Песком времени наш путь земной пылит. Глава девята

Александр Жгутов
               
Песком времени наш путь земной пылит. Глава девятая.



Ташкент -  жемчужина  Востока.


 
«…В кружевах ты цветов, и садов, и домов …
В искрах струи фонтанов – подарок богов!
Город древних легенд и сказаний – Ташкент,
Город детских улыбок и свадебных лент,
Город солнца и мира, стихов и труда –
Процветай и будь счастлив во все времена!»


Диляра Кадырова «Посвящение Ташкенту»




Буквально на следующий день нашего пребывания в Ташкенте, сын моего друга – Хамро, со своей женой красавицей Муштари, устроили нам с Алексеем  прогулку по городу на своем авто.


 За  час-полтора они нам показали  большинство достопримечательностей Ташкента.
 

Но одно дело увидеть  величественность и красоту зданий, памятников и паркового ландшафта из окна автомобиля и совсем иное,неспешно пройти по площадям и скверам, вдохнуть аромат цветов, ощутить запахи города.

 
 Вот мы в самом центре Ташкента,  на площади Амира Тимура, полководца-завоевателя, создавшего огромную  средневековую империю, объединявшую 27 государств, на обширной территории от Средиземного моря до Индии.


История этой площади начиналась ещё в Х1Х веке со  сквера, когда Ташкент стал центром Туркестанского военного округа в составе Российской Империи.


Он был заложен по приказу генерала М. Черняева в 1882 году и представлял собой небольшой парк.

Сейчас в центре площади возведен бронзовый памятник Амиру Тимуру, восседающему на  скачущем коне.  На постаменте памятника,  выгравирован девиз Амира Тимура: «Сила в справедливости».


Вокруг площади Амира Тимура расположены гостиница «Узбекистан», Музей Амира Тимура, знаменитые Ташкентские Куранты и ещё, одно из самых современных архитектурных сооружений в Ташкенте – Дворец Форумов, построенный в  2009 году.


 Площадь здания составляет почти 10 тыс. кв.м. Снаружи Дворец Форумов украшен  помпезными колоннами, с   куполом высотой   48 м.,  и фигурами аистов на его вершине.


 Конечно, здесь нельзя пройти мимо, не заметив известный архитектурный памятник, символ города Ташкента  -  Ташкентских Курантов.
 
Они были сооружены в 1947 году по инициативе часовщика И.А. Айзенштейна –  жителя Ташкента, который, после войны привез этот  часовой механизм  из немецкого города Алленштайн,  и подарил его родному городу.


 В 2009 году были строены точно такие же куранты. Сегодня  эти двойные куранты воспринимаются на  глаз очень оригинально,  как  зеркальное отражение  друг друга.



 На следующий день мы продолжили знакомство с Ташкентом. За несколько минут  добрались на метро до Площади Мустакиллик.


 Прежде  это была «Площадь В. И. Ленина», а в 1992 году она переименована  в  «Мустакиллик майдони», что  означает «Площадь независимости».

 Сегодняшний вид площади выглядит совершенно неузнаваемо и великолепно. Её украшают красивые административные здания, фонтаны, а по бокам  дорожек,  цветы и зеленые насаждения.

  Мы   прошли  под  широко раскинувшейся серебристой аркой с фигурками аистов и увидели Монумент Независимости.


   Монумент Независимости  представляет собой глобус с картографическим изображением Узбекистана,  возвышающийся на  «ленинском» постаменте. У подножья постамента установлена статуя сидящей матери с младенцем на руках, символ Родины-матери.

 
 Приглядевшись к глобусу, мне показалось, что контур Узбекистана занимает, кажется,  непропорционально большую часть. Хотя это  ничуть не умаляет  красоту монумента.


С 1975 года и до сноса, на  постаменте, на месте этого Монумента,  находилась   тридцатиметровая статуя  В.И. Ленина, кстати, самая высокая из  всех, имевшихся тогда, в бывших Среднеазиатских республиках.
 

.
   Повернув направо, в сторону проспекта Навои, мы подошли  к другому Мемориалу, который создан уже в годы независимости республики,  и посвящен  Памяти воинов-узбекистанцев, ушедших на фронта Второй Мировой войны 1941-1945 годов.


 Мемориал представляет собой аллею памяти, по обе стороны которой, под ажурными арками в национальном  стиле, установлены  большие бронзовые страницы книг с выгравированными на их листах именами воинов.
   
