Георгий Милляр - 110 лет

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

 7 ноября 1903 - 4 июня 1993

Заслуженный артист РСФСР (1965), Народный артист РСФСР (1988).

Родился в Москве, в семье марсельского инженера-мостостроителя Франца де Милье, приехавшего в Россию по контракту незадолго до начала ХХ века и скончавшегося в 1906 году. В России инженер женился на дочери иркутского золотопромышленника Елизавете Журавлёвой. Их единственным сыном и стал Жора, который воспитывался в в роскоши гувернантками-француженками. У Милляров была фешенебельная квартира в центре Москвы и солидная дача в Геленджике. Мальчик получил превосходное образование и общался на трёх языках. После революции свои дворянские корни юный Георгий Милляр предпочёл "забыть", равно как и знание иностранных языков, начиная с французского. Своё происхождение он скромно выводил "из служащих". До конца жизни Георгий Францевич не уставал повторять, что был рождён в день не той революции (7 ноября), ибо его любимый праздник - 14 июля, день взятия Бастилии. Однако на отцовской родине он так и не побывал. Всю жизнь велкикий актёр  безнадёжно мечтал сыграть Суворова, Вольтера и Цезаря...

Закончив Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр имени Маяковского), в 1927 году был принят в труппу театра, где проработал до 1938 года. В кино с 1929-го. В 1938-1945 годах — актёр киностудии Союздетфильм (ныне — Киностудия имени Горького), в 1945-1952 — актёр Театра-студии киноактёра в Москве, в 1952-1959 — актёр киностудии «Мосфильм», в 1959-1993 — актёр Киностудии имени Горького.


ДВА ПОСТА  ОБ ОДНОМ  ВОЛШЕБНИКЕ

1.

«В гостях у сказки».

Моё поколение, прильнув к экрану, не отрывая глаз и затаив дыханье, впивалось в это ежесубботнее действо, простенькое, но волшебное, внимая, наслаждаясь, подражая и благодаря.

Приобщение к сказке, входящей в жизнь, такую спокойную и безоблачную. Злодеи той сказки - просто гномики и дюймовочки перед сегодняшними «сериальными маньяками» (из сериалов то бишь, про реал молчу).

А перед очередным выпуском – неделя нетерпеливого ожидания новой встречи. Сладко ноющая интрига неизвестности: а что покажут через неделю? Впрочем, кое-что было известно точно и даже железно. Обязательно будет сказочная ведущая Валентина Николаевна Леонтьева и чудесный фильм. О, если бы Александра Артуровича Роу!!! Ведь, если Роу, - то и Милляр, и даже не один, а целых два, а то и три! Ведь маленький обрусившийся французик де Милье в каждом шедевре советского ирландца Роу умудрялся осуществить череду перевоплощений.

Но, бесспорно, самым из них гениальным, бессмертным, всеми любимым и всегда жданным была Баба-Яга! Ни разу (!) не повторившись, Георгий Францевич в мало меняющейся внешне Ягусе всякий раз находил какие-то новые изюминки и оттенки или, хм, вернее всё-таки – «поганки и гадёнки».

Помню, как по-охотничьи напряжённо выцеливал я юркую фигурку, если загодя прознавал, что в этом кино Георгий Францевич должен мелькнуть или хотя бы «милрлыкнуть». Да, чаще всего то был кратенький мельк – без шанса разглядеть лицо. Как это было жестоко... По отношению к зрителю, тем более маленькому, который ждал, надеялся и верил! А по отношению к Актеру?!

С одной стороны, милляровская кино-табель шкалит за две сотни ролей. И вроде как один из самых звуко-востребованных (мультики, пластинки) и СНИМАЕМЫХ. С другого припёку: вроде как С НИМ, НО  ЕМУ тут и дали-то пол/дули да осьмушку фиги. Ну, и с чего тут, скажите, образ слеплять? Один голос, да и тот на вяк-полтора.

В любимом сов-детском боевике «Достояние республики» вся его роль – это вколачиваемый в тугую интригу клекочущий дребезг начальника станции: «Ящики! Ящики! Ящики…»… И больше ничего, даже профиля, не говоря о фасе. Но уже роль, и какая! Навсегда в памяти. Наравне с допрашивающим Макаром (Олег Табаков).

Потрясный мим, какому, возможно, не было равных, величайший пародист и импровизатор, блистательный сочинитель афористических острот, от которых бы вряд ли отказались Твен или Лец*.

