1. В. И. Агошков. Орловское Поочье. Прошлое края

Василий Иванович Агошков
Материалы из тома 11.

1.В.И.Агошков. Орловское Поочье.


ПРОШЛОЕ КРАЯ.
Полемические заметки.
 

 
ИСТОКИ.
В 2000 году «Центр духовного возрождения Чернозёмного края» выпустил книгу-альбом «России Чернозёмный край». Издание прекрасно оформлено, в нём 864 страницы. Поэтому книгу справедливо называют Энциклопедией нашего края. Говоря о прошлом Орловского Поочья, невозможно пройти мимо такого фолианта.

Конечно, каким-то суждениям авторов мы будем оппонировать, давать свою оценку тем или иным событиям. Однако это ни в коем случае не будет означать нашего «панибратства» или превосходства, так как мы прекрасно понимаем величие построенного многоэтажного здания – создание Энциклопедии.

Тем не менее, наши суждения имеют право на жизнь. Прислушаются ли к ним наши читатели, другой вопрос.

Итак, с трепетом пролистаем первые страницы. Открывает книгу предисловие, написанное Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, президентом Ассоциации «Черноземье», Главою администрации Орловской области Е. С. Строевым. Цитируя нашего губернатора, мы хотели бы призвать читателей, и, прежде всего, Орловского района, уяснить роль и место любимого края в судьбе России.

«Черноземье, Центральная Россия – это край необозримых хлебных полей и железных руд, безграничных степных просторов с островками дубрав, прекрасными заповедниками. На-ходясь на ничем не обозначенной границе леса и степи, он долгие годы был также приграничьем, окраиной то Киевской Руси, то Черниговского княжества, то Московского государства. И тот, кто владел этим краем, тот был сильным. Здесь принимали пер-вый удар от всех, кто приходил из степи войной на Русь».

Необозримые хлебные поля произрастают на русских чернозёмах. Орловщина и оказалась на стыке леса и степи, на той полосе чернозёмов, которые тянутся от Киева до Казани. Автор приводит такие слова Василия Докучаева: «Нет цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь нашего русского чернозёма. Он был, есть и будет кормильцем России».

И далее: «Здесь, между Днепром и Волгой, зарождались истоки подлинно русской речи…». И это так, поскольку И.В. Сталин более конкрет-но сказал о том, что именно орловско-курский диалект лёг в ос-нову русского языка.

Почему, спросит читатель. Учёные считают, что этому способствовало особое положение нашего края – на стыке леса и степи. Орловско-курские земли стали тем своеобразным котлом, где смешивались и «варились в собственном соку» многие куль-туры, разные языки и их диалекты, племена и народы. И это продолжалось в течение многих веков.
 
«Если в 1630 году, – пишет Е.С. Строев, – было распахано всего 4 процента чернозёмов, то через 60 лет – уже втрое больше. Население края стремительно росло… на территории от Белгорода до Рязани и от Калуги до Тамбова во времена Петра Великого проживало уже до 10 человек на каждую версту.
Если два столетия население удваивалось каждые сто лет, то за по-следнее столетие рост его остановился».

Для нас важно знать и мнение о том, что «Черноземье всегда выступало как историко-культурное ядро страны. История заставляет считаться с тем, что богатейшие природные ресурсы, прежде всего, бесценные чернозёмы земледельческого Центра, его месторасположение и потенциал сделали затерянную в лесах Московию мировой геополитической величиной. Верно и обратное. Ослабление геополитического и историко-культурного центра приводило Россию к краху».

Некоторые читатели, особенно других регионов, могут подумать о том, что Е.С. Строев в данном случае несколько преувеличивает значение Черноземья, поскольку-де сам проживает здесь и является руководителем области. Однако, уверены, это не совсем так. Просто Егор Семёнович хорошо знает историю:

«Об оскудении «чернозёмного Центра» били в набат лучшие умы России в начале ХХ-го (века. – В.А.). Но в силу разных причин регион продолжал ускоренно превращаться из истори-ческого и государственного ядра России во внутреннюю коло-нию империи, а значит, и в пороховую бочку под, казалось бы, величественнейшим зданием Российской державы, в дерево без сердцевины».

Однако и теперь, заметим, положение почти не меняется. С болью в сердце губернатор написал о том, что «в январе 1994 годы Правительство РФ приняло постановление «О федеральной программе возрождения областей Центральной России». Однако к концу года «программу вначале свели к раз-ряду отраслевой, принизили её общенациональное, объеди-няющее начало, а потом и вовсе одним абзацем отодвинули – небрежно, без знания истории этого края и его истинной роли в экономическом и политическом становлении Великой России».

Что же делать в таких условиях, спросит читатель. Автор даёт ответ: прежде всего, осуществлять духовное возрождение края, в том числе и церквей, восстановление сёл и малых горо-дов, сохранение памятников, заповедных зон...

Мы надеемся на то, что и наши книги, очерки по краеведению помогут людям, в том числе, и из столицы, глубже постичь свои корни, понять, что мы не Иваны, не помнящие родства. Советуем читателям внимательно прочитать данную Энциклопедию, вглядеться в предложенные фотоснимки. У кого нет такой возможности, зайдите в библиотеку. И тогда нам с вами легче будет вести беседу об этом фолианте.