    
   В конце Аллеи Памяти за чашей Вечного огня стоит впечатляющий Памятник Скорбящей Матери.


 По внутреннему  краю чаши  читаются слова: «Никто не забыт, ничто не забыто. Подвиг твой бессмертен!»


 Наверное, на этом месте раньше был Памятник Неизвестному Солдату.



 
  В один из дней, прокатившись на подвесной дороге, с высоты «воробьиного» полета   мы обозревали во всей грациозной красоте телевизионную башню высотой 375 метров, построенную в 1978 году.
Она, конечно, видна со всех концов города, но только не целиком,а в какой-то её части.


 Плавно  продвигаясь  в корзинках по подвесной дороге, буквально, над  самыми вершинами деревьев,  мы  проплыли мимо   Аквапарка,  над  озером, Ташкентлендом  и Японским садом,  которые были сооружены в 1991-  2001 годы.

 На этом месте с 1947 года  располагался  Парка Победы советского народа в Великой Отечественной Войне.

У входа в парк в 1968 году  был установлен памятник воинам, погибшим на фронтах в годы войны с фашизмом.


В Ташкенте нам  порекомендовали обязательно посетить в музей Амира Тимура.
 
 Выйдя из метро  на станции Амира Тимура, мы  спросили у милиционера, как пройти к историческому музею,  так как полагали,  что музей Тимура  это и есть исторический музей.

 Оказалось всё не так.

 Но нет худа  без добра.
 
Нам с Алексеем  показали направление и мы пошли. Идем, идем, а музея всё нет. Ещё раз спросили. Нас  послали ещё дольше.

  Прошли Окружной Дом Офицеров.

 Это здание,  оказывается, было построено в 1885 году как Военное Собрание.

   Там сейчас, судя по вывеске, одновременно с домом офицеров, располагается  театр «Аладдин».
 
Вот   прошли мимо кафе «Сластена»,  о  котором нам  говорили.

 Около кафе весело толпились  школьники и молодежь. Они бойко раскупали горячие пончики  со сладкой начинкой.

Огляделись вокруг, а музея всё  не видно. Но, буквально, через сотню метров мы увидели   здание, напоминающее огромный, украшенный орнаментом  куб.

 Это сооружение, как я вспомнил, было построено  в 1970 году, к столетнему юбилею В.И. Ленина.

Раньше там размещался Ташкентский филиал Центрального Музея В.И.Ленина.

 Вот в нем - то   мы и обнаружили  Музей Истории Узбекистана.

Посещение музея оставило  во мне какое-то смутное чувство, но,  в то же время, открыло для меня  и новую страницу знания об истории Узбекистана.

Оказалось, что музей истории Узбекистана был основан 12 июля 1876 года как Народный Музей Туркестана.

 В этом старейшем музее  представлены тысячи памятников археологии и этнографии, экспозиции которых  охватывают историю от эпохи каменного века и  до наших дней.
 
 Такие экспонаты, как статуя Будды I века н.э., найденная в Сурхандарьинской области, а также украшенный статуэтками  бронзовый саксонский котел IV-V века до н.э., имеют всемирную известность.


Очень подробно в музее представлены разделы эпохи Амира Тимура и Темуридов (XIV – XV вв),  ханств Узбекистана в XVI-XIX вв  и сегодняшнего  Независимого Узбекистана.


  Своеобразно, на мой взгляд,  в музее отражен период развития Узбекистана  в XIX – XX веках.

При  внимательном ознакомлении с этим разделом исторического музея  мне лично  бросилось в глаза, что исторические вехи  советского времени Узбекистана как бы замалчивается.

 
 Но,  в то же время,   советская история   тесно переплетается с памятью о Российской империи  посредством терминов «тюрьма народов», «колониальная политика России»  и таким образом,  вроде бы противопоставляется  сегодняшнему восприятию этого  исторического прошлого страны.


Так, на известное, ташкентское катастрофическое  землетрясение, которое произошло 26 апреля 1966 года,  указывает лишь ОДИН экспонат: Большие, с потрескавшимся стеклом, уличные часы со стрелками, замершими на 5 часах 23 минутах.

 
 Там  я больше не увидел  каких-либо других  экспонатов, отражающих, что в результате землетрясения центральная часть Ташкента была практически полностью разрушена. Что более 78 тыс. семей,  а это свыше 300 тыс. человек, остались без жилья. Что по решению правительства СССР и Узбекской ССР город был полностью восстановлен за 3,5 года.


