ХР Неандертальские погребения

Александр Суворый
ХР. 2.7.39.5. Эпоха мифических цивилизаций. Неандертальская мустьерская цивилизация. Неандертальские погребения. Часть 5.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 39.5. Неандертальская мустьерская цивилизация. Неандертальские погребения. Часть 5.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.



Кайнозойская эра. Антропогеновый период.
Плейстоцен. Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
50 000 до н.э.


Весь мир. Допотопное положение Северного и Южного полюсов. Евразия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества разумных классических неандертальцев. Классический первобытнообщинный строй. Неандертальская мустьерская цивилизация. Неандертальские погребения. 50 000 до н.э.


Классическая неандертальская Мустьерская культура или Неандертальская цивилизация существует и доминирует в Леванте и на всём Ближнем Востоке в данное время (50 000 до н.э.), во внутренней Сирии (близ Пальмиры) в период 45 000-41 000 до н.э., в пещере Табун (Израиль) – 41 000-39 500 до н.э., а последние следы ближневосточной Неандертальской цивилизации будут оставлены 35 000 лет до н.э.

Какими были ближневосточные неандертальцы – коренные обитатели Леванта и Ближнего Востока данного времени? Ответ на этот вопрос могут дать только захоронения.

В целях установления истины людям иногда приходится раскапывать могилы умерших (эксгумировать), чтобы осмотреть останки, исследовать причины смерти, установить личность умершего человека, найти или подтвердить факты и улики, а затем снова перезахоронить.

Вскрывают могилы и по другим причинам, о которых Автор пока умолчит, но чаще всего могилы раскапывали и раскапывают в поисках чего-либо потребного, нужного, ценного…

Если удачное рождение человека всегда и во все времена является для окружающих актом радостным, чудесным, воскресительным, возрождающим, продолжающим жизнь, род, то смерть – это всегда акт страдания, горести, печали, сожаления, потери.

Со смертью человека обрывается практически всё – отношения, общение, совместная деятельность, взаимопомощь и т.д. Остаётся только память, воспоминания, некоторые орудия, предметы, вещи и следы-результаты жизнедеятельности умершего человека.

В глубокой древности из-за очень плохих последствий контакта с трупами умерших животных и иных живых существ, у гоминид, архантропов, палеоантропов и питекантропов естественно и неизбежно сформировалось опасливое, осторожное и двойственное отношение к умершим.

С одной стороны умершее животное или иное существо (в том числе и человек) безопасен, бездыханен, недвижим и не представляет опасности.

Животные, человекообразные обезьяны и человек не раз сами притворяются мёртвыми, чтобы их не тронули или не заметили хищники или агрессивные сородичи.

С другой стороны неподвижное «мёртвое» тело вдруг может «ожить», вскочить, напасть.

Несомненно, первобытные люди древности и данного времени (50 000 до н.э.) ведают о том, что иногда люди теряют сознание, впадают в беспамятство, кому, остаются долгое время практически бездыханными, недвижимыми, безучастными ко всему окружающему, почти мёртвыми.

Вероятно, не раз сородичи хоронили находящегося в коме человека, а он потом оживал, раскапывал неглубокие могилы или отваливал камни, которыми его покрывали, и возвращался к людям…

Такое возвращение «живого мертвеца» неизбежно и естественно пугало, мешало, порождало множество проблем, в том числе по отношению к его орудиям, предметам, вещам (имуществу).

Очнувшийся и возвратившийся из бессознательного состояния человек всегда вызывает страх, интерес и некоторое уважение – он побывал за чертой-границей жизни и смерти, он победил смерть и поэтому он силён, если не физически, то своим духом.

Возможно, татуировки, нанесение на лицо и тело ритуальных ран, шрамов, разрезов и порезов является имитацией, пробным испытанием, преодолением границы между жизнью и смертью, знаком и символом жизненных возможностей человека, способом перерождения (инициации) или изменения судьбы, попыткой обрести бессмертие.

Шаманское камлание или общение с духами предков, духами тотемных животных, духами природы – это тоже погружение в иной мир, преодоление границы между реальной действительностью и потусторонним миром, между жизнью и смертью.

Вот почему великие шаманы иногда терзают огнём, острыми предметами своё тело, пронзают себя насквозь и… не умирают.

