Путь в будущее

Вера Третьякова
 1.

5 ноября 2012 года в моём родном городе Новокузнецке произошло знаковое событие: открытие и первый день работы Пятых Всероссийских педагогических Чтений  «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».
Около трёхсот человек собрались в двух современных аудиториях Сибирского Государственного индустриального университета. Это учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, преподаватели высших учебных заведений из разных городов Кемеровской области, Красноярского края, Хакасии, Горного Алтая и, конечно, из Москвы.

Ждали главного организатора, вдохновителя Чтений по гуманной педагогике Шалву Александровича Амонашвили.  Он должен был провести двухдневный семинар для учителей.  Ждали вместе с супругой и сподвижницей Валерией Гивиевной Ниорадзе.  Но… 24 октября она покинула земной мир ...
Эти Чтения организаторы посвятили её светлой памяти.

Помню, как в феврале этого года руководитель Лаборатории гуманной педагогики города Новокузнецка Ирина Владимировна Афанасьева, вернувшись с Одиннадцатых Международных Чтений по гуманной педагогике, проходивших в Москве в рождественские дни, выступила в центральной городской библиотеке и поделилась своими впечатлениями.  Рассказала, что Шалва Александрович предложил провести следующие Пятые Всероссийские Чтения в Новокузнецке в ноябре. 
«Это такая ответственность! Страшно даже подумать об этом! Но мне обещали помощь и поддержку руководители  Лабораторий гуманной педагогики из других регионов, у которых уже есть опыт в организации таких мероприятий, и я согласилась. Уже сейчас не сплю ночами, думая, как и что нужно сделать для этого».

Какие усилия нужно было приложить организаторам Чтений  (в свободное от основной работы время)  мне, рядовому слушателю, можно только догадываться. 
Система органов образования в городе, как и везде, структура консервативная, и город ничего не решает без санкции области, а область…
Но чудо совершилось, что-то сдвинулось в сознании людей, от которых зависят решения, сработали невидимые механизмы… 
Но сколько было бессонных ночей, телефонных разговоров, писем и личных визитов  в кабинеты чиновников, чтобы задуманное воплотилось.

Да простят мне высокие слова организаторы, но уверена, что подобное событие есть результат их подвижнической деятельности и проявления высоких духовных сил. 
И ещё  сотрудничество с единомышленниками из других регионов, без  чьей неоценимой помощи и опыта этого события могло и не быть.
И ещё мощная духовная поддержка Центра гуманной педагогики в лице Ш.А. Амонашвили и его сотрудников.
Сам Шалва Александрович накануне в телефонном разговоре с Ириной Владимировной поздравил всех участников Чтений и пообещал приехать в наш город так скоро, как только сможет.

 2.

Хочу сказать несколько слов о своём городе. Новокузнецк – промышленный город. Но именно о нём сказал Маяковский: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть...» («Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

В феврале 2011 года в наш город на Десятый фестиваль Владимира Высоцкого приезжал Александр Городницкий, ученый и писатель, но более известный многим (и мне в том числе) как бард. (Помните: «Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, К ступеням Эрмитажа Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо На каменных руках»?)

 Его стихотворение «Новокузнецк», написанное по свежим впечатлениям от панорамы города и его достопримечательностей, произвело род взрыва и буквально раскололо общественность на два лагеря.
Стихотворение заканчивалось так:
…..
Смотрю вокруг, и жжёт меня досада
За детские наивные года.
Уже не будет город этот садом
Не ныне и не присно, - никогда.

Позднее бард написал ещё одно заключительное четверостишие, возможно, желая подсластить пилюлю:
Но верю снова строчкам этим старым,
Мечтая, чтобы город садом стал,
Пока поют ребята под гитару
И льётся в ковш расплавленный металл.

Моя однокурсница прислала мне по сети сообщение: «Я чувствую себя оплёванной».
А уважаемый мною новокузнецкий журналист Владимир Валиулин разразился статьёй, где образно назвал стихотворение Городницкого «почти библейским проклятием и гвоздём в крышку гроба нашему рабочему городу». Статья была размещена на сайте Кузпресс, удостоилась более семи с половиной тысяч просмотров и около восьмисот комментариев. Что называется, «задела за живое».