Такая масштабная реконструкция  центра города и восстановление Ташкента стали возможны за столь короткий отрезок времени только  при помощи всей советской страны.

 Благодаря этой бескорыстной помощи были отстроены новые микрорайоны, как в центре города, так и в юго-западной его части  — на Чиланзаре.

  Об этом  трагическом событии в жизни Ташкента и о подвиге людей, участвовавших в восстановлении города,  сегодня нам  напомнил Мемориальный комплекс «Мужество», установленный в эпицентре землетрясения в районе Кашгарки.




 Но вместе с тем, в части касающейся советского периода, в музее представлены документы,  о многочисленных «нарушениях социалистической законности» Т.Г. Гдляном и Н.В. Ивановым, допущенных ими  в 80-х годах в ходе расследования следственной группой,   так называемого, «Узбекского дела».

 
Таким образом, историческая наука Узбекистана, оценивая исторический период советского прошлого, отмечает, что «во всех бедах, свалившихся на население республики в связи с действиями присланных Москвой „борцов“,  виновен союзный центр.

 
В марте 1989 года, эти «борцы с коррупцией», Т.Х. Гдлян и Н.В.  Иванов, на волне перестроечной говорильни,  были избраны народными депутатами СССР.

25 декабря 1991 года, за день до прекращения существования СССР,  все осужденные по «Узбекскому делу» были помилованы Президентом Узбекистана.


Вот так  Т.Г. Гдлян и Н.В. Иванов стали "главными экспонатами музея» советского периода развития Узбекистана и обрели  «славу Герострата», неприглядным образом вляпавшись в историю бывшего СССР и нынешнего, независимого Узбекистана.


Попав в кремлевские жернова  перестройки,  граждане ВЕЛИКОЙ страны от Калининграда  и до Тихого океана, от Ледовитого океана и до границ с Китаем и Афганистаном,  в одночасье оказались «людьми без гражданства», обреченными  на скитания по всей Земле  в поисках прибежища и  приюта.

Наверное, неслучайно мне припомнилось  Евангелие от Матфея, где, в главе 12 -
 Обличение фарисеев по поводу обвинения в сношениях с Вельзевулом,

  «…Иисус (Христос), зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.»
 

Во все времена, чаще всего, именно  по этой причине, на которую указал Иисус Христос, разрушались все великие империи и царства.


По этой же причине,загнив изнутри,  рухнул, казалось бы, «великий и нерушимый Советский Союз».
 
Это под  его руинами, подобно катастрофическому ташкентскому или спитакскому землетрясениям, оказались погребены судьбы миллионов граждан.


 Выходя из музея, я  невольно подумал, что для бывших республик Средней Азии, в том числе и для Республики Узбекистан, советский период продолжает быть большой проблемой.


 Умышленное замалчивание о каком-либо, значимом для народа, этапе истории, с целью вытравить его из памяти  людской, равно как, и чрезмерное обожествление исторических личностей,   возвеличивание минувших  дней «седины далекой», с течением времени может  повлечь за собой непредсказуемые события в будущем.
 
 История прошлого  может служить как созиданию будущего, так  и его разрушению.


 


Во время пребывания в Ташкенте,   обрели гостеприимный приют в  семье моего друга  Джахангира, которая проживает  на Чиланзаре.

  Поэтому свои туристические   маршруты по Ташкенту мы часто начинали от станции метро Мирзо Улукбека  и от парка, который  прежде назывался парком имени 50-летия СССР.

 
Чиланзар — свое название носит или от зарослей чилона —  разновидности джиды,  мучнистые плоды которой напоминают  финики, или  от слова- Чинорзор,  как  «роща Чинар».

Исторически сложилось так, что микрорайоны Чиланзара нумеровались и не имели названий. При этом  они назывались не микрорайонами, а кварталами.


 Строительство кварталов на массиве Чиланзар началось ещё в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

После трагического землетрясения 1966 года на этих пустырях продолжилось ещё более интенсивное строительство жилья и объектов социальной сферы.  Дополнительно были построены 24, 25 и 26-й кварталы Чиланзара.

Многие строители, добровольно приехавшие со всех братских республик  для восстановления разрушенного стихией города, в последующем и сами обрели здесь семьи и кров, и остались жить в Ташкенте до катастрофического разрушения СССР.


 
В Ташкенте мне довелось побывать в начале  70-х годов прошлого века.
 
 Конечно, он и тогда уже производил впечатление белого города,  практически только что отстроенного всем миром, с участием всех братских республик, после столь разрушительного землетрясения.


