Во-вторых... носилки

Любушка 2
        *** Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2012/10/02/1758

        Она, конечно, представляла, что такое носилки. На уроках труда с ними работали в школьном саду. На них нагружали всякий мусор, когда убирали вокруг школы.
        Носилки, которые увидела на стройке, также были с деревянными ручками, но то, что кузов у них металлический, стало понятно, когда студентки отмыли и отскребли его от затвердевшего раствора из цемента и песка. Но и чистые носилки казались Наташе неподъёмными. Носили же они с Валентиной бетон. 
 
        *****       
        Производственная практика на стройке после окончания третьего курса строительного факультета была обязательна и для тех, кто учился на специальности "градостроительство". Наташа не знала, по какому принципу распределили студентов по объектам города, и когда на кафедре спросили, согласна ли она поработать с двумя Валентинами из параллельной группы, девушка просто сказала: «Да».
       
        В своей группе Наташа была из девушек единственной живущей в общежитии. В группе, в которой учились Валентины, практически все были приезжими и жили в студенческом общежитии. С Валей, что была меньше ростом  и своей кудрявой головой чуть доставала её плечо, Наташа жила в одной комнате. Другая Валентина, которая была примерно одного роста с ней, жила в комнате напротив.    
       
        Направили их на одно из самых больших городских промышленных предприятий, часть цехов и административных зданий которого уже готовилась к сдаче, а часть ещё строилась. 
       
        Кто-то сказал Наташе, что на стройке все - «условники». Мужчины и даже женщины. В двух словах девушке объяснили, кто это. Наташа с интересом вглядывалась в лица.         
        После первого курса, когда она на вокзале ожидала отправления поезда на Москву (уговорила родителей отпустить одну съездить погостить к родным), девушка услышала от молодого человека, что он с друзьями «возвращается с химии». Тогда Наташа не поняла смысла этой фразы, так как химия для неё была лишь трудным предметом в школе (пятёрки давались заучиванием домашних заданий).
        Тут же девушке пояснили, что «условники» и «химия» - это одно и то же.
        Приставили Наташу и обеих Валентин к трём женщинам, которые занимались тем, что выравнивали верхний слой бетона на фундаментах под оборудование. Целый «башмак» бетона, а то и два или даже три, вываливались в огромную «яму», в которой была установлена опалубка и «навязана арматура». «Башмаком» женщины называли бадью-ковш, которая подавалась мостовым краном. Женщины взмахами рук помогали машинисту крана подвесить её точно над «ямой», после чего надо было выбить задвижку, а потом ещё придерживать качающийся по инерции «башмак», чтобы бетонная масса хлынула куда надо. Не всегда это получалось, и «башмак», получивший дополнительное движение от устремившегося в «яму» бетона, разбрасывал часть его и по краям.
       
        Студенткам надо было убрать не туда вывалившийся бетон и выровнять верхний слой после того, как рабочие уплотнят бетон вибраторами. Кроме того, девушки доносили бетон, если его не хватало до краёв опалубки.
       
        Нагружала носилки маленькая Валентина, жалея подруг. Но им казалось, что бетона так мало в огромных носилках, что не скоро его весь перетаскаешь. Потому они с большой Валентиной пошучивали и просили нагружать больше, учитывая их рост и «богатырское телосложение». 
       
        В первый же день работы, когда Наташа после обеденного перерыва присоединилась к девчатам, они, меняясь местами и смеясь, всё никак не могли решить, кому, где лучше быть: впереди или сзади  носилок. Потом, приноровившись, Наташа стала уверенней следовать за Валей.
        *****       
       
        Хотя студентки старательно отмыли и почистили носилки после рабочего дня, нести их до подсобки, ступая след в след за Валентиной, Наташе всё равно было нелегко. Может, это было оттого, что девушки решили нести носилки не обеими руками, положив остальной инвентарь и инструменты на них, а взялись правыми руками за ручки с одной стороны носилок. При этом в левых руках пришлось нести всё остальное.
       
        Наташа крепко сжимала ручку носилок и чуть отводила от себя, так как другая ручка, так и норовила стукнуть по ногам. Приходилось смотреть себе под ноги, -  подъездная дорога к строящемуся цеху была разбита машинами.  Потому путь до вагончиков, в которых они переодевались, девушку совсем не радовал. 
       
        Он налетел откуда-то из-за её спины и, ничего не говоря, стал буквально отбирать у студенток носилки. 
        Если Валя, шедшая впереди, сразу отпустила ручку носилок, то Наташа, скорее от неожиданности не понимая, что происходит, не разжимала пальцы.
        – Отпусти, – услышала она.– Дай! Я понесу!
       
        И Наташа увидела, как их с Валей обошёл парень в сапогах и спецовке, легко, словно игрушку, держа носилки одной рукой.
        Девушки обрадовались неожиданной подмоге, благодарили парня вслед.
        Наташа тоже пыталась улыбнуться, пряча слёзы, так как рука очень болела, и досталось девушке ещё по ногам той самой второй ручкой носилок, что она чуть не упала в грязь под ногами.
       
        Около вагончиков парень оглянулся и спросил: «Куда поставить?»
        Валентина показала ему их подсобку.         
        Наташа же не смотрела на него, смущаясь от понимания того, что со стороны этот парень, да и не только он – все видели, что нести носилки ей было тяжело.

***   Продолжение: http://www.proza.ru/2012/12/08/2003