Советская граница и жизнь под замком - 2

Дрейк Марк
ГРАНИЦА ВПЕРЕДИ И ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

Вьезд в пограничную зону.


Энно Таммер (1960 г.р.)


Еду автобусем номер 114 из центра Таллина в Рохунееме в гости к тёте Лайне.
Это достаточно длинная дорога. Автобус трясёт. Несколько остановок. И одна из них особая остановка. Насколько особая, я пока не знаю и даже не могу предположить. Наоборот,думаю, что я уже настолько крутой мальчишка, что осмелился сам,впервые, отправиться в такой длинный автобусный рейс. Я был собой доволен, если не сказать, что даже гордился собой. Гордый мальчик витает в своих гордых мыслях и дорога пролетает незаметно.
Странно, но сейчас я уже не помню, где точно находилась эта особая остановка. Было ли это сразу после того, как только автобус поворачивал налево,на Виимси? Или эта особая остановка была где то в другом месте? Примерно там,где сейчас круговое движение, откуда одна дорога ведёт в Рандвере а другая в Хаабнеме и Виимси. Или это было ещё дальше?
 Я не помню точно места, но хорошо помню чувства. Это было что то особенное. И это чувство не стёрлось из памяти и даже не запылилось.
Автобус останавливается. Останавливается на особой остановке, поскольку в советское время на остановке возле моста дорогу перекрывает шлагбаум и сбоку стоит сторожевая будка. ( И опять лезу в память и спрашиваю у себя: а была ли будка? По моему,всё таки была, поскольку так было положено в то время в том месте.).
Из окна вижу несколько солдат, автоматы на груди и пилотки гордо на затылке. (Простим автору незнание, что в ПВ пилоток не было..... В.М) Водитель автобуса открывает переднюю дверь и солдат заходит внутрь. Возле автобуса ходит другой такой солдат, но с ним рядом гордо выхаживает овчарка. Солдат с собакой доходит до дверей автобуса и останавливается, наблюдая. Овчарка садится.
Водитель автобуса закрывает переднюю дверь. Солдат с ватоматом тыкает стволом в сторону первого сидящего пассажира и что то говорит. Что - я не слышу, поскольку сижу в задней части автобуса. Поначалу просто наблюдаю за всем происходящим. В следующей части происходящего пассажир молча даёт что то солдату, что солдат рассматривает достаточно долго и с подозрением. Поводящий автоматным стволом в пассажиров солдат, передвигается постепенно к задней части автобуса. Зрелище повторяется и повторяется и солдат приближается. Уже слышу его чёткий голос и слова: "А документы? А пропуск?!".
Докумeнты!! Я уже немного понимаю по русски и понимаю, что значит это слово. "А пропуск! - значение этого слова я узнаю позже.
"Документы!" Это я понял,чего хочет солдат с автоматом. И холодный страх появился внизу живота.. Захотелось спрятаться под сиденье.. Потому что ученический билет, а это был мой единственный документ, я забыл дома. В школьном дневнике. Точнее, я никода и не вытаскивал билет из дневника, по мальчишески решив, что могу взять и в любой момент поехать просто так в гости к тёте Лайне. Поэтому и не внял словам родителей и взрослых людей: запомни - если хочешь ехать в Рохунееме, всегда бери с собой ученический билет, его всегда проверяют.
И вот передо мной стоит солдат с автоматом, тыкает в меня стволом и чеканит: Документы!!
Я мотаю головой. Я не знаю русский язык настолько,чтобы обьяснить, что забыл свой ученический билет дома, в дневнике, и просто так случилось, что в следующий раз я буду умнее. Солдат поворачивается и идёт к водителю автобуса, что то ему говорит. Открывается задняя дверь. Солдат возвращается ко мне.
Он тыкает в меня автоматом, показывает на открытую заднюю дверь и чеканит: " А ну ка марш отсюда!! Домой обратно! Давай,давай!"
Особо я его слов и не понял,но его жесты были достаточно понятны. Он подтолкнул меня к открытой двери. Одна пожилая женщина говорит мне: "Подожди. Автобус пойдёт обратно в город примерно через полчаса."
Стыдно. Неловко. Не знаю,почему.
Стою возле автобуса. Солдат также выходит из автобуса. Двери закрываются. "Туда-туда!! Давай-давай!!" и показывает мне автоматом на другую сторону дороги.
 Солдат из автобуса идёт к солдату с собакой, они разговаривают и смеются. Наверно говорят обо мне, думаю я,переходя на другую сторону дороги.
Начинает накрапывать дождь. Мокро, стыдливо и испуганно мне. Жду я,когда автобус из Рохунееме,сделав круг, вернётся и заберёт меня обратно.
Это было в начале лета 1070-го года. Я и не понимал тогда, что у меня прошло всё тога ещё очень хорошо. Без документов, без пропуска. Взрослых,попавших в такую же ситуацию, на особой остановке, отправляли по необходимости на пограничную заставу. Издевались. Часами.
Документы должны были иметь и показывать даже те, кто жел где то там, в пограничной зоне, на той стороне шлагбаума. И что с того, что каждый красный пограничник в своей осторожной памятии сознании несомненно уже понмнил лица тех граждан, кто постоянно курсировали между городом и пограничной зоной.
Не знал я тогда, что документы нужны даже тогда, когда идёшь в лес за грибами и ягодами или просто гуляешь, поскольку этот лес был стратегически важным участком для пограничников. Иначе - стой! Стрелять буду!
В конце 80-годов мы начали посещать деревню Летипеа, где планировали построить дачу, на побережье, в Ляяне-Вирумаа.
Естественно это была пограничная зона. Шлагбаум, сторожевой пост, солдаты с автоматами, овчарки, бумаги, документы. Полная игра.
Возле нашего участка, примерно метрах в 50-, находился лагерь, где в 1976 году лежали окровавленные тела и пролилась кровь. потому что один из неприкосновенных стражей границы сошел с ума после нескольких дней пьянки. Сошел с ума и нажал на автоматный курок.
Да, они могут издеваться и они могут убивать.
 На побережье Летипеа я впервые увидел, какая красивая вспаханная песчаная полоса проходит в лесу перед самым берегом. Достаточно широкая полоса, которую они постоянно ровняли граблями. Что бы видеть следы. Следы нарушителей границы. Нарушителем границы можешь быть и ты, кто,например, вечером,после десяти часов,пришел на берег.
Видел и длинные ряды колючей проволки вдоль побережья в местах, где,по чьему то предположению,необходимых в дополнительной защите.
Видел их,во время дозоров , с собакой, на берегу, в лесу, на деревенских дорогах.
Граница впереди....
Два таких простых слова превращаются в мощный символ, символ важности советского времени.
Мало с того, что ты не можешь попасть за границу, ты не можешь и на своей земле передвигаться свободно. Спецпропуск. Спецпропуск. Спецпропуск.
На Сааремаа. На Хииумаа. В Палдиски. В Силламяэ. И так далее.В лес. На берег... Граница впереди.
Ты закрыт, загнан в этом обнесённом колючей проволкой пространстве,в человеческом зоопарке под названием Советский Союз.
Граница впереди и жизнь под замком.
Становится плохо, когда снова думаю об этом.....