 Но сегодня, проходя под ласковыми лучами сентябрьского солнца по его площадям и широким улицам,  мы с сыном постоянно приходили в восторг.

 Нам улыбался,  сиянием  всей палитры   красок,  радугой фонтанов и колоритом Востока,  по - европейскому современный, Ташкент.
 
В промежутках, между поездками по Узбекистану, мы с сыном  постоянно отправлялись в город   на метро.
 
 Ташкентское метро удобно тем, что оно  пролегает на не большой глубине.

  Станции метро чистые, оформлены в восточном стиле.

  В связи с тем, что в это время вся страна  собирала хлопок с полей, народу в метро и в  городе, с населением более двух миллионов,  было удивительно мало.
   
   
В один из последних дней нашего пребывания в Ташкенте, Хамро отвез нас  ещё к одному мемориальному комплексу.      
   
 
 Еще в VI-VII веках н.э., во время  междоусобных войн  на этом месте  современного Ташкента  была укрепленная крепость Ак-тепе.   
   
   
 А в августе 2000 года здесь был открыт мемориальный комплекс "Шохидлар хотираси" или "Памяти жертв репрессий".

   Посвящен этот парк всем узбекистанцам, репрессированным в период от ... конца XVIII века до 1991 года.


   Здание Музея выполнено в классическом национальном стиле и украшено резьбой по дереву и бирюзовыми куполами.
   
   
  Словами всю красоту этого комплекса даже трудно передать.

 Весь  парк как бы разделяется на две части  дугой реки Боз-су,  которые  соединены между собой мостом.

 Дорожки по большому зеленому холму, засажены елями, пирамидальным можжевельником, цветущими кустарниками.

Зеленые насаждения отражаются в голубой глади  речной воды.


На фоне фонтанов и журчащих радужных струй  воды, всё это выглядит, и траурно, но, в то же  время,  очень торжественно и привлекательно.


  Центр всей композиции парка венчает мемориальная арка, в форме открытого шатра, под которым стоит монумент  в виде мусульманского надгробия.

 О содержании экспозиций музея ничего не могу рассказать, так посетить его нам не представилось возможности.

 Но судя по тому, какому периоду  репрессий, он посвящен, можно догадаться, что без  упоминания о  жертвах царизма-«тюрьмы народов»,   погибших в огне борьбы с басмачеством, сталинских репрессий 37 года и  пострадавших граждан от нарушений социалистических законности,  учиненных  Гдляном и Ивановым,  здесь, конечно, тоже не обошлось.
 

Только после возвращения из Самарканда и Шахрисабза мы смогли  посетить  Музей Амира Тимура (Музей истории Темуридов. Государственный музей истории Темуридов,), который был открыт 18 октября 1996 года к 660-летию Амира Тимура.

Но это посещение, после наших экскурсий по местам жизни и правления Амира Тимура, оказалось совершенно своевременным.

На меня произвели впечатление:  сама архитектура  здания музея, внутренняя роскошь, широкие дворцовые лестницы, росписи на стенах  изображающие сцены из жизни Тимура.
 
  А ещё, на первом этаже музея  привлекает внимание всех туристов копия Корана Османа.
 
Если бы сегодня, вдруг памятник  Амир Тимуру ожил, то он, Тамерлан - вершитель судеб мира, был бы благодарен своим потомкам за такую величественную память о нем и его деяниях.


 В завершение нашего пребывания в Ташкенте  мы с Алексеем побывали и в Старом городе Ташкента.

 В сопровождении Джахангира, его друзей Николая Степановича и Хабибулло,  посетили  Комплекс Хазрати Имам.

В  переводе – это означает «святой проповедник».
 

 Мы там  увидели ханака XVI века. Первое медресе Муйи Муборак (переводится как  "священный волос", т.к. в ней хранится волос пророка Мухаммеда ), с  библиотекой, в которой находится более 30 000 рукописей.

 Муйи Муборак  было построено в XVIII веке кокандским ханом Мирза Ахмедом Кушбеги.

 Там сегодня  туристы могут лицезреть одну из мусульманских реликвий - Коран Османа или Хазрати Осман Мусхфи.
 
Как нам рассказал,  известный в Узбекистане и на Западе,  знаток Корана и один из лучших каллиграфов современности Хабибулло-муалим, Коран написан в 644-656 года н.э. Османом ибн Аффана - третьим праведником халифа, и залит его кровью.

  Коран состоит из 353 листов, 69 из которых бумажные, а остальные - на пергаменте из выделанной  кожи.

