Советская граница и жизнь под замком - 3

Дрейк Марк
ПОГРАНИЧНИК ПОСЧИТАЛ МЕНЯ ЗА НАРУШИТЕЛЯ ГРАНИЦЫ


 Арда-Мария Кирсель (1926 г.р)

Полуостров Виимси был пограничной зоной, куда свободный доступ имели только тамошние жители. На остановке "Кооли" дорогу перекрывал шлагбаум и в городских автобусах контролировали наличие специального разрешения.
Для меня было обычным ездить в Хаабнеме в магазин и кафе, кгде предлагали хорошие булочки. В одно из воскресений поехала до следующей остановки и, какое чудо - не увидела шлагбаума и пограничников.
Из собственного любопытства я вышла из автобуса и дальше по дороге пошла пешком. Но не прошло и много времени, как следом за мной появился советский пограничник на мотоцикле и скомандовал мне идти до ближайшей пограничной заставы.
на заставе меня поместили к другим задержанным и нам приказали ждать.
Там же рядом пограничники выбивали свои матрасы и уничтожали в них клопов. Наш небольшой контингент "нарушителей" наблюдал за ними и шутили между собой.
Нас заставили достаточно долго ждать.Скорее всего хотели показать свою власть и то, что у них на заставе и без нас дел много.
Я попала в кабинет к пограничному начальнику одна из последних. За столом майор серьёзного вида спрашивал, с какими делами я вторглась на охраняемую территорию. Я вспомнила и сказала, что у знакомых в Рохунееме есть дача и сказала, что шла к ним в гости.
К счастью у пограничников не было возможности (или желания?) проверить правдивость моих слов. Притом что я была уверена, что мои знаковые, поняв ситуацию, точно подтвердят правдивость моих слов. на всякий случай майор прочитал мне длинную мораль о том, какое бесстыдное деяние я совершила. После осуждения моего бесстыдного деяния мне разрешили уйти.
Время уже подошло к вечеру, когда я вышла с заставы и пошла к автобусной остановке. Ожидая автобуса я поняла, насколько серьёзно за мной наблюдали, как за "нарушителем". Пока я ждала, несколько раз мимо проехал мотоциклист проверяя, не пропала ли я с дороги кудаь нибудь и точно ли я зашла в автобус...

АВТОМАТАМИ В МЕНЯ ЦЕЛИЛИСь КАК В ПРЕСТУПНИКА

Маре:

Соседи моих родителей жили где то недалеко от Локса, в запретной (пограничной) зоне куда для входа требовалось специальное разрешение.
Осин раз случилось так, что машина соседей была в ремонте,а у мамы был день рождения, юбилей.Поэтому сосед попросил моего мужа отвести их на нашей машине в деревню. У них было временное разрешение на вьезд в пограничную зону, у меня с мужем не было ничего. "Да ничего страшного!! Мои папа-мама хорошие друзья с местным пограничным начальством. Ничего не случится!" - поддерживал нас сосед.
Решили, что я и мои дети (4 и 8-и летние) поедем вместе. Я никогда не была в тех краях, надеялись наконец то увидеть окрестности Локса.
Доехали до пограничной зоны. Большой плакат запрещал вьезд, но мы поехал спокойно дальше. Внезапно из кустов выскочили два солдата, остановили нас и потребовали пропуск в пограничную зону. Эти солдаты были, в прямом смысле, вооружены до зубов - автоматы,готовые к стрельбе, на поясе две гранаты, на боку почти полуметровый нож, на правом боку револьвер.
Сначала солдат-азиат проконтролировал документы соседа и его жены.После чего попросил паспорт у меня.Дала ему пасспорт. Спросили пропуск. Я ответила, что нет.
Ох, что тут началось!! Одного солдата как калёным железом обожгли - он что то рявкнул своену напарнику и тот то же самое прорычал в висящее на груди радио. Мы стояли возле машины, дети были внутри машины. Дети хотели выйти из машины. Видя это, солдата закричал: закрыть все двери в машине и никому не двигаться! У нас появился страх, потому что с автоматами,готовыми к стрельбе, солдаты стояли с обеих сторон машины.
Прошло не более трёх-четырёх минут, как мы увидели летящих по лесной дороге два военных грузовика, полные солдат. Одна машина стале пере нашей машиной, вторя сзади. Из ещё не остановившихся машин начали выпрыгивать солдаты и окружать нашу машину. Естественно у всех были автоматы, готовые к стрельбе и нацеленные на нас.
Теперь у меня начались трястись колени. Дети уже рыдали от большого страха, им приказали выйти из машины и обыскали машину и нас всех. Дети рыдали в полный голос.Я не могла детей успокоить, поскольку нам не разрешали даже пошевелиться. Я ужасно боялась, что кто то из солдат может в гневе выстрелить.
Обыск закончился, нас посадили в машину и под угрозой оружия заставили ехать к пограничной заставе. Одна машина с солдатами спереди, другая сзади.
На заставе нас под вооружённой охраной, как преступников, привели в кабинет к начальнику. начальник выслушал рапорт солдата и разрешил солдатам уйти. Только сейчас мой сосед осмелился открыть рот и обькаснить начальнику всю ситуацию.
Также мама соседа вся в страхе уже успела прибежать на место. Она видела из окна, как нас под охраной привезли на заставу.
Начальник только хихикнул и сказал, что "такой порядок" и пожела хорошего празднования дня рождения.
Мы хотели только одного - уйти. Мы все были в полном шоке. Обратно, до окончания пограничной зоны, впереди нас и позади нас ехал "виллис" в пятью-шестью солдатами. И только после пересечения границы зоны мы были на "свободе".
Это необьяснимо, какой ужас мы пережили. На своей родине нельзя ходить, где хочешь и с тобой обращаются, как с преступником....

МЕНЯ РАЗБУДИЛ ПОГРАНИЧНИК, ЦЕЛИВШИЙСЯ В МЕНЯ ИЗ АВТОМАТА


Тармо (1955 г.р)

В Таллине в Ярве по лесу ездили танки между деревьями, Палдиски был для эстонцев незнакомый город. На берег моря можно было только с разрешением на вьезд в пограничную зону. Вот это была жизнь!!
Один раз я спал в машине на берегу моря, на Сааремаа, как меня разбудил пограничник, целившийся в меня из автомата. У него было такое лицо, что было видно, следующим действием будет стрельба... Не самое приятное пробуждение...
В пограничной зоне было очень хорошо собирать грибы и ягоды, поскольку грибников было мало. Без разрешения в пограничную зону рисковали заходить немногие.
Знаю тётю, которая пошла купаться после 22.00 и её, в одном трико, увезли на заставу. Знаю и тех, кого взяли как нарушителей границы в прибрежном лесу и после внушения со стыдом отправили домой.