Гений сказки, её гость, её владыка…

Всегда в сердце ребенка, даже когда тот становится дедушкой. Да и ребенок-то ты потому лишь, что в сердце живут такие, как Милляр и Роу.

Такая Милляя Бабуся…

"Кино-театр.ру": 14.07.2009 17:01

2.
Победить зло можно, сделав его добрым. Милляр сделал! Его нечисть смешна и, несмотря на всю внешнюю без-образность, прелестна, как игрушечный тролль. Спасибо ему и Роу. Ролей в жизни Милляра было на порядок меньше, чем должно б. Эпизодов - тьма, иногда не разглядишь лица, но обязательно его ищешь – по голосу. Увы, уже смелькнуло, а голос впился в память и знай себе дребезжит. Второго такого не было и не будет. Жалею тех иностранцев, кто смотрит фильмы с переозвученным, дублированным Милляром. Он актер Планеты, о котором она, увы, по большому счёту, не подозревает. А то глядишь, и меньше было б зла.

"Кино-театр.ру": 21.12.2007 13:35


Мифы о Милляре (актер и режиссер Юрий Сорокин, кино-журналист Сергей Капков)

...Георгий францевич всю жизнь любил выпить. Но я (Юрий Сорокин) никогда не видел его в стельку пьяным. Он всегда был подшофе. В подмосковную деревню Зелёную, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка. Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шёл к машине с бидончиком: "О, о, о, я за молочком", - возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко. Милляр предпочитал дешёвенький портвейн "Кавказ" и "тройной одеколон" и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки или коньяка на бутылку портвейна...

..."Кащея Бессмертного" снимали во время войны, когда Киностудия имени Горького была в эвакуации (Душанбе). Милляр заразился там малярией и превратился в "живой" скелет. "45 кг с ботинками (при росте 164 см.). - Смеялся потом он. - Так что оператору было легко со мной работать"...

...Милляр любил похулиганить. Сам себя он называл "Стариком Похабычем", актёра Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", прозвал Поносом и придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской. Но на Георгия Францевича никто не обижался - его просто не воспринимали всерьез...

...Милляр придумал себе масочку, которую носил долгие годы. Возможно, она и спасла его от репрессий... Официальные лица не относились к Милляру серьЁзно: "Ну, кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек". А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с чёрствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримёрами и костюмёрами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актёрских разговоров. Многие пользовались его доверчивостью: гонорары за выступления не платили, долги не отдавали...

...До 65 лет Милляр ходил в холостяках, жил вместе с мамой в одной комнате в коммуналке (она скончалась в 1971 году), и Роу, когда хотел его наказать, кричал: "Вот смотри у меня! Всё маме расскажу!" Именно Роу и женил Милляра на его соседке по коммунальной квартире 60-летней Марье Васильевне. "Да мне уже не нужны мужчины", - удивилась женщина, когда давно знакомый человек вдруг сделал ей предложение. "А я и не мужчина... Я Баба-Яга", - ответил Милляр. Свадьбу они сыграли в первый день съемок "Варвары-Красы, Длинной косы" под Звенигородом...

...Когда Милляру было лет 70, их коммуналку на Бронной начали расселять, и актёру дали малогабаритную 2-комнатную квартирку на последнем этаже на окраине Москвы. Потолок постоянно заливало, да и до метро приходилось долго добираться на троллейбусе. "Ты бы хоть этаж пониже попросил", - ворчала жена, но Милляр никогда никому не звонил...

...Однажды его пригласили в киноконцертный зал "Россия". Я (Юрий Сорокин) приехал к нему в гости и вижу - на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба-Яга и подписано: "с любовью, Г.Ф. Милляр". "Что это?" - спрашиваю. "Да вот, Юречка, я узнал, что в "России" 850 мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятёнка остался от меня подарочек", - ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок. Зная ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел застёгнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили...



Георгию Милляру благоволили выдающиеся кинорежиссёры Яков Протазанов, Лев Кулешов, Сергей Юткевич, Сергей Герасимов, Александр Файнциммер, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Илья Фрэз, в том числе детские: Александр Роу, Александр Птушко, Геннадий Васильев, Владимир Бычков...