Кроме всего прочего любое органическое умершее тело со временем разлагается, смердит, становится смертельно ядовитым и опасным.

Несомненно, изначально всем хищным животным, гоминидам, архантропам, палеоантропам, питекантропам, неандертальцам и человеку современного типа ведомо, что кушать можно только свежее, не протухшее мясо и пищу. Иначе будет болеть живот, станет жарко, томно, противно, некомфортно, очень-очень плохо…

Это изначальное ведическое знание является для человека генетически инстинктивно обоснованным и благоприобретённым в процессе его практической жизнедеятельности.

Однако данное время, как и прежнее и последующее, является временем существования естественного или ритуального каннибализма.

Гоминиды, архантропы, палеоантропы, питекантропы и неандертальцы данного времени инстинктивно или, вероятно, уже осмысленно и сознательно ведают о том, что с поеданием тела животного, врага или умершего сородича они приобретают его свойства силы, здоровья, успеха…

Вот почему первобытные охотники носят на шее, груди или на поясе знаки отличия и славы – клыки и кости, скальпы и уши добытых на охоте животных и убитых в бою врагов. Вот почему принято собирать на поле боя трофеи (трофейное оружие) и мародёрствовать…

Убитые или умершие животные и люди приобрели особую ценность и значимость, в период катастрофического извержения супервулкана Тоба (74 000 до н.э.) и последовавшей за ним «вулканической зимы» (вероятно, продлившейся на Земле в течение шести лет). Это событие было внезапным, катастрофически быстрым и очень тяжёлым для всех.

Древний обычай поедания умерших сородичей, вероятно, имеет свои корни в ещё более далёких во времени катастрофических событиях (например, Светопреставление, 399 000 до н.э.), поэтому в годы «лихих испытаний» эти древние инстинкты неизбежно и естественно возрождаются и помогают выжить…

Вероятно, эти древние естественные инстинкты выживания трансформировались в обычаи ритуального каннибализма. Например, в истории человечества известны обычаи ритуального убийства и поедания вожака-вождя, главы общины, рода, племени.

Так уважаемый человек получает возможность «раствориться» свой кровью и плотью в телах, сердцах и душах сородичей, остаться с ними «на веки», передать им свою силу, жизненную энергию, опыт, знания, мудрость…

(Обратите внимание на современные религиозные ритуалы и обряды причащения – А.С.).

Так было повсеместно и так есть в данное время (50 000 до н.э.).

Однако с тех пор, когда неандертальцы и особенно разумные классические европеоидные неандертальцы начали охотиться на пещерных медведей, возникло несколько иное отношение к умершим сородичам.

Ведическое донаучное естествознание помогло первобытным людям воспринять, осмыслить и осознать причинно-следственные связи ухода пещерных медведей на зимнюю спячку.

Медведи переживали зимнюю стужу в глубоких и тёмных пещерах-могилах, погружались в глубокий сон, похожий на смерть, и весной вновь просыпались, возрождались, выходили из пещеры-могилы на свет, к Солнцу, к теплу, к жизни.

Возможно, разумные европеоидные классические неандертальцы тоже пытались вести подобный образ жизни, как их тотемы – пещерные медведи, и на зиму входили в состояние «сомати».

Сомати (по-английски – «somadhy», в Индии произносится «сомати») – это каменно-неподвижное состояние тела, в организме которого на всех уровнях (в органах, в клетках, в тканях) обмен веществ и энергетические процессы сведены практически «до нуля». При этом тело и организм не живое и не мёртвое.

Считается, что некая материально-энергетическая субстанция или душа при состоянии «сомати» находится вне тела и организма, снаружи.

В состоянии «сомати», вероятно, находятся споры и пыльца растений, грибов, тела и организмы микробов, вирусов и других простейших микроорганизмов. В состоянии «сомати» тело и организм могут существовать в определённых условиях без разрушающего внешнего воздействия, возможно, бесконечное количество времени (миллионы лет).

Физической основой состояния «сомати» является некое состояние воды и других веществ, входящих в состав плазмы или внутренней среды клеток живого организма.