СОЛДАТ КОНВОИРОВАЛ МЕНЯ, КАК ЗАКЛЮЧЁННОГО, НА ПЯРИСПЕА (гы!! это участок моей заставы!! ..переводчик..)

Индрек:

Когда то я возил на экскурсии студентов. разрешение на вьезд в пограничную зону у меня был, но даже это не разрешало находиться там, где хочешь.
Пришла мысль, сходить на мыс Пяриспеа ( там наш ПТН стоял.... переводчик...), самая северная точка материковой Эстонии. Пограничная застава была по пути. Мы пошли на заставу и на ломаном русском языке , с наивно-невинными лицами, хотели обьяснить, что мы хотим побывать на самом себерном мысу материковой части Эстонии и потрогать мыс руками. Они послушали и даже стали какими то добрыми. Кудато позвонили, в Таллин или в Ригу, не знаю,и через полчаса мы получили разрешение. Только с собой нам дали солдата с автоматом.
После ухода с заставы солдат взял автомат наизготовку и конвоировал студентов, как заключённых. Немного погодя солдат нёс автомат ужа на плече, а потом и вовсе зашел за большой камень завалился спать. (!!!! я в ахере!! ...переводчик...)
Мы ходили прямо на самый оконечник мыса, искупались, пошли обратно.По дороге разбудили солдата и всунули ему в руки автомат. Конечно, всё вежливо и корректно, а вдруг надо будет ещё раз прогуляться на мыс.
В следующий раз советских пограничников уже не было: иди свободно, куда хочешь.

ПОГРАНИЧНИКИ ПОДОЗРЕВАЛИ, ЧТО МАЛьЧИКИ УПЛЫВУТ НА ПЛОТУ В ФИНЛЯНДИЮ

Гуннар:

Был, по моему, год 1982-й. Я был 11-12 летним мальчиком и был в гостях у дедушки друга в Кабернееме. Была хорошая погода, светило солнце, на море был штиль, вода была тёплая.
Удовлетворив аппетит по полной, мы решили соорудить плот. Соорудили плот и даже отплыли на нём метров 20-30 от берега. Прошло не более 20-минут,как на берег примчались трое, вооружённых до зубов, пограничников.

Они начали нам, изменникам родины, нарушителям границы, врагам народа, кричать, чтобы мы плыли на берег. На берегу нас хотели куда то насильно увезти. К счастью на место пришел дедушка друга. Дедушка стал ругаться с солдатами. И в свою очередь досталось и нам: "Чёрт, вы что, не знаете, здесь плоты нельзя делать!! марш домой!"
Дедушка пошел к местному пограничному начальству и всё решилось благополучно. Дедушкин сосед тоже слышал весь разговор с пограничниками, ведь совсем не трудно было понять, что мы и не собирались на плоту, чесрез море, бежать в Финляндию.

ЗАПЛЫВАЕШь СЛИШКОМ ДАЛЕКО - УЖЕ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ

Урмас: (1967 г.р)

У нас была дача в Вяяна-Ыессуу ( участок 9-ой заставы 106-го Таллинского отряда...переводчик...) что означает, что для меня время СССР связано с советскими пограничниками с автоматами, и ихним решением, куда и когда мне можно были идти.
Летом местный пляж чаасто был полон народу. На расстоянии примерно 50-и метров от берега были буи, которые обозначали безопасное расстояние от берега для плавания. По крайней мере я так думал, пока не выяснилось их другое предназначение.
Один раз мужчина уплыл за буи несколько десятков метров дальше. Потом вернулся обратно и спокойно лёг дальше отдыхать и загорать. Не прошло много времени, как на пляж прибежали два пограничника с автоматами. У одного из них была радиостанция.
Примерно в полукилометре от пляжа стояла пограничная вышка, скорее всего оттуда сначала увидели в бинокль а потом сообщили по рации и направили вооружённый патруль к тому мужчине. Мужчине, заплывшему далеко, скомандовали встать, посадили в машину и увезли.
Народ воспринял это достаточно спокойно, о пловце шутили все в своём стиле, типа: куда ему теперь сухари носить и т.д.Но скорее всего пловца потом отпустили.
Было ясно, что заплывание далеко от берега уже само по себе было деяние, за которое можно было арестовать и завести дело. Профилактика!! Кто их,пловцов, знает, один раз возьмёт и уплывет, предав великую родину.

Нееме:

Советские пограничники особо зверствовали после дела с Алексом Лепаые (Лепаые с тремя друзьями сбежал через границу в Финляндию на резиновой лодке в 1984 году. Читай в прошлой книге подробности).
У меня был свой опыт, когда пограничники забрали у меня на берегу в Вайнупеа резиновые ласты. На всякий случай. Кто его знает, вдруг этот в ластах возьмёт и уплывёт.
Насколько я помню,также были ограничены места, где можно было купаться.

МОЖЕШь НАХОДИТьСЯ НА БЕРЕГУ, ЕСЛИ ЕСТь БУМАГА С ПЕЧАТьЮ

Харри Кюбар (1930 г.р)

 В Азери пошли на берег, что в то время було запрещено. Внезапно начали гудеть сирены и с пограничной вышки бегом спустились вооружённые солдаты, окружив нашу компанию. Пограничник с узкими глазами потребовал какую то бумагу.
Я ему предьявил бланкету фабрики расчёсок на эстонском языке, где был какой то список имён и внизу стояла подпись и печать. Советский пограничник взял этот лист, внимательно рассмотрел, покрутил, изучил печать и сказал по русски: "Ага! Печать есть, может идти."

В ЛОХУСАЛУ КУПАТьСЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСь, ПОШЛИ В ЛАУЛАСМАА

Арда-Мария Кирсель (1926 г.р)

В прибрежных районах никому нельзя было находиться, кроме местных жителей. Также пограничники держали на контроле тех, у кого в тех местах были дачи и к кому на долгое время летом приезжали гости, очём ещё весной надо было ставить пограничников в известность.
Так и моя подруга Эллен записала меня как гося в летнее время у себя на даче в Лохусалу. Документы, удостверяющие личность надо было носить всегда с собой, даже если удёшь в лес, неважно за чем. Без документов задерживали и увозили на пограничную заставу.
У пограничников работы хватало: каждый день в 16.00 пограничный наряд с собакой проходил по берегу из Кейла-Йоа в Лохусалу направляясь в сторону пограничной заставы.
После 22.00 было строго запрещено купаться. В один прекрасный, тёплый врчер, я с подружкой решили ещё раз пойти искупаться, уже после 22.00. Но не успели мы даже дойти до воды,как перед нами появился пограницник, который послал нас подальше отсюда нехорошими словами.
Но желание искупатья было такое большое, что мы пошли чере лес на южную часть полуострова, в Лауласмаа, которое считалось внутренним водоёмом и так серьёзно не охранялось.