Среди популярных ролей: генерал («Рядом с нами» 1931), лысый чиновник («Марионетки» 1933), Царь Горох («По щучьему велению» 1938), Баба-Яга, отец и гусляр («Василиса Прекрасная» 1939), дед Яков («Сибиряки» 1940), лавочник («Яков Свердлов» 1940), управляющий рудником («Салават Юлаев» 1940), спальник Чихирь («Конёк-Горбунок» 1941), бродяга Йокель («Принц и нищий» 1942), роли немцев и чехов («Швейк готовится к бою» 1942, «Новые похождения Швейка» 1943), Томакуров («Мы с Урала» 1943), Кощей («Кощей Бессмертный» 1944), почтальон («Первоклассница» 1948), бой («Заговор обречённых» 1950), Дмитрий Васильевич («Сельский врач» 1951), писарь («Майская ночь, или Утопленница» 1952), кучер Карп («Завтрак у предводителя» 1952), нищий («Овод» 1955), председатель экзаменационной комиссии (короткометражка «Секрет красоты» 1955), Иван («Белый пудель» 1955), Николя («Судьба барабанщика» 1955), профессор Утятин («Драгоценный подарок» 1956), штабс-капитан Клодт («Поединок» 1957), флейтист («Девушка с гитарой» 1958), Шут и ведьма («Новые похождения Кота в сапогах» 1958), чародей («Сампо» 1958), Квак («Марья-Искусница» 1959), пьяный фриц («Судьба человека» 1959), Чёрт («Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961), электромонтёр («Человек ниоткуда» 1961), папаша Эбенезер Дорсет (новелла «Вождь краснокожих» в трилогии «Деловые люди» 1962), Наиглавнейший церемониймейстер, вдовствующая королева, возчик («Королевство Кривых зеркал» 1963), Баба-Яга и разбойничий дьяк («Морозко» 1964), палач («Обыкновенное чудо» 1964), Наимудрейший («Волшебная лампа Аладдина» 1966), старик с рогом («Кавказская пленница» 1966), Морель («Война и мир» 1967), Антон Юрьевич («Дубравка» 1967), Кощей, Баба-Яга, пожарный («Огонь, вода и медные трубы» 1967), мудрец Селим («Калиф-Аист» 1968), Чудо-Юдо («Варвара Краса Длинная коса» 1969), шут Балакирев («Баллада о Беринге и его друзьях» 1970), Баба-Яга, дед Маркел («Золотые рога» 1972), Кастрюк («Финист Ясный Сокол» 1975), мистер Брауни («Деревня Утка» 1976), министр Войны («Пока бьют часы» (1976), правитель европейской державы («Осенние колокола» 1978), фокусник (короткометражка «История одного подзатыльника» 1978), Смог («Андрей и злой чародей» 1981), шахматист («Шестой» 1981), старый солдат («Осенний подарок фей» 1984), слуга Бабадура («После дождичка в четверг» 1985), генерал («Полёт в Страну чудовищ» 1986), царь («На помощь, братцы» 1988), бандит «Кощей» («Пять похищенных монахов» 1991), чукча Иванов («Детонатор» 1992), адвокат («Ка-ка-ду» 1992) и мн. др.

Один из корифеев дубляжа в советском кино и, особенно, анимации (мультфильмы «Конёк-Горбунок», Новогодняя ночь», «Волшебная свирель», «Заколдованный мальчик», «Миллион в мешке», «Царевна Лягушка», «Фока – на все руки Дока», «Как Ослик счастье искал», «Мук Скороход», «Незнайка в Солнечном городе» и др.).


* Из афористического Алфавита Милляра


А

Актёр - кладбище несыгранных образов

Алкоголь - как бы "хлороформ", который временно обезболивает человеку соприкосновение с жизнью

Посредник, примиряющий человека с действительностью

Б

Богема - интеллигентная шпана

Баланс - одна утренняя рюмка нужнее двух вечерних

Г

"Голубые" - не тот случай, чтобы объявлять, что человечество в опасности

И

Интеллигенция - среда, пополняющая кадры бюрократов и оппортунистов

Л

Лауреатство (красивое слово). Иногда заменяет успех произведения

Лучше постареть, чем устареть!

М

Молодость. Нет такого генерала, который не захотел бы стать солдатом

Мемуары может писать всякий, у кого не очень трясётся рука

Москва слезам не верит, но она и шуток не понимает

О

Одиночество - суррогат свободы

Р

Рифма. Дайте мне стакан сиропу, поцелуйте меня в глаз!

С

Субординация. Никогда не напоминайте слону, что его сделали из мухи

Самый справедливый тост: "За здоровье зрителей!" - они ни в чём не виноваты

Ю

Юмор - не зубоскальство, а мудрость

Я

Я единственный Кащей, который не считает себя бессмертным