Вхождение и выход из состояния «сомати», вероятно, обусловлен физико-химическими процессами, управляемыми высшей или центральной нервной системой организма глубже инстинктивной памяти на уровне генетической памяти и метаболизма живых клеток.

При этом прекращается не только работа сердца (пульс), лёгких (дыхание), желудка, кишечника, печени, почек и т.д. (обмен веществ), но и метаболизм (жизнедеятельность) клеток. Состояние «сомати» тела и организма – это «спячка» всех живых клеток тела и организма.

В состоянии «сомати» тело, организм и клетки переходят в каменно-неподвижное состояние, они становится неестественно твёрдыми, холодными, физически неподвижными.

Возможно, жизненные процессы в клетках, организме и теле, находящихся в состоянии «сомати» происходят на молекулярно-атомном уровне. Пока состояние «сомати» является тайной для науки…

Типичный пример состояния «сомати» - нетленные мощи животных и людей (не путать с мумиями).

Тела и организмы впадают в состояние «сомати» («генетической спячки»), возможно, либо в результате внезапной естественной мгновенной смерти-гибели, либо в результате сознательного ухода в состояние «сомати».

Обязательным условием нахождения в состоянии «сомати» является абсолютный покой, отсутствие внешних физических и энергетических воздействий окружающей среды и мира (влажности, температуры, давления, звукового и светового воздействия, возбуждающих или пробуждающих гелио- геомагнитных и космических излучений и т.д.).

Так сохраняются тела и организмы погибших мамонтов в Сибири, так сохраняются тела людей, специально и сознательно «ушедших» в состояние «сомати».

Идеальным местом нахождения тел и организмов в состоянии «сомати» являются глубины вод Мирового океана, ледники и пещеры.

В относительно глубоких и сухих пещерах температура воздуха обычно не поднимается выше + 4° С (при такой температуре обеспечивается оптимальное сохранение живого тела, организма и, прежде всего, головного мозга и нервных клеток).

При нулевой и минусовой температуре окружающей среды воды и внутриклеточная плазма замерзает, кристаллы льда физически разрушают клетки, ткани, органы и организм погибает.

Места нахождения известных тел и организмов в состоянии «сомати» находятся преимущественно в Тибете, Гималаях, Египте, Южной Америке и Сибири. Многие тела-сомати-мощи находятся в сухих песчаных и соляных пещерах, над которыми ныне существуют святилища-храмы-сооружения различных религий.

Переход, нахождение и выход из состояния «сомати» прямо или косвенно описан во множестве мифов, легенд, сказок и преданий, в том числе в христианской Библии.

Несомненно, указанные пограничные состояния человека между жизнью и смертью (потеря сознания, кома, летаргический сон, сомати) были ведомы первобытному человечеству (человечествам), в том числе разумным классическим неандертальцам и кроманьонцам данного времени (50 000 до н.э.).

Снижение численности человечества во время всемирных катастроф, неизбежные болезни, голод, экологические испытания, трудности родов и проблемы генетического вырождения из-за кровнородственных половых связей и браков – всё это и масса других факторов резко повышает ценность и значимость человеческой жизни.

Возможно, надежда и «призрак веры» в возрождение, перерождение, воскресение, воплощение вновь побудили первобытных людей и, прежде всего, разумных европеоидных классических неандертальцев не съедать безвозвратно своих умерших сородичей, а хоронить их в земле, в специально вырытых ямах-схронах, в пещерах.

Возможно (наиболее вероятно), первобытные люди видят наглядный пример подобного возрождения из пещер пещерных медведей. Возможно, они уже ведают о том, что семя, посеянное в землю, даёт росток и всходы.

В любом случае им ведомо, что мужское семя «посеянное» в пещеристую глубину женского лона-влагалища может обернуться и родиться живым детёнышем, младенцем, дитём, ребёнком, подростком, юношей или девушкой, «как две капли воды» похожими и подобными давно умершим предкам, дедам или бабкам…

Во все времена и у всех народов бытует общий для всех и каждого естественный обычай-закон – «не бить лежачего», «не беспокоить спящего», «не ругать и не хаить мёртвого».

Есть множество причин, по которым изначально издревле заведено – не трогать без нужды труп животного или человека, не эксгумировать и не осквернять могилы.