КАК МЫ САБОТИРОВАЛИ ПОГРАНИЧНИКОВ

Биргит Нурме (1974 г.р)

Мой дедушка жил на побережье в пограничной зоне. И я ребёнком почти каждое лето была у него в гостях.
Дедушка подарил моему брату сапёрную лопатку вместе с топором и пилой. Всё это мы использовали,когда играли с другими детьми в "лесных братьев" и выкопали в лесу бункер, глубиной около 1,5 метров. Это был здоровский бункер! С крышей из брёвен и хорошо замаскированный.
Следующим летом мы сделали ещё один бункер. И тогда же мы нашли где то старый аппарат Морзе. Аппарат нас вдохновил!! Думали, как бы было здорово, если можно было бы сделать связь между двумя бункерами. И.если говорить по правде, эта связь могла быть только односторонняя, поскольку для нормальной связи нужен был хороший и длинный изолированный кабель. Минимум длинной километр.
Несколько недель мы думали над этим, где достать такой кабель, как в один день перед нами, на берегу, появился такой тоненький, чёрный кабель. Это кабель шел прямо по земле. Мы стали тащить этот кабель чтобы увидеть, где же другой конец. кабель не поддавался, видно где то был зафиксирован сдругой стороны. Взяли сапёрную лопатку и перерубили кабель. Потом отсчитали 600 шагов и отрезали кабель с другой стороны.
В тот же вечер мы соеденили нашу систему Морзе. С одной стороны была лампочка, с другой ключ морзе и батарейка. Всё работало. На следующий день, кога мы пошли в лес, таща с собой моток кабеля, дедушка нас поймал. Он захотел узнать, где же мы взяли этот кабель. Мы ему всё рассказали, что аншли на берегу и так далее.
После чего дедушка сказал, что мы сумашедшие. Мы украли кабель связи пограничников.
теперь, чтобы избжать неприятностей, этот кабель надо хорошо спрятать и сделать вид, что мы не знаем ничего.
Вскоре по деревне поползли слухи, что какой то саботажник украл кабель у пограничников. Начали опрашивать жителей и так далее....
Так мы этим летом и не запустили свою систему связи между бункерами...

ПРОПУСК ДОЛЖЕН БЫТь ДАЖЕ У ГРИБНИКОВ

Епп Кукемелк (1976 г.р)

Летом отдыхали в северной Эстонии в пограничной зоне.
Уже весной мы должны были с бабушкой подавать ходотайство о пропуске для вьезда в пограничную зону, где была дача. Когда со всем своим скарбом мы вьезжали в пограничную зону, нас остановили пограничники и провели наличие пропуска и документов, удостоверяющих личность.
Проспуск вместе с паспортом надо было иметь с собой даже когда идёшь за грибами. Советские пограничники были всегда внимательными и в каждом , кто находился в лесу вблизи границы, видели "шпиона".
Так вот и носили на дне корзинки необходимые документы.

КАК МЫ С ЯДОВИТЫМИ ГРИБАМИ ПОПАЛИ В ЗАКРЫТУЮ ЗОНУ ПАЛДИСКИ

Туули Рейнсоо (1981 г.р)

В туманном и моросящем октябре 1988 года мы, сонные, рано утром стояли на Балтийском вокзале, чтобы электричкой поехать в Клоога в лес за грибами.
Поезд подошел и заполнился рыбаками, воняющими чесноком, какимито старушками с корзинами, полными каких то клубков. Ни одного эстонца не было, кроме нас.
В Клоога вышли на остановке, недалеко от которой уже виднелся лес. Слева был высокий забор и за забором виднелась высокая сторожевая вышка. От вышки ещё надо было достаточно идти до леса. Почти все из поезда пошли по направлению к лесу,а местные ещё и махали руками строгому часовому на вышке.
В лесу Клоога увидели грибы, которые не так часто встречаются в других лесах. Часть из них срезали в корзинку с надеждой, что дома с помощью книги разберёмся, какие из ним сьедобные а какие нет.
Мы бродили по лесу достаточно долго, когда внезапно поняли, что наши "конкуренты", пришедшие с поезда с нами в лес, все куда то исчезли. И что ещё хуже, что компас пропал. А с ним и ориентировка. Было туманно, солнце спряталось за облаками.
На удачу мы просто пошли в одном направлении. По деревьям показалось, что идём на северо-восток. Мы знали, что железнодорожная станция находится в северо-восточной стороне.
Внезапно перед нами появился плотный,из нескольких рядов колючей проволки, забор. Папа сказал, что на всякий случай не надо перелезать, скорее всего можем попасть в запретную зону Палдиски. И мы пошли вдоль забора, надеясь, что идём в правильную сторону.
Наконец то мы дошли до дороги. И видим - шлагбаум, пограничная будка и табличка "Палдиски". Только надпись с нашей стороны читалась сзади наперёд. Своим ошибочным маршрутом мы незаметно попали не снаружи, а внутрь забора из колючей проволки. Точнее: мы были на пограничном пункте города Палдиски.
Пограничники вышли из своей будки, автоматы на плечах. Я подумала: интересно,а что же они с нами сделают??? Мама набралась смелости и крикнула по русски: Здравствуйте! Мы заблудились!! Где мы сейчас? Это уже Палдиски? Пограничник посмотрел на нас, как на удивительных животных и ответил после длинной паузы: Да, вы в Палдиски.
Потом он заметил наши корзинки и ,похоже, начал понимать, кто мы. Вытащив грибы из мамоний корзинки, пограничник стал их внимательно рассматривать. После чего подозвал меня к себе и показал один из грибов:Смотри, девочка!! Это нельзя!! Это ядовитый гриб!
После чего он внимательно посмотрел через моё плечо на папу, не спеша встал и сказал: Ну, всего хорошего! Идите, товарищи! И не собирайте ядовитые грибы!!
Мы ушли из Палдиски. Солдаты ещёдолго провожали нас взглядами, кто знает, может эти грибники снова ошибутся и уйдут в запретную зону? Вот так, в тумане, мы ошибочно забрели в город, который в то время посещать могли немногие.
Позже я уже думала, что бы было, если бу у нас не было сс собой корзинок с грибами? Или какое впечатление мы оставили пограничнику, увидевшему наши корзинки, в которых были ядовитые грибы???...