Пишу не для того, чтобы раздуть заново то, что давно погасло и, возможно, многими забыто.
Поэт «пишет, как он слышит». Александр Городницкий ТАК увидел город и ТАК сказал о нём, в согласии со своим сердцем и мироощущением.
 В данном случае «плохой» взгляд со стороны мог стать хорошим делом, помочь задуматься, ну если не «хозяевам» города, живущим в столицах, то хотя бы городской общественности.
Ведь если она, эта общественность, молчит, то можно спокойно открывать на территории города марганцевые заводы и прочие вредные производства. Нет, акции, конечно были, и статьи в СМИ были. Наверное, были и какие-то результаты…
Тяжело говорить, но промышленный наш город превращается (или уже превратился?) в промзону, с нашего молчаливого (или немногословного) согласия: 
- А что мы можем сделать? От нас ничего не зависит!
Согласна: когда есть культ денег и нет культа Света (культуры), то остаётся только петь матушку-репку и ждать героическую мышку, которая прибежит со стороны и поможет разрешить наши родные проблемы! Но когда в том же духе, на своём примере, мы воспитываем своих детей, а те – своих и т.д., то городу вряд ли «цвесть».

3.

Ребёнок – это будущее семьи, города, страны, планеты.
Какими вырастут дети, таким и будет будущее  (семьи, города, страны, планеты).

Не смогу внятно объяснить, но в моём сознании эти два события – стихотворение Барда о Новокузнецке, прочитанное со сцены в дни фестиваля Высоцкого полтора года назад, и Пятые Всероссийские  педагогические Чтения, закончившиеся сегодня, 6 ноября 2012 года, - связаны единой нитью. 
Может, Высший Промысел хранит мой любимый и униженный город и посылает ему Руку помощи?
И даёт городу шанс подняться с колен и этот шанс – изменение сознания учителя на основе идей гуманной педагогики. Вот одна из них: «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света».
 
- Что это за «гуманная педагогика»? – спросила меня по телефону подруга вчера, когда я пришла домой после первого дня Чтений.
- Ну, это когда ребёнок принимается таким, какой он есть, и учитель Светом своей любви воспитывает,  питает его духовную сущность, помогает ему обрести веру в себя и найти своё место в жизни. Конечно, учитель должен иметь в себе все эти качества…
- Ну, ты - идеалистка. Да вы сначала дайте людям нормальные условия жизни и достойную зарплату. Вот у меня соседка после пединститута и декрета выходит в школу на шесть тысяч, а ребёнка оставляет на бабушку, потому что нет места в садике. Она ХОЧЕТ работать в школе, но …
- Да ведь нормальные условия жизни и новые места в детских садах - забота и обязанность  муниципальной власти, а я говорю о новом направлении педагогической работы… 

Признаюсь, достойно и со знанием предмета ответить  не получилось. Мне самой нужно ещё поразмышлять о том, что я услышала во время работы Чтений,  вчитаться и понять высокие идеи «Манифеста гуманной педагогики».

Помню, один из известных и уважаемых мной авторов Прозы.ру поместил текст «Манифеста» на своей странице. Со временем я увидела этот заголовок на «кладбище публикаций». Признаюсь, была в недоумении: «Что же в этом документе есть такого крамольного и недостойного,  чтобы не быть на популярном сайте?»

А в заключение хочу ещё раз напомнить тему Пятых Всероссийских педагогических Чтений, состоявшихся  5-6 ноября 2012 года в городе Новокузнецке Кемеровской области:
«МАНИФЕСТ  ГУМАННОЙ  ПЕДАГОГИКИ  –  ПУТЬ  В  БУДУЩЕЕ».

6.11.2012

Главы из "Манифеста гуманной педагогики":

"Педагогика для детей Света": http://www.proza.ru/2012/11/08/1675
"Педагогическое созвездие слов": http://www.proza.ru/2012/11/10/1367
"Победить себя": http://www.proza.ru/2012/11/17/1781
"Нам только кажется, что силы, с которыми  мы сталкиваемся, непреодолимы": http://www.proza.ru/2012/11/25/1266
«Инерционный авторитаризм образования»:http://www.proza.ru/2013/02/24/1871
«Духовность, гуманность и гуманная педагогика»:http://www.proza.ru/2013/02/27/1873
«Между гуманной и авторитарной педагогиками нет золотой середины»: http://www.proza.ru/2013/03/04/781
«Авторитарная педагогика и гуманная педагогика: черты различий»: http://www.proza.ru/2013/03/10/1400