Те, кто пренебрегал этими запретами-табу, как правило, заражались неизлечимыми болезнями, травились, впадали в состояние подавленности, страха и душевных расстройств. Несомненно, такие последствия нарушения запретов-табу связывались с воздействием на нарушителей духа (энергии) потревоженных покойников (пример, «заклятие египетских фараонов»).

Существует три вида эксгумации: законная эксгумация (с разрешения), случайная эксгумация (при работах на земле) и преступная эксгумация (мародёрство, надругательство).

С появлением в Леванте и на Дальнем Востоке мустьерской техники, технологии и культуры производства орудий труда и боя, вероятно, пришли иные или новые люди, с иным восприятием, осмыслением и осознанием окружающей действительности и мира, мифологическим мышлением и ведическим мировоззрением, с иными или новыми похоронными обычаями.

Ранее (92 000 до н.э.) в период развития первобытной цивилизации Homo sapiens neanderthalensis – расы человечества разумных классических неандертальцев и  Homo sapiens sapiens – расы человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев возникли первые погребальные обряды.

В это время (95 000-90 000 до н.э.) развивался первобытный анимизм – вера в одушевлённость орудий, предметов, вера в духов-хранителей, бестелесные структуры-образы умерших сородичей (предков) и убитых тотемных животных.

Умершие люди, их тела, прежде всего, черепа, а также принадлежащие им орудия, амулеты, фетиши, украшения и иные предметы (чуринги) приобретают для сородичей свойства «потустороннего» существования.

Погребённые в земле или тайном месте они становились «душами», а их структуры-образы – «духами».

Возможно, понятие «дух» возникло оттого, что некоторые части или вещи умерших людей и животных сохраняли их запах, их «тепло», вызывали знакомые ощущения и чувства, как при жизни.

Смерть животного или человека воспринимается первобытными людьми как нескончаемый сон, который рано или поздно закончится пробуждением-воскрешением.

Так каждый день уходит-засыпает на ночь Солнце, а утром оно пробуждается-воскресает. Так засыпает на зиму пещерный медведь, а весной пробуждается-воскресает.

Возможно, такой же биоритм жизненного цикла изначально существует у представителей Неандертальской расы.

В зимний период активность их жизнедеятельности резко уменьшается. Весной с наступлением тепла и солнечных дней вся природа оживает, прилетают птицы, оживает и прорастает трава, набухают почки на деревьях, начинаются брачные игры животных. Повсеместно распространяется дух весны, дух жизни. После зимней бескормицы, голодовки или поста организм требует энергии, пищи, много пищи.

Поэтому началось развитие погребального обряда и обычая снабжать умершего сородича орудиями, продуктами питания и предметами для его «потустороннего» существования (92 000-88 000 до н.э.).

Сохранение в памяти структур-образов, впечатлений и чувств, связанных с умершими людьми (родителями, родичами, предками, вождями, шаманами), а также «общение» с ними в сновидениях и разговоры о них с соплеменниками породили первых духов-божеств – первопредков (предстоящих, предыдущих, прежних).

Такие же структуры-образы и чувства порождают воспоминания о сытой, благополучной жизни после удачной охоты на животных, долго обеспечивавших родоплеменное сообщество пищей и средствами к существованию.

Животные, от которых зависит благополучие и сытная жизнь людей, также становятся тотемами-духами-божествами. Их структуры-образы духовно пробуждаются-воскресают-возрождаются в формах мобильного первобытного искусства.

Так, вероятно, из огромного количества различных ощущений, восприятий, осмысления и осознания феноменов окружающей действительности и мира у первобытных людей возникло желание предать земле тело умершего животного или человека и снабдить его всем необходимым, чтобы обеспечить его существование и жизнь в «потустороннем мире». Чтобы он мог, переродившись, вернуться к живым в новом обличье, новым младенцем, продолжателем рода предков.

Первые в истории человечества известные захоронения – это погребения неандертальцев Мустьерского культурного периода.

В 1908 году швейцарец Отто Гаузер около посёлка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) найдёт «могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад».

В неглубокой могиле Отто Гаузер увидит человеческий скелет в той позе, в которой он был похоронен: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожжённых в огне костей животных. Скелет находился в естественной позе и не имел следов расчленения или иного какого-либо внешнего воздействия.