ОСОБО ЗАПРЕТНЫЕ ЗОНЫ - ПАЛДИСКИ И СИЛЛМЯЭ

Ходящие по Палдиски в одиночку вызывали подозрение

Арда-мария Кирсель (1926 г.р)

Мой бывший родной город Палдиски был особо запретной зоной из за базы подводных лодок, туда можно было попасть только со спецразрешением. Сперва нужно было подать заявление начальнику гарнизона с подробным обьяснением, почему тебе надо посещение Палдиски.
Когда я подала заявление о необходимости привести в порядок могилы родственников на местном кладбище, то у меня потребовали даты рождения и смерти родственников. С бабушкой было всё просто, поскольку я с ней прожила вместе 12 лет. А дедушка умер тогда, когда моя мама была ещё маленькая, и на момент подачи заявления мамы тоже уже не было в живых, только у неё я могда спросить дату рождения и смерти дедушки.
Так я и написала в заявлении даты просто из своией фантазии. Комендант гарнизона не имел возможности проверить мои фантазии и разрешение на посещение города я получила.
Но все дела на вьезд в Палдиски не ограничивались только получением одного пропуска. Разрешение коменданта гарнизона надо было предозтавить в местное отделение милиции, откуда пару недель спустя выдали особое разрешение на вьезд.
Поезд, идущий в Палдиски, делает долгую остановку на предпоследней станции Лаокюла и в поезд заходит грузная контролёрша. Такие вот грузные "Маши" особо тщательно контролируют разрешения на вьезд в запретную зону города и ссаживают всякого, кому и так повезло так далеко заехать без пропуска.
Когда то был ещё такой порядок, что человек,приехавший в Палдиски должен был регистрировать в отделении молиции не только время своего прибытия но и время своего отьезда.
Отделение милиции находилось за городом, по дороге на мыс Пакри.Поэтому мне уже было лень идти и отмечать там свой отьезд, поскольку всё равно грузные "Маши" контролировали на перроне всех уезжающих.
Вместе с подругой детства мы старались получить разрешения вместе, в одно время.Хождение по Палдиски в одиночку сразу вызывало подозрение, особенно на кладбище.
Рядом с кладбищем проходила дорога, где можно было часто встретиться с советскими военными. А прабабушка лежала на краю кладбища, сразу возле дороги. раз, когда я была на кладбище одна, увидела как со стороны Лаокюла приближаются два солдата.Я упала на живот между моглами, желая остаться незамеченной. (Дура реальная..что бы ей те бойцы сделали? Прошли бы просто мимо... переводчик ) )
В другой раз я хотела прогулятся на Пакри и уже вышла за город как мимо меня промчалась военная машина с солдатами. Машина остановилась неподалёку от меня и солдаты стали выпрыгивать из кузова. Я рванула бегом обратно в город. Скорее всего машина с солдатами остановилась совсем по другой необходимости, но страх погнал меня обратно. (Дура в квадрате...переводчик ) )

СПРАВКА: Судьба Палдиски


Под давлением СССР в сентябре 1939 года заключается пакт о помощи - другими словами Палдиски на полуострове Пакри на десятилетия превратилась в базу для Красной Армии. В октябре 1939, ещё до прибытия туда советских войск, из города в приказном порядке эвакуировали всех жителей города на тот момент.Во время Второй Моровой Войны красная армия отаступила. Немцы захватили Палдиски. После окончания Второй Моровой Войны СССР снова взяло себе базу в Палдиски. Первое время город был открыт даже для местных жителей. В 1962 году было принято решение построить в Палдиски учебный центр для экипажей атомных подводных лодок. В течении трёх лет все гражданские жители были из города переселены в другие города. Палдиски оградили рядами колючей проволки и попасть туда стало можно только по особому разрешению.
Палдиски вместе с островами Суур-Пакри и Вяйке-Пакри представлял собой закрытую и сильно охраняемую территорию. Официально Палдиски назывался гарнизон ВМФ СССР.
В 1965-1968 годах в Палдиски стриолся центр обучения для экипажей атомных подводнык лодок. Был построен, скорее всего единственный в мире, точный макет атомного реактора вместе с атомным отсеком подводной лодки. К первому вскоре добавился и второй атомный реактор. Прозванный в народе "Пентагоном" учебный центр начал действовать в 1968 году. В Палдиски и на полуострове Пакри также находился дисциплинарный батальон Балтийского флота, строительный батальон и учебный центр ПВ КГБ СССР вместе с радаром и пограничной заставой. В северном порту также находились ракетные катера и дизельные подводные лодки. В южном порту были корабли для высадки десанта. На Суур-Пакри находился полигон для ВВС и наземных ПВО, который обслуживала военная часть, находившаяся на Вяйке-Пакри. Палдиски оставался закрытым городом и после восстановления независимости Эстонии в августе 1991 года.
Последний военный корабль покинул Палдиски 30 августа 1994 года. Атомный реактор был деактивирован и вывезен из Эстонии официально 26 сентября 1995 года. После этого Палдиски стал полностью свободным городом.

НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА В ГРАЖДАНСКОЙ ОДЕЖДЕ БЫЛ ДЛЯ ПАЛДИСКИ РЕДКОСТьЮ

Райво (1959 г.р)

