы с Владиславом Богдевичем, поехали на автомобиле в дом отдыха «Долинка». Богдевичу надо было по каким-то служебным делам быть на биостанции в Долинке, так что мне повезло, - у меня был хороший попутчик.

Выехали мы ранним утром, потому что путь был неблизкий. Дорога местами была окаймлена аллеей высоких деревьев, похожих на пирамидальные тополя. А, может быть, это они и были? До Пржевальска мы доехали быстро.

В Пржевальске мы уже не останавливались, только заехали на базар. Пржевальск славился своими яблоками, но они ещё не поспели. Но базар был большой, – было много ягод и овощей.
По пути мы все время говорили об озере Иссык-Куль, этом природном феномене, который не мог не восхитить любого, кто его хоть раз увидел. Этот феномен настолько многогранен, что познать его, изучить его особенности оказалось невозможным и за полтораста лет, как российские ученые появились на его берегах вслед за русскими войсками.

Несмотря на то, что ученые России начали изучать озеро Иссык-Куль еще в середине ХIХ века, несмотря на то, что к изучению озера причастны такие известные ученые, как Семенов Тян-Шаньский, Берг, Матвеев, Забиров и многие-многие другие, несмотря на то, что озером и сегодня вплотную занимается современная наука, сведения о нём оказались довольно скудными.

Дело в том, что характер озера уникален. Котловина, в которой оно находится, со всех сторон замыкают высокие хребты Тянь-Шаня, поэтому микроклимат здесь свой, особенный. Озеро никогда не замерзает, и это привлекло к нему миллионы птиц, которые зимуют на его берегах. Вода озера кристально чистая и весьма мало минерализована. Поэтому она обладает высокими бальнеологическими свойствами, что делает озеро ценнейшим природным курортом. Но в те времена, которые я описываю, еще мало думали о его тщательной охране и о создании курортной зоны. Нет, я неправ, о курортной зоне думали, но денег на ее создание выделялось крайне мало.

по восточному побережью на север

Мы вначале ехали на север вдоль восточного побережья Иссык-Куля. Первой рекой, которую мы пересекли по мосту была река Джергалан — самая многоводная среди горных рек. Следующей рекой был Тюп. Как мне сказали, Тюп – самая длинная река – 110 км.

Обе реки стекают с гор. Между ними – две параллельные гряды — Сухой хребет и Чон-Тосма. Они постепенно повышаются и где-то вдалеке сближаются. Между горами и озером обе реки образуют обширную пойму. Я видел только камыш и осоку, но ребята сказали мне, что здесь целые заросли облепихи и шиповника. Дорога пересекает много мелких ручьев, которые текут параллельно основным руслам рек.

Здесь в восточной части Иссык-Куля на плодороднейших землях выращивают богатые урожаи зерна, трав, картофеля, овощей. Ну и конечно Прииссыккулье славится своими садами, созревают фрукты – яблоки, груши, абрикосы, сливы, и ягоды – черешня и клубника, малина и черная смородина. По склонам гор и на сыртах пасутся отары тонкорунных овец, табуны лошадей и молочного скота.

Мы проехали город Каракара. Чтобы попасть в следующее селение Тюп, надо подняться на перевал Санташ на высоту 2185 м. Он находится между горами Кунгеем на севере и Терскеем на юге Иссык-Куля. За перевалом на востоке лежат Кегеньская и Текесская котловины, но нам туда не надо. Перевал я упомянул, потому что, во первых, мы поднимаемся и спускаемся, а, во-вторых, на нем находится знаменитый холм Санташ.

О происхождении холма рассказывает легенда: Тамерлан, проходя со своим войском через эти земли, чтобы наказать язычников-горцев, приказал каждому воину захватить по камню и сложить их на перевале. Образовалась высокая груда камней. Идя обратно, он приказал каждому воину взять на перевале по камню из сложенной груды. Осталось много камней погибших воинов, – они-то и стали большим холмом Санташ (тюрк. “Считанный камень”), ставшим памятником погибшим воинам.

А потом, когда мы спустились вниз, мне показали остатки земляного вала в устье Тюпа – все, что осталось от древнего города Чигу народа усуни. Здесь была их столица в I веке до н.э.

– А город ушёл под воду озера, – сказали мне.

В первую поездку, проезжая по северному побережью, я слышал об армянском монастыре, ушедшем под воду. Теперь вот, услышал про целый город.


Продолжение следует