Однако более известным будет погребение неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), которое откроет в 1938 году советский археолог Алексей Павлович Окладников.

Косточки (тело) неандертальского мальчика лежали в мелком углублении. Вокруг его черепа (головы) были воткнуты в землю рога сибирского козла. Эти рога как бы ограждали череп (голову) неандертальского мальчика.

Недалеко от этой могилы остались следы небольшого костра, который, судя по остаткам пепла и углей, горел очень короткое время. Возможно, этот костёр имел отношение к погребению неандертальского мальчика.

Эти и другие погребения неандертальцев по всей обитаемой в данное время Ойкумене (обитаемому миру) являются преднамеренными, специальными и не имеют следов расчленения тел умерших, какого-либо внешнего воздействия после их смерти.

Главными признаками преднамеренности неандертальских мустьерских захоронений является наличие специально вырытых ям-могил и одинаковое расположение тел умерших людей головой на восток или на запад, но никогда на север или на юг.

Также ориентированы черепа и кости пещерных медведей, захороненных в пещерах Западной и Центральной Европы. 

Причём эти признаки одинаковы и повторяются практически повсеместно – в Западной Европе, в Крыму, в Леванте, в Палестине, на Ближнем и Среднем Востоке.

Ориентация тел умерших неандертальцев и костей животных в могилах по направлению «восток-запад» не случайно и связано, вероятно, с естественными процессами восхождения, возрождения Солнца из-за края земли (из-под земли) на востоке и захождения, погружения Солнца за край земли на западе (под землю).

Разумные классические европеоидные неандертальцы уже не бросали мёртвых животных и людей, как попало, в позах, в которых застала их смерть, разделка туши или каннибальская трапеза.

Теперь они явно придавали умершим людям и костям животных ту позу и форму, которая отвечала их восприятию, осмыслению и осознанию окружающей действительности и мира.

Фактически, разумные классические европеоидные неандертальцы закапывали своих умерших сородичей в землю так, как каждый вечер пряталось под землю уходящее с неба Солнце. Отсюда следует, что неандертальцы данного времени, по крайней мере, связывают причинно-следственными структурами-образами, жизнь и поведение людей после смерти с жизнью и поведением Солнца в ночное время (сна).

Такое погребальное поведение разумных классических неандертальцев уже не является инстинктивным поведением, но, вероятно, является выражением их мифологического, мифопоэтического и ведического восприятия, осмысления и осознания окружающей действительности и мира.

В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (Ираке) обнаружит погребённые останки девяти неандертальцев.

Французский палеоботаник Арнет Леруа-Гуран через несколько лет обнаружит в почве, взятой из раскопа рядом с «четвёртым шанидарским скелетом», необычно большое количество пыльцы растений, в некоторых местах образовавшие комочки рядом с остатками частей цветка.

Вполне вероятно, цветочная пыльца и остатки растений появились в специально вырытой могиле рядом с телом умершего «неандертальского шанидарца» не случайно. Вероятно, кто-то бросил или положил в могилу на тело охапку или букет из различных растений и цветов.

Возможно, это были не просто красивые цветы, а лекарственные растения и их положили специально для того, чтобы умерший человек мог в потусторонней жизни их применить для самолечения или лечения умерших соплеменников.

Однако обычай приносить цветы и класть их в гроб к покойнику продолжает исполняться и входит в современный общечеловеческий погребальный ритуал.

Достоверные преднамеренные неандертальские мустьерские погребения находятся в гроте ля Шапель-о-Сен (на юге Франции, в 40 км к юго-востоку от города Брив, департамент Коррез) и в гроте Киик-Коба (на правом берегу реки Зуя в 25 км к востоку от Симферополя, Крым, Украина).

В гроте ля Шапель-о-Сен в данное время (50 000 до н.э.) находится неандертальская стоянка периода Мустье типичное (240 000-32 500 до н.э.). Здесь остались кости шерстистого носорога, северного оленя, бизона, многочисленные мустьерские кремнёвые скребла и остроконечники.

Здесь же в гроте ля Шапель-о-Сен находится погребение неандертальца – мужчины, принадлежащего к расе разумных европеоидных классических неандертальцев. Он лежит в неглубокой яме в позе спящего человека, с подогнутыми под себя ногами.