В своё время отец возил, в 1970-х годах, знакомых из Военного комиссариата Эсср. Это были некоторые знакомые офицеры из Палдиски, к кому иногда ездили на рубалку и попить водки.
Рыбу оли ловили в море по пиратски и много. Поскольку никто другой, как только из гарнизона, не мог попасть в те прибрежные воды. А если и попадал, то получал за это потом по полной. Так эти офицеры хвастались, когда к ухе употребят несколько стопок водки.
В город Палдиски, конечно, никто просто так попасть не мог. Когда отец заезжал в город со своим начальником, вопросов не было, пропускали спокойно. Но если он пытался попасть в запретную зону в одиночку в надежде, что можно купить какой либо дефицитный товар, частенько его заворачивали обратно. Разрешения не было, и то, что ты раньше не раз проезжал спокойно, не принималось во внимание.
Палдиски был удивительным городом. В очищеном от гражданских жителей городе по улицам разгуливали только офицерские жёны, мужчины с погонами СА на плечах и строем проходили группы солдат.
Незнакомый человек в гражданской одежде был в закрытом, военном советском городе, редкостью.На него смотрели как на экзотическое животное в зоопарке.
Папа рассказывал, что Палдиски был в своём роде, да и в своё время, как торговый рай. Офицерские жёны были одеты с головы до ног в заграничные вещи. На полках магазинов ожно было свободно увидеть товар "made in..." и выбор продуктов поражал своим разнообразием.
Из Палдиски отец привозил многие дефицитные товары, которые в Таллине отсутствовали в свободной продаже. Например хорошие бритвенные лезвия, копчёная колбаса и дефицитная туалетная бумага.
Скучающие жёны офицеров были ещё те дамы. В советское время они образовывали тот самый слой "словок общества" которые получали то, что они хотели. Отец встречал их иногда после рыбалки, когда уже все сидели вечером у костра, когда он ждал, когда же эти офицеры соберутся обратно в Таллин ехать.
Советские подводные лодки плавали под водой по всеми Моровому океану, иногда заходя в порты дружественных стран. К примеру в порты ГДР или Польши, где офицеры могли покупать товары, выходя на берег.
И пока ихние мужья по нескольку месяцев были в плавании, эти бабам в голову приходили всякие глупые желания. Так одна женщина стала регулярно приходить к нашему костру после рыбалки и приставать ко многим. Предлагала, не хочешь ли её домой проводить, у неё есть и виски и "мальборо" ну и так далее....
Папа расскаывал обо всём этом дома шутя. Но мама злилась и решила, что хватит ему такой работы. Так это и произошло,как мама хотела.
 Таким образом отец не сдержал своё слово, когда обещал взять меня с собой в следующий раз, когда пойдёт с офицерами на рыбалку. Мне было очень жаль, поскольку со слов отца, посещение этого города всегда было каким то удивительным. Только многие года спустя я понял, насколько абсурдна была вся эта ситуация.

ИЗ 200 ЖЕЛАЮЩИХ В ГОРОД ПАЛДИСКИ ПОПАЛО ТОЛьКО ДЕВЯТь

Арда-Мария Кирсель (1926 г.р)

В 1969 году школе в Палдиски исполнялось 200 лет и по этому поводу было приглашено много гостей на празднование юбилея. Приглашённые не заставили себя ждать, желание приехать изьявили 200 человек, ранее закончившие Палдисскую реальную гимназию и начальную школу Палдиски.
У начальника гарнизона волосы встали дыбом - где же взять столько людей, чтобы установить наблюдение за этой большой группой возможных "нарушителей".
Если невозможно за всеми уследить, ситуацию разрулили по другому. В конце концов разрешение на посещение города Палдиски получили только....девять человек!! В числе тех девяти была и я. Скорее всего потому, что мой папа был заведующий начальной школой Палдиски до 1940 года.
В городском доме офицеров прошёл торжественный акт, разумеется на русском языке. Представляли также ученики русской школы. Тон представления был достаточно нейтральный. В хорошем ключе говорили о прошлом школы, называли имена отличников, которые когда то закончили эту школу и даже не критиковали учителей. После торжественной части всех ожидали банкетные столы.
Бывшие ученики школы даже организовали комитет по организации встречи выпускников в следующем году. Правда встреча пройдёт не в Палдиски а в доме культуры города Кейла. На на эту встречу уж точно придут все 200 желающих.

ТЁТЯ СОВЕРШИЛА ТАЙНЫЙ РЕЙС В СИЛЛАМЯЭ ЗА ТОВАРАМИ

Ильме (1963 г.р)

Дядя и тётя жили в Вирумаа,недалеко от Вока, откуда до Силламяэ автобусом было быстро можно доехать.
Силламяэ был секретным и закрытым для чужих городом. Если у тебя не было разрешения, то попасть машиной или автобусом в город не представляло возможности. Милиция контролировал на границе города все автобысы и машины. Зависило от настроения: если было хорошее настроение, то тебя просто ссаживали с автобуса или разворачивали машину восвояси. А если было плохое настроение, то можно было попасть в местное отделение для дачи обьяснений, и даже можно было получить штраф.
Но тётя умудрялась попадать в Силламяэ без всяких на то разрешений. Она знала какие то тайные тропинки на краю города, откуда можно было потихоньку, пешком,добраться прямо в город. "Шпионские игры" начинались за одну остановку до города, на которой надо было обязательно выйти из автобуса. Одну остановку до Силламяэ.
Пойнт был в том, что пробираясь в город надо было выглядеть как местный житель. Для этого надо было одевать какую либо деревенскию одежду и лучше всего ватную телогрейку.Голову надо было повязывать большим платком. С собой должна быть типичная советская сумка, или как её ещё называли - авоська. Одним словом, если ты выглядел как местный житель, то в городе милиция к тебе не прикопается.
Причина для такого маскарада была прозаична. В Силламяэ продуктовый магазин был наммого лучше, чем в окрестных городах. Также был больший выбор промышленных товаров. Так что не одна тётя занималась так называемым "промышленным шпионажем". А если ещё и хорошо знаешь русский язык, то и продавщицы не сообщали в милицию о подозрительных личностях, покупающих товары.
Где то в конце 70-х,когда мне было лет 14-15, тётя позвала меня с собой в сбой тайный поход. Задумка была, что вдвоём мы сможем больше товара принести и соблазнила меня тем, что в Силламяэ можно купить модные перчатки, которые я уже давно искала.
Страх попасться в илицию был очень большой, но желание перчаток перевесило. Я уже поборола свой страх когда тётя, роясь в своём шкафу сказала: я не могу тебя взять с собой, мне нежего тебе дать из одежды. Ты должна выглядеть,как девочка из Силламяэ, но такой одежды у меня нет. Да и твой русский язык оставляет желать лучшего....
 Позже она всё таки принесла мне те самые перчатки. Правда, они были не совсем модные, старая модель из Чехословакии, но в Кохтла-Ярве, где я тогда жила, таких больше не было ни у кого.
Но в действительности это было очень глупо, когда на своей земле должен в город пробираться тайными тропами....

РЕЙСЫ ЗА ТОВАРАМИ В СИЛЛАМЯЭ КАК ИСТОРИИ ИЗ ШПИОНСКИХ ФИЛьМОВ

Ану Пииримаа (1965 г.р)

В советское время Силламяэ был под замком в запретной зоне, куда можно было попасть только по спецразрешениям. Город был не настолько закрыт как,например, остров Сааремаа,где пограничники проверяли каждого вьезжающего, но чужим вьезд был запрещён. Мы слышали много историй о людях, которые попались и были увезены в местное отделение милиции.
Но жители Кохтла-Ярве, Йыхви и даже Нарвы часто посещали Силламяэ поскольку там можно было купить товар, редко встречающийся в обычных магазинах.
В Силламяэ ездили за консервированным горошком, за болгарскими, удивительно вкусными, ассорти, где в одной банке были яблоки, сливы, груши и даже персики. За фруктами, которые сейчас можно купить в любом магазине. В то время ничего подобного не было. Ещё в Силламяэ можно было купить сгущёнку и растворимый кофе.
В особо удачные дни в котомках прибывающих из Силламяэ можно было найти и сосиски и мандарины. Помню один раз, когда мы с мамой ходили по магазинам в Силламяэ, уже как опытные конспираторы не оглядываясь по сторонам и на раскрывая ртов, мама мне рассказала, что в её детстве мандарины продавались прямо на углу, в ящиках, и особо эти мандарины никто не хотел...
Женщины в Силламяэ обязательно посещали аптеку, где почти свободно можно было купить ваты и бинтов. Ведь гигиенические прокладки в ту пору были совершенно неизвестны.
Что ещё показалось мне во время моих "походов" в Силламяэ, что тамошние продавщицы выглядели как то более доброжелательные, чем у нас. В то время продавщица была королевой а покупатель как маленький червячок. Я даже помню случай в Силламяэ, когда продавщица обьясняла нам на эстонском языке, притом что всё в городе было только на русском.
Уно:
В Силламаэ в 80-х был намного лучше выбор товара, чем в остальной ЭССР. Там жили и работали так называемые стратегические жители, которым за опасную и вредную для здоровья работу партия и правительство обеспечивало лучше, чем остальных. Чтобы работающий человек не задумывался, в каком ядовитом и взрывоопасном месте он работает.
Советская стратегия естественно предпологала, что лучше, чтобы обычный человек не видел того, чтов Силламяэ делается и как там живётся. Для обычного человека была придумана система пропусков и разрешений и крепкого контроля. Но несмотря на всё на это, за товарами в Силламяэ пробирались.
У нас не было ни разрешения ни что то подобного.Зато были фуфайки, кирзовые сапоги чтобы закосить под местных жителей. Прямо как в шпионском фильме.
Только один раз мы попались в Силламяэ патрулирующим дружинникам у кого было право также проверять документы. К нашему счастью это были понимающие русские мужчины, которые отпустили нас с нашим растворимым кофем и другими товарами.

СПРАВКА:

СУУР-пАКРИ И ВЯЙКЕ-ПАКРИ - ОСТРОВА ДЛЯ БОМБ

 На расстоянии 3,5 морских миль от Палдиски находились острова Суур-Пакри (12,9 кв.км) и Вяйке-Пакри (11,6 кв.км). Советские войска прибыли туда в октябре 1039 года. Год спустя острова были полностью советезированы. Жители острова (островные шведы) были насильственно отправлены в Швецию. После Второй Мировой Войны на островах сначала были пограничные заставы, но в 50-х годах Советская Армия стала использовать острова совсем по другому назначению. острова из идиллии превратились в острова для учебных бомбометаний. Начали с северной стороны Суур-Пакри.А в 1960-х уже использовали для бомб и природную сторону острова Вяйке-Пакри. Десятилетиями удобряли землю железом гаубицы и бомбардировщики. Несколько бомб даже долетели до Палдиски, разорвавших в нескольких сот метрах от детского садика и ядерного реактора. На северной стороне Вяйке-Пакри находилась военная часть, обслуживающая полигон. Между двумя островами проложили дорогу (дамбу) сделанную из крупных валунов и камней, свезённых с полей Эстонии.
Последняя бомба упала на остров поздней осенью 1992 года.

СПРАВКА:

СУДьБА СИЛЛАМЯЭ

До прихода СССР и до Второй Мировой войны Силламяэ был великолепным городм для отдыхающих с прекрасными пляжами. Советская власть закрыла город на замок в 1947 году. Сталин хотел атомную бомбу, для этого нужен был уран. Когда то купальный и пляжный город Силламяэ выбрали как идальное место для завода по обогощению урана. В 1946 году началось строительство завода. Официально строили комбинат номер 7 МВД СССР, который назывался "Фабрика красок". Необходимый для работы "Фабрики красок" сланец добывали тут же недалеко. Позже необходимую для работы урановую крошку стали завозить из Чехословакии, ГДР и Венгрии. В соответствии с развитием и новыми цехами на заводе в Силламяэ производили уже конечный продукт из урана (стержни). Произведённое количество обагощённого урана в Силламяэ составляло 25% от всего произведённого в СССР. Производство урана продолжалось до самого воззтановления независимости Эстонии, до 1991 года. До этого же времени город был на замке.
Для работы на производстве в 1946 году стали использовать дешёвую рабочую силу как:
: привизённые из тюремных лагерей России военных преступников - эстонцев, латышей,литовцев
:военнопленных немцев
:солдат из рабочих батальонов
:в 1947 году начали использовать заключённых из новой тюрьмы в Тюрсамяэ. Туда были перевезены криминальные заключенные из России (убийцы, воры,насильники) из которых сделали т.н. свободных заключённых (химики)
:добровольцев из областей России, Украины и Белорусии, приехавших как добровольно так и добровольно-принудительно.

Для новых заводов новых инженеров нанимали в России. В 1948 году в Силламяэ из Ленинграда привезли 14- 18 летних беспризорников, обычных воров, попрошаек и мешочников из которых пробовали сделать рабочих для новых цехов.
В 1946 году у Силламяэ был почтовый адрес: Москва 10. В 1947 году стал адрес: Нарва, почтовый ящик 2. С 1949 года называли промышленной зоной Силламяэ, входящей в Нарву.
По решению президиума ЦК ЭССР в 1957 году Силламяэ получил официальный титул города республиканского подчинения.


НЕЗНАКОМЫЙ МУЖЧИНА В ГРАЖДАНСКОЙ ОДЕЖДЕ БЫЛ ДЛЯ ПАЛДИСКИ РЕДКОСТьЮ

Райво (1959 г.р)

В своё время отец возил, в 1970-х годах, знакомых из Военного комиссариата Эсср. Это были некоторые знакомые офицеры из Палдиски, к кому иногда ездили на рубалку и попить водки.
Рыбу оли ловили в море по пиратски и много. Поскольку никто другой, как только из гарнизона, не мог попасть в те прибрежные воды. А если и попадал, то получал за это потом по полной. Так эти офицеры хвастались, когда к ухе употребят несколько стопок водки.
В город Палдиски, конечно, никто просто так попасть не мог. Когда отец заезжал в город со своим начальником, вопросов не было, пропускали спокойно. Но если он пытался попасть в запретную зону в одиночку в надежде, что можно купить какой либо дефицитный товар, частенько его заворачивали обратно. Разрешения не было, и то, что ты раньше не раз проезжал спокойно, не принималось во внимание.
Палдиски был удивительным городом. В очищеном от гражданских жителей городе по улицам разгуливали только офицерские жёны, мужчины с погонами СА на плечах и строем проходили группы солдат.
Незнакомый человек в гражданской одежде был в закрытом, военном советском городе, редкостью.На него смотрели как на экзотическое животное в зоопарке.
Папа рассказывал, что Палдиски был в своём роде, да и в своё время, как торговый рай. Офицерские жёны были одеты с головы до ног в заграничные вещи. На полках магазинов ожно было свободно увидеть товар "made in..." и выбор продуктов поражал своим разнообразием.
Из Палдиски отец привозил многие дефицитные товары, которые в Таллине отсутствовали в свободной продаже. Например хорошие бритвенные лезвия, копчёная колбаса и дефицитная туалетная бумага.
Скучающие жёны офицеров были ещё те дамы. В советское время они образовывали тот самый слой "словок общества" которые получали то, что они хотели. Отец встречал их иногда после рыбалки, когда уже все сидели вечером у костра, когда он ждал, когда же эти офицеры соберутся обратно в Таллин ехать.
Советские подводные лодки плавали под водой по всеми Моровому океану, иногда заходя в порты дружественных стран. К примеру в порты ГДР или Польши, где офицеры могли покупать товары, выходя на берег.
И пока ихние мужья по нескольку месяцев были в плавании, эти бабам в голову приходили всякие глупые желания. Так одна женщина стала регулярно приходить к нашему костру после рыбалки и приставать ко многим. Предлагала, не хочешь ли её домой проводить, у неё есть и виски и "мальборо" ну и так далее....
Папа расскаывал обо всём этом дома шутя. Но мама злилась и решила, что хватит ему такой работы. Так это и произошло,как мама хотела.
 Таким образом отец не сдержал своё слово, когда обещал взять меня с собой в следующий раз, когда пойдёт с офицерами на рыбалку. Мне было очень жаль, поскольку со слов отца, посещение этого города всегда было каким то удивительным. Только многие года спустя я понял, насколько абсурдна была вся эта ситуация.

ИЗ 200 ЖЕЛАЮЩИХ В ГОРОД ПАЛДИСКИ ПОПАЛО ТОЛьКО ДЕВЯТь

Арда-Мария Кирсель (1926 г.р)

В 1969 году школе в Палдиски исполнялось 200 лет и по этому поводу было приглашено много гостей на празднование юбилея. Приглашённые не заставили себя ждать, желание приехать изьявили 200 человек, ранее закончившие Палдисскую реальную гимназию и начальную школу Палдиски.
У начальника гарнизона волосы встали дыбом - где же взять столько людей, чтобы установить наблюдение за этой большой группой возможных "нарушителей".
Если невозможно за всеми уследить, ситуацию разрулили по другому. В конце концов разрешение на посещение города Палдиски получили только....девять человек!! В числе тех девяти была и я. Скорее всего потому, что мой папа был заведующий начальной школой Палдиски до 1940 года.
В городском доме офицеров прошёл торжественный акт, разумеется на русском языке. Представляли также ученики русской школы. Тон представления был достаточно нейтральный. В хорошем ключе говорили о прошлом школы, называли имена отличников, которые когда то закончили эту школу и даже не критиковали учителей. После торжественной части всех ожидали банкетные столы.
Бывшие ученики школы даже организовали комитет по организации встречи выпускников в следующем году. Правда встреча пройдёт не в Палдиски а в доме культуры города Кейла. На на эту встречу уж точно придут все 200 желающих.

ТЁТЯ СОВЕРШИЛА ТАЙНЫЙ РЕЙС В СИЛЛАМЯЭ ЗА ТОВАРАМИ

Ильме (1963 г.р)

Дядя и тётя жили в Вирумаа,недалеко от Вока, откуда до Силламяэ автобусом было быстро можно доехать.
Силламяэ был секретным и закрытым для чужих городом. Если у тебя не было разрешения, то попасть машиной или автобусом в город не представляло возможности. Милиция контролировал на границе города все автобысы и машины. Зависило от настроения: если было хорошее настроение, то тебя просто ссаживали с автобуса или разворачивали машину восвояси. А если было плохое настроение, то можно было попасть в местное отделение для дачи обьяснений, и даже можно было получить штраф.
Но тётя умудрялась попадать в Силламяэ без всяких на то разрешений. Она знала какие то тайные тропинки на краю города, откуда можно было потихоньку, пешком,добраться прямо в город. "Шпионские игры" начинались за одну остановку до города, на которой надо было обязательно выйти из автобуса. Одну остановку до Силламяэ.
Пойнт был в том, что пробираясь в город надо было выглядеть как местный житель. Для этого надо было одевать какую либо деревенскию одежду и лучше всего ватную телогрейку.Голову надо было повязывать большим платком. С собой должна быть типичная советская сумка, или как её ещё называли - авоська. Одним словом, если ты выглядел как местный житель, то в городе милиция к тебе не прикопается.
Причина для такого маскарада была прозаична. В Силламяэ продуктовый магазин был наммого лучше, чем в окрестных городах. Также был больший выбор промышленных товаров. Так что не одна тётя занималась так называемым "промышленным шпионажем". А если ещё и хорошо знаешь русский язык, то и продавщицы не сообщали в милицию о подозрительных личностях, покупающих товары.
Где то в конце 70-х,когда мне было лет 14-15, тётя позвала меня с собой в сбой тайный поход. Задумка была, что вдвоём мы сможем больше товара принести и соблазнила меня тем, что в Силламяэ можно купить модные перчатки, которые я уже давно искала.
Страх попасться в илицию был очень большой, но желание перчаток перевесило. Я уже поборола свой страх когда тётя, роясь в своём шкафу сказала: я не могу тебя взять с собой, мне нежего тебе дать из одежды. Ты должна выглядеть,как девочка из Силламяэ, но такой одежды у меня нет. Да и твой русский язык оставляет желать лучшего....
 Позже она всё таки принесла мне те самые перчатки. Правда, они были не совсем модные, старая модель из Чехословакии, но в Кохтла-Ярве, где я тогда жила, таких больше не было ни у кого.
Но в действительности это было очень глупо, когда на своей земле должен в город пробираться тайными тропами....