ТОТАЛьНАЯ ОХРАНА
Появившиеся передо мной с "калашниковыми"

Вильо:

Если ехать по большим прибрежным магистралям в ЭССР можно было увидеть перед каждой маленькой деревенской дороге запрещающий знак с надписью "Пограничная зона. Вьезд по пропускам".
Охрана границ большой родины была организована тотальная. Совместную охрану границ СССР осуществляла вместе с пограничниками ПВО Прибалтийского округа и и десятки аэродромов с базирующимися на них истребителями-перехватчиками. А также береговая охрана Балтийского флота.
Какая мощная техника и какие человеческие ресурсы использовались, об этом сейчас можно только догадываться. Поскольку,как и всё,что было связано с вооружёнными силами СССР, деятельность пограничных войск СССР была засекречена.
Примечательно то, что вся охрана границ СССР не значила только то, что исключала проникновения к нам из за границы. Скорее даже наоборот, чтобы никто из граждан СССР не смог перебраться на ту, буржуазную сторону, предав свою родину.
Меня всегда удивляло и раздражало то, что передвигаясь по территории своей родины иногда передо мной возникали пара молодых, в зелёных фуражках и автоматами Калашникова,сопровождаемыми молодым лейтенантом.
Это были так называемые,стражи. Они бесстыдно могли попросить мои документы и,увидев мой красный паспорт гражданина СССР,просили меня немеднленно покинуть пограничную зону.
И против предыдущего разговора предстаёт невероятный и визит молодого немца Матиаса Руста на своём маленьком самолётике в самое сердце Москвы. Реис закончился благополучным приземлениэм возле мавзолея на Красной Площади.
Ох, как мы смеялись!! Рейс Руста в самое сердце державы налчался у нас, где то между деревнями Азери и Сака. Ох, сколько погон и голов тогда полетело!!!


Картина советских военных секретов, открывшаяся с воздуха.


Тойво Оявески (1931 г.р)
В 1990-х мне посчастливилось посмотреть на Эстонию с воздуха, из вертолёта. Арендованный в Риге на рабочий день вертолёт начинал вылет из Таллинского аэропорта вопросом лётчика - куда летим?Я показал лётчику шпиль какой то то церкви и маршрут был проложен.Что мы при этом пролетали, большого значения не имело.
Мы осматривали вместе с лётчиком некоторые ракетные установки и лётчик охарактеризовал всё увиденное традиционной русской фразой, которая заканчивалась на слово "мать!" Похоже, что его когдато инструктировал о возможности увиденного, но вот точной карты ему не давали.
Места нахождения этих секретных обьектов были, в принципе, известны местному населению, и эта секретность и пробуждала любопытство.Сейчас у же можно понять всю эту засекреченность, что она была обоснованна - ведь только на территории Харьюмаа находилось минимум пять ядерных обьёктов.
В чиле этих военных обьектов также хорошо просматривалсь с воздуха плотная цепь пограничных застав по всему побережью. Многие из них были оборудованы вертолётными площадками и недалеко от застав находились ракетные установки, острия ракет которых были направлены в сторону моря.
С воздуха были видны и комические ситуации. Ракетные установки были хорошо закрыты маскировочными сетками, но вот вкруг них ( и к ним) были прекрасно видны колеи в грязи, накатанные машинами.
Для обмана "врагов" в некоторых местах былёи построены ракетные батареи из дерева. Эти муляжи были выкрашены серебрянной краской для большего привлечения внимания. Разумеется никаких маскировочных сетей на деревянных батареях не было.
В чём ещё было отличие деревянных установок от настоящих. В том, что к ненастоящим установкам не вели никакие следы дорог. даже не было ни мышиных следов ни следов лосей!! Только густые заросли крапивы окружали эти макеты, которые только иногда подкрашивали серебрянной краской.



СПРАВКА:на территории Эстонской ССР базировали 48 ракетных обьёктов системы ПВО. Эти системы базировались:

Харьюмаа:
Недалеко от Кейла-Йоа,Пахкла
Недалеко от Палдиски на полуострове Пакри
Иру
Рохунееме
Мурасте
Найссаар
Раудалу
Недалеко от Ныва
Лехте
Купу
Юминда
Нееме

Ида-Вирумаа:
Недалеко от Кивиыли
Люганусе
Утриа
Вока
Сака

Ярвамаа:
Куру

Ляянемаа:
Рохукюла
Каратума (недалеко от Рохукюла)
недалеко от Сутлепа (Аулепа)

Ляяне-Виирумаа:
Пайде
Кутсала
Ноону
Лахе

Пярнумаа:
В окрестностях Рейу
Ридалепа
Лиу

Сааре и Мухумаа:
Вокруг Каруярве
Орикюла
Каллемяэ
деревня Маантэ
Паатсе
Тагаранна
Таммесе
Техумарди
Лаадла
Пиири
Лиива

Тартумаа:
Рынгу

Валгамаа:
Сангасте
Тахева

Вильяндимаа:
Нагорье Руту

МЕНЯ УВЕЗЛИ НА ЗАСТАВУ И ЗАСТАВИЛИ ЧИСТИТь КАРТОШКУ