Этот «шапельец» по строению скелета несколько отличается от так называемых «атипических» неандертальцев Европы, неандертальских обитателей Леванта, Палестины, Южной Африки и неандертальцев с острова Ява.

В гроте Киик-Коба (крымско-татарский – «дикая пещера») также располагается мустьерская стоянка неандертальцев (100 000-50 000 до н.э.). В нижнем «раннемустьерском» культурном слое остались небольшие кремнёвые орудия, кости мамонта, шерстистого носорога, бизона, гигантского и благородного оленя, северного оленя, сайги, сайгака, муфлона,  диких лошадей, осла, песца и других животных.

В гроте Киик-Коба неандертальцами была сооружена каменная стенка для защиты от холодных ветров снаружи.

Главное, в скалистом дне грота было выдолблено специальное углубление или яма, в которой погребён классический европеоидный неандерталец – взрослая женщина. Она лежит в типичной позе спящего человека на правом боку со слегка подогнутыми под себя ногами.

В метре от этой могилы много позже также захоронен годовалый неандертальский ребёнок. Его поза повторяет позу плода в материнской утробе.

Выдолбить ручными каменными рубилами в скалистом дне грота Киик-Коба специальные погребальные ямы-лежбища требует упорных многочасовых усилий, большого труда, целеустремлённой настойчивости, большого и страстного желания, а также осознанного осмысления и, возможно, коллективных усилий, трудового участия многих людей.

Несомненно, неандертальские погребения в гротах ля Шапель-о-Сен и Киик-Коба, разделённые тысячами километров пространства и многими веками времени, свидетельствуют о наличии в мустьерской неандертальской культуре данного времени (50 000 до н.э.) культовых (проторелигиозных) представлений о «загробном или потустороннем мире», о «жизни человека после смерти».

Таким образом, на основе многочисленных археологических фактов можно реконструировать типичное мустьерское неандертальское погребение (по Д. Ламберту):

Место для погребения умершего человека выбирается недалеко (по соседству) от места обитания сородичей.

Для погребения умершего человека выкапывается или выдалбливается в грунте неглубокая яма, ложе-лежбище (34-40 см).

Дно ямы, ложа-лежбища устилается подстилкой из различных растений, возможно, лесного хвоща, соломы злаковых растений, травы.

Тело умершего человека располагается в яме, ложе-лежбище в позе спящего человека на правом боку со слегка подогнутыми под себя ногами.

Руки умершего человека располагаются перед грудью, на животе, причём одна рука ладонью может быть положена под правой щекой человека.

Тело и голова умершего человека ориентированы по направлению «восток-запад».

Умерший человек, как правило, располагается лицом к югу.

Под голову умершего человека подкладывается каменная «подушка» или ладонь правой руки.

Перед лицом умершего человека рядом с кистями рук кладутся, вероятно, жареные куски мяса (обгоревшие кости).

Каменные и иные орудия труда и боя кладутся рядом с бёдрами умершего человека так, чтобы он, выпрямив руку, мог свободно их взять.

Возле головы перед лицом умершего человека кладут куски кремня (вероятно в качестве кресала для высекания искр и огня).

В руки умершего человека вкладывают какие-либо предметы, вещи, орудия или растения (возможно, лекарственные растения).

Тело умершего человека засыпается землёй или обкладывается камнями и засыпается землёй.

Иногда сверху на полузасыпанную грудь (тело) умершего человека кладут большой камень.


Несомненно, такие похороны сопровождаются соответствующими переживаниями и выражением этих переживаний.

Несомненно, родные и близкие люди, члены семьи, сородичи выражают свою печаль, горе и страдания соответствующими возгласами, воем, плачем, рыданиями.

Также, несомненно, процедура погребения умершего человека сопровождается различными указаниями, приказами, просьбами, предложениями, обсуждением, обменом мнениями и иным общением соплеменников.

Типичное обустройство неандертальских погребений в различных местах Евразии и в разные времена свидетельствует, что эти процедуры погребения уже являются типичными, обычными, ритуальными, возможно, культовыми.

Неандертальцам всех времён и весей в силу занятия основным видом жизнедеятельности – охотой, хорошо известно, что тело умершего животного или человека неизбежно разлагается, истлевает и от него остаются только череп, зубы и кости скелета.

