Притча. Имя

Асна Сатанаева
Кази привлекли громкие голоса старейшин,собравшихся  на заходе солнца под алычой возле реки. Обычно величавые своей степенностью, сейчас  они  что-то громко доказывали друг другу.

- Что происходит? – удивился Кази. Он обошел всех и каждого и почтительно пожал им руки, приобнимая  за плечи.

- Да, вот, затеяли спор. Вот он, - указывая палкой с набалдашником из кости на  сухощавого, с острыми умными глазами мужчину, произнес  самый старший, -  считает, что  имя – на века. Оно остается внукам и правнукам… и его нужно оставить незапятнанным. Я тоже с ним согласен, что лучше жить на земле мало, но  безупречно,   чем долго жить, при этом  много пить, много тратить,   и умереть в долгах - без совести и чести… - при этих словах  старик запнулся, никого не называя, но все незаметно покосились  на  толстого, с одутловатым лицом, пожилого мужчину, дышащего с трудом.

Кази пошутил:
-А середину не признаете?

Все покачали  седовласыми головами.

Тогда Кази  гордо поднял голову, и смело глядя в глаза старцев, произнес:
- Если вы меня спрашиваете,  отвечу: лично я не хочу  жить, как животное, бездумно размножаясь... Пусть моя жизнь будет коротка, но пряма и справедлива. Пусть не оставлю богатства -  честь  не без тягости...  Зато с  тем  наследством, что я оставлю, мои внуки и правнуки будут ходить с высоко поднятой головой, гордясь своим родом, не запятнавшим себя ни пьяными разгулами, ни кривыми дорожками, ни  алчными замахами... на все  движимое и недвижимое… Извините,  тороплюсь! - с этими словами он  продолжил путь, слыша за спиной их слова:
"Кто чести ищет, честь и получит",  "Да, род Кази именит, хоть и не богат. Он и сам приумножил его мужеством и честью, жизнью без лести и зависти…"
" Да,  этот отрезок  его род получит безупречным – после его ухода…"

 К смерти старики давно относились с пониманием – «все там будем…»