Коран Османа имеет  свою многовековую историю. По одной из версий  Коран  был привезен Амиром Тимуром из Бурсы, от турецкого султана Баязида.
   
  За Муйи Муборак находится новое здание Главной Соборной Мечети Хазрати Имам с высокими  Минаретами по бокам.
 



С момента нашей встречи с  Хамро, когда мы проезжали мимо Среднеазиатского Центра плова, он  говорил нам, что именно здесь готовят лучший плов в Узбекистане.


Мы его слова услышали и в один из выходных дней  сагитировали всю семью Джахангира пойти в  Центр плова.


 Места  Хамро заказал заранее, так как  к 11 часам плов уже бывает готов, а вот к 14 часам его может не остаться даже и на одну порцию, хотя  там плов  готовится лучшими мастерами  сразу в нескольких больших казанах.


 Мы пришли к 12 часам.
 В огромном, праздничном зале, круглые семейные  столы, накрытые белоснежными скатертями, торжественно ожидали гостей.


 Гости сюда приходят целыми семьями.


Мы ещё не успели разместиться за одним из столов, как нам тут же подали чай, лепешки, узбекский помидорный салат и, конечно, пышущий ароматом ПЛОВ.
 
 Это был настоящий Праздник живота.

 Не зря гласит узбекская пословица - "Если придется умереть - пусть это будет от плова".


 Одно нас только  смутило, что  в Центр плова, куда  вроде бы мы пригласили  семью Джахангира, рассчитаться за угощение они нам не позволили.

 У нас на память об этом  семейном обеде остались очень красивые фотографии.

Особенно хорош на фотографиях был самый маленький, но самый главный, после Деда Джахангира, член семьи -  Имрошка.




Практически накануне нашего отъезда из Узбекистана мы ещё раз собрались за праздничным столом в семье Джахангира.

Но тут уж мы с Алексеем  поучаствовали в организации прощального  обеда.


 Алексей с Хамро закупали все необходимое для коктейля «Махито».

 Мы, с очаровательной женой Хамро – Муштари, закупили на рынке все необходимое для плова, овощи и фрукты.


  Стол,  доложу я вам, был накрыт на славу, и получился как в лучших домах  Ташкента.


 Плов, приготовленный женой Джахангира Матлубой и их невесткой Муштари, оказался даже вкуснее, чем в Центре плова.

 Так, что  не в обиду мастерам, но Матлуба и Муштари могли бы  преподать мастер-класс.

 Затем  пришел час обеда и обмена памятными подарками. Было много добрых тостов.

 Мы с Алексеем подарили Джахангиру,  изготовленный мною, при содействии моего друга и сына,  памятный диск:

 «Посвящение Джахангиру и его семье от друга - одноклассника и соратника  Жгутова Александра»


  На диске, который тут же, за семейным столом, был показан,  отражено в песнях о прошлом, наших старых пожелтевших и новых фотографиях, письмах издалека, всё то, о чем я вам рассказывал в четвертой главе  «Песком времени наш путь земной пылит»,как « Две судьбы офицерские в единую слиты».

http://www.proza.ru/2012/10/17/590

И заканчивается этот диск мелодией на слова Омара Хайяма,  под музыку и в исполнении Дидюли:

 «…Словно ветер в степи, словно в речке вода, День прошел - и назад не придет никогда. …»


И словами  Пауло Коэльо из его произведения « Мактуб».



  «В тот самый миг, когда я нашел верные ответы, переменились все вопросы...»



        ХРАНИ  НАС  БОГ!!!


            
 ИНШААЛЛАХ!!!       -    "если будет на то Воля Аллаха"



Рано утром, ещё  до восхода солнца,  Джахангир проводил нас в аэропорт.

Наступила грустная минута расставания. А теперь надолго ли???


 Прощай гостеприимный  край Узбекистан.
 Пусть дружба, мир и благополучие  всегда будут царить на вашей узбекской земле и у нас, в России.


 Давай, Джахангир, на прощание пожмем друг другу руки, и в дальний путь…


 Наш лайнер бойко пробежался по взлетной полосе и взял курс на Москву.


Во мне звучала песня Вахтанга Кикабидзе:

«…По аэродрому, по аэродрому
   Лайнер пробежал, как по судьбе.
   И осталась в небе светлая полоска
   Чистая, как память о тебе
   
   Вот и все, что было.
   Вот и все, что было.
   Ты, как хочешь, это назови….»