РЕЙСЫ ЗА ТОВАРАМИ В СИЛЛАМЯЭ КАК ИСТОРИИ ИЗ ШПИОНСКИХ ФИЛьМОВ

Ану Пииримаа (1965 г.р)

В советское время Силламяэ был под замком в запретной зоне, куда можно было попасть только по спецразрешениям. Город был не настолько закрыт как,например, остров Сааремаа,где пограничники проверяли каждого вьезжающего, но чужим вьезд был запрещён. Мы слышали много историй о людях, которые попались и были увезены в местное отделение милиции.
Но жители Кохтла-Ярве, Йыхви и даже Нарвы часто посещали Силламяэ поскольку там можно было купить товар, редко встречающийся в обычных магазинах.
В Силламяэ ездили за консервированным горошком, за болгарскими, удивительно вкусными, ассорти, где в одной банке были яблоки, сливы, груши и даже персики. За фруктами, которые сейчас можно купить в любом магазине. В то время ничего подобного не было. Ещё в Силламяэ можно было купить сгущёнку и растворимый кофе.
В особо удачные дни в котомках прибывающих из Силламяэ можно было найти и сосиски и мандарины. Помню один раз, когда мы с мамой ходили по магазинам в Силламяэ, уже как опытные конспираторы не оглядываясь по сторонам и на раскрывая ртов, мама мне рассказала, что в её детстве мандарины продавались прямо на углу, в ящиках, и особо эти мандарины никто не хотел...
Женщины в Силламяэ обязательно посещали аптеку, где почти свободно можно было купить ваты и бинтов. Ведь гигиенические прокладки в ту пору были совершенно неизвестны.
Что ещё показалось мне во время моих "походов" в Силламяэ, что тамошние продавщицы выглядели как то более доброжелательные, чем у нас. В то время продавщица была королевой а покупатель как маленький червячок. Я даже помню случай в Силламяэ, когда продавщица обьясняла нам на эстонском языке, притом что всё в городе было только на русском.
Уно:
В Силламаэ в 80-х был намного лучше выбор товара, чем в остальной ЭССР. Там жили и работали так называемые стратегические жители, которым за опасную и вредную для здоровья работу партия и правительство обеспечивало лучше, чем остальных. Чтобы работающий человек не задумывался, в каком ядовитом и взрывоопасном месте он работает.
Советская стратегия естественно предпологала, что лучше, чтобы обычный человек не видел того, чтов Силламяэ делается и как там живётся. Для обычного человека была придумана система пропусков и разрешений и крепкого контроля. Но несмотря на всё на это, за товарами в Силламяэ пробирались.
У нас не было ни разрешения ни что то подобного.Зато были фуфайки, кирзовые сапоги чтобы закосить под местных жителей. Прямо как в шпионском фильме.
Только один раз мы попались в Силламяэ патрулирующим дружинникам у кого было право также проверять документы. К нашему счастью это были понимающие русские мужчины, которые отпустили нас с нашим растворимым кофем и другими товарами.

СПРАВКА:

СУУР-пАКРИ И ВЯЙКЕ-ПАКРИ - ОСТРОВА ДЛЯ БОМБ

 На расстоянии 3,5 морских миль от Палдиски находились острова Суур-Пакри (12,9 кв.км) и Вяйке-Пакри (11,6 кв.км). Советские войска прибыли туда в октябре 1039 года. Год спустя острова были полностью советезированы. Жители острова (островные шведы) были насильственно отправлены в Швецию. После Второй Мировой Войны на островах сначала были пограничные заставы, но в 50-х годах Советская Армия стала использовать острова совсем по другому назначению. острова из идиллии превратились в острова для учебных бомбометаний. Начали с северной стороны Суур-Пакри.А в 1960-х уже использовали для бомб и природную сторону острова Вяйке-Пакри. Десятилетиями удобряли землю железом гаубицы и бомбардировщики. Несколько бомб даже долетели до Палдиски, разорвавших в нескольких сот метрах от детского садика и ядерного реактора. На северной стороне Вяйке-Пакри находилась военная часть, обслуживающая полигон. Между двумя островами проложили дорогу (дамбу) сделанную из крупных валунов и камней, свезённых с полей Эстонии.
Последняя бомба упала на остров поздней осенью 1992 года.

СПРАВКА:

СУДьБА СИЛЛАМЯЭ

До прихода СССР и до Второй Мировой войны Силламяэ был великолепным городм для отдыхающих с прекрасными пляжами. Советская власть закрыла город на замок в 1947 году. Сталин хотел атомную бомбу, для этого нужен был уран. Когда то купальный и пляжный город Силламяэ выбрали как идальное место для завода по обогощению урана. В 1946 году началось строительство завода. Официально строили комбинат номер 7 МВД СССР, который назывался "Фабрика красок". Необходимый для работы "Фабрики красок" сланец добывали тут же недалеко. Позже необходимую для работы урановую крошку стали завозить из Чехословакии, ГДР и Венгрии. В соответствии с развитием и новыми цехами на заводе в Силламяэ производили уже конечный продукт из урана (стержни). Произведённое количество обагощённого урана в Силламяэ составляло 25% от всего произведённого в СССР. Производство урана продолжалось до самого воззтановления независимости Эстонии, до 1991 года. До этого же времени город был на замке.
Для работы на производстве в 1946 году стали использовать дешёвую рабочую силу как:
: привизённые из тюремных лагерей России военных преступников - эстонцев, латышей,литовцев
:военнопленных немцев
:солдат из рабочих батальонов
:в 1947 году начали использовать заключённых из новой тюрьмы в Тюрсамяэ. Туда были перевезены криминальные заключенные из России (убийцы, воры,насильники) из которых сделали т.н. свободных заключённых (химики)
:добровольцев из областей России, Украины и Белорусии, приехавших как добровольно так и добровольно-принудительно.

Для новых заводов новых инженеров нанимали в России. В 1948 году в Силламяэ из Ленинграда привезли 14- 18 летних беспризорников, обычных воров, попрошаек и мешочников из которых пробовали сделать рабочих для новых цехов.
В 1946 году у Силламяэ был почтовый адрес: Москва 10. В 1947 году стал адрес: Нарва, почтовый ящик 2. С 1949 года называли промышленной зоной Силламяэ, входящей в Нарву.
По решению президиума ЦК ЭССР в 1957 году Силламяэ получил официальный титул города республиканского подчинения.