Поэтому, несомненно, укладывая тело умершего человека в позе сна, придавая ему куски пищи, орудия труда и боя, разумные классические неандертальцы не рассчитывают, что он будет реально под землёй кушать, трудиться и лечить себя лекарственными растениями.

Всё это даётся умершему человеку в качестве реальных (материальных) предметных символов для жизни в потустороннем мире.

Все эти орудия, пища, лекарственные растения, процедура погребения – это предметный язык восприятия, осмысления и осознания смерти человека. Это предметный язык пожеланий, выражение отношения живых к умершему человеку, знаки внимания, заботы, уважения, авторитета и, возможно, любви.

Отсюда возможно сделать очень важный вывод – о наличии в данное время предметного языка общения – первопредка всех видов предметного, следового, узелкового, рисованного языка общения, а также будущей письменности.

Да, тело умершего человека неизбежно разлагается и истлевает, растворяется в Матери-сырой земле, но растворившись, оно снова оживает, воскрешается, возвращается чистым духом и воплощается в новом новорождённом человеке.

Возможно, типичные неандертальские мустьерские погребения специально делаются неглубокими, чтобы сородичи могли убедиться, что запах тлена и разложения исчез, что тело умершего человека полностью растворилось в Матери-сырой земле, перешло в чистый дух, очистилось от всего того, что было прежде и готово воплотиться в новорождённом человеке.

Древняя традиция палеоантропов сохранять голые черепа предков и умерших сородичей, беречь, говорить с ними, кормить, ублажать, играть и спрашивать у них совета, возможно, трансформировалась в регулярных посещениях неандертальцами пещер-могильников умерших людей, в общении с ними, проверке их потустороннего бытия-жизни.

Возможно, нетленное существование умерших людей в соответствующих условиях, например, в состоянии мощей или «сомати», вызывает у сородичей или потомков умершего человека потрясающие впечатления, ощущения, восприятие, осмысление и осознание.

Несомненно, в воспитательных или иных целях старшие члены семьи, общины или рода могут и должны воспользоваться нетленностью мощей умерших сородичей или соплеменников, чтобы возвысить их авторитет и воспитательную роль.

Так, используя типичное и характерное для всего Каменного века эйдетическое, аффектное и структурно-образное восприятие, осмысление и осознание первобытными людьми всех возрастов феноменов окружающей действительности и мира, создатели мифов, сказаний, преданий и легенд породили основные структуры-образы и архетипы будущих религий.

Можно с уверенностью предположить, что основным универсальным языком общения и мышления первобытных людей данного времени (устным языком речи, языком раскраски, татуировки и украшения, языком мимики, поз и движения, предметным языком вещей и орудий) является язык символов и следов-знаков.

Окружающая действительность и мир первобытного человечества (человечеств) данного времени (50 000 до н.э.) насыщенно одухотворён, очеловечен, наполнен следами жизнедеятельности животных, людей и природных феноменов (объектов и субъектов), которые все и каждый из них имеют свой смысл, символ и знак-след-вид-форму-проявление.

Вероятно, мышление, речь, мировоззрение разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного и последующего времени (50 000-35 000 до н.э.) полностью предметно-символичны.

Так, например, раскрашенная каменная галька или какой-либо иной предмет (вещь) является чурингой человека – символическим вместилищем его духа, души, жизненной энергии.

Клыки, зубы, кости, рога, шкуры зверей, скальпы и уши животных и человека являются знаками-символами отличия, статуса, положения в обществе.

Раскраска, татуировка, украшения являются знаками-символами принадлежности к миру мужчин или женщин, различным семьям, общинам, родам и тотемам (фратриям и племенам).

Маски, костюм и статусные орудия-предметы являются знаками-символами принадлежности к особым людям: вождям, вожакам, посвящённым, ведунам, ведуньям, шаманам.

Сегодня известны более 60 неандертальских мустьерских погребений, содержащих останки более 150 человек.

Практически все из них подтверждают типичный характер этих погребений, а значит широкое распространение в пространстве и во времени (вплоть до современности) неандертальского мустьерского погребального обряда и ритуала.

(Продолжение следует)