Империи центробежные и центростремительные

Валерий Иванов-Виленский

Слово «империя», от латинского – imperium, которое дословно означает «власть». В политическом смысле оно означает такой тип государства, во главе которого стоит монарх, имеющий титул «император». Но не обязательно! В новейшее время не случайно даже учёные обществоведы оперируют таким понятием как «советская империя», «империя США», да и вождь и рейхсканцлер Германии А.Гитлер назвал своё государство «Немецкой империей» (Das Deutsches Reich, кстати, слово «reich» с немецкого переводится и как «обильный», «богатый»). Другими словами, в современных политических реалиях наличие монарха-императора, единовластно правящего своим огромным государством, на территории которого проживают различные народы со своими различными религиями и культурами, - дело не обязательное. Однако, как и раньше, так и теперь безусловным остаётся в политическом определении понятия государства империи – наличие огромных мультикультурных территорий со столицей - метрополией, откуда, используя своё научно-техническое превосходство над другими народами, населяющими это государство,  верховная власть осуществляет своё правление.
В определение государства типа «империи» некоторые словари вводят также понятие «колонии», которые обязательно должны присутствовать у такой страны. «Колония» — это зависимая территория, находящаяся под властью метрополии, без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. При этом граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями по сравнению с коренным населением. Образование колоний — основной инструмент расширения влияния империалистических государств (метрополий).
Со времён Александра Македонского история человечества чётко фиксирует следующие государства империи: Египетскую, Персидскую, Греческую, Римскую, Византийскую, Монгольскую, Османскую, Испанскую, Португальскую, Российскую, Английскую, Нидерландскую, Французскую, Австрийскую, Немецкую, «Советскую», Китайскую и др., не считая образные определения дававшиеся некоторым государствам. В принципе, все названные империи отвечали тем  определениям, которые здесь приведены. 
Фернан Бродель в своём произведении «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.», дал интересное определение понятию империи, сущность которого означает супергосударство, которое полностью занимает всё пространство экономики. Развивая эту мысль, польский дипломат Кшиштоф Мрозевич пишет: «Характерной — и, можно бы сказать, генетической — чертой империи является ее «злокачественное» самопонуждение обязательно разрастаться, ее прожорливость, превосходящая пищеварительные возможности собственного организма. Экономика в империи задыхается… В результате империи всегда рушатся…. На развалинах империй возникают автократии, носящие ярко выраженный религиозный либо националистический характер, или же неуклюжие, беспомощные демократии…». Другими словами, эти два автора, вслед за всеми классиками - основателями современных социально-политических доктрин неразрывно безраздельно связывают мощь и стойкость имперских государств с состоянием экономики имперских метрополий.
Однако здесь есть некоторые противоречия. Современные экономики безраздельно увязаны с показателями прибыльности любых предприятий (в широком смысле этого слова, не только, скажем, фабрик или представлений), а не с самим хозяйствованием, направленным на оптимизацию производственного процесса, когда при меньших затратах сырья, энергии и времени получается больше искомого продукта и т.п. Сегодня это  возможно только при техническом совершенстве производящих машин, т.е. их более высокого коэффициента полезного действия, или при более высокой отлаженности связи и сокращения времени перемещения необходимых составных компонентов организуемой системы уже существовавшей или вновь созидаемой (когда требуются ещё и отличные знания, и понимание творимого). Эффективность предприятия - вот основа умного хозяйствования, а не экономическая прибыльность, нынче определяемая деньгами. Получение как можно большего количества денег, при изначальных минимальных финансовых затратах, являет собой совершенно иной подход к хозяйствованию, означающий его эксплуатацию ради благополучия лишь незначительной части людей, участвующих в организации производственного процесса. Поиск прибыли сам по себе не умён, поскольку порождает безудержное стремление к постоянному обогащению, что в конечном итоге разрушает систему, организованную предпринимателями. Это происходит по математическим - природным законам, и никакая человеческая воля не может предотвратить разложение и крах систем, настроенных на прибыль.
Зарождение, развитие и крушение – процессы, характерные для всех объективных систем. Они в том числе характерны и для общественно-политических систем, коими империи сами по себе являются. Но все названные стадии процессов, происходящих с империями, безусловно имеют свои особенности, в зависимости от того, на каком типе империи данные процессы реализуются. Сегодня учёные обществоведы подразделяют все империи на два вида: континентальные и морские – в зависимости от того, какой вид транспорта являлся или является преобладающим в каждой из них. Естественно, издревле самым быстрым и относительно безопасным видом транспорта был водный. Сухопутный транспорт требовал, прежде всего, огромных усилий для налаживания безопасной и соответственно технически оснащённой структуры. Транспорт также был всегда и средством, обеспечивающим связь метрополии с колониями.
Морские империи: Римская, Испанская, Португальская, Нидерландская, Английская, США.
Континентальные империи: Египетская, Персидская, Греческая, Монгольская, Османская, Российская, Австрийская, «Советская», Китайская.
Смешанные (по данному признаку) империи: Византийская, Французская, Немецкая.
Приведённая классификация континентальных и морских империй позволяет также выявить ещё одну важную особенность в организации их имперскими властями хозяйственных отношений внутри этих государств. Эта организация не одинакова.
На основании накопленного исторического опыта, думается, нам сейчас можно ввести в данную классификацию империй новые определения, которые позволяют вычленить их характерные особенности. В свою очередь, это поможет лучше понимать механизмы зарождения империй, существования и причины их распада. Таковыми определениями являются: ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ империи и ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ империи – различающиеся тем, какие направленные векторно-хозяйственные процессы превалируют в отношениях между их метрополиями и окраинами.
В морских империях превалирует ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЙ характер организации хозяйственных отношений, на основании чего основная прибыль от экономической деятельности оседает в метрополиях. В метрополию, за счёт хищнической грабительской эксплуатации заморских колоний, поступает сверхприбыльное сырьё. Для поддержания целостности государственных территорий морской империи нужны небольшие вооружённые крепостные контингенты и военные корабли, которые относительно небольшими импульсными военными действиями способны поддерживать организацию и порядок среди туземного населения колоний и защищать интересы купцов от внешних, относительно редких морских агрессоров. Отношение колонизаторов из морских империй всегда высокомерное и антигуманное к местным аборигенам, которых они, в лучшем случае, могут признать лишь своими слугами, а в худшем - просто прибыльным товаром, от которого можно спокойно избавиться, если он не приносит прибыль и увеличивает лишь издержки. Характерный пример - культура отношения англосаксов с аборигенами в колониях.
В континентальных империях преобладает ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ характер организации хозяйственных отношений, когда лишь часть прибыльного сырья, поступает в метрополию, да и то перераспределяется центром не только с целью получения прибыли, но и для укрепления военной мощи всего государства. Более того, на важные стратегические направления взаимодействия империи с другими государствами центром направляются значительные ресурсы для их укрепления, в том числе пограничных территорий, военного могущества и социальной структуры окраинных территорий и окраинных союзных государств (сатрапий). Местное население привлекается к совместному администрированию и военной службе, под руководством одноплеменников с высшими имперскими военными начальниками. О какой-либо хищнической эксплуатации метрополией пограничных территорий и тамошнего местного населения речь вообще не может идти. В противном случае это чревато открытием границ перед лицом внешнего агрессора и его пропуск на территорию империи. Процветание империи центробежного класса возможно лишь при умном хозяйствовании и относительно справедливом распределении прибыли среди всего населения этого государства. Для центробежных империй не характерно высокомерное, пренебрежительное отношение к местным культам и культурам. Наоборот окраины центробежных империй часто становились ареной просветительской деятельности и  внедрения инженерно-технических приспособлений в жизнь тамошних людей, что способствовало их прогрессу в аспекте цивилизованности. Характерный пример, культура отношения русских с местными жителями окраинных союзных государств.
История показывает, что гибель империй также имеет различные внутренние причины и внешние формы. В зависимости от направления в них хозяйственных потоков во внутрь, в метрополию, или во вне, на окраины метрополии, различны причины и виды импульсов приводящих к их разрушению.
Морские, центростремительные империи разрушались народными восстаниями местного населения в колониях, на фоне деморализованной роскошной жизнью правящей верхушки и потому нравственно обездвиженной, уже не имеющей возможности обороняться силовыми методами.
Континентальные, центробежные империи разрушались деморализованной роскошной жизнью властной правящей верхушки и потому нравственно обездвиженной, раздираемой внутренними распрями уже не имеющей возможности конструктивно мыслить и действовать, на фоне социальной несправедливости и народных волнений местного населения на окраинах и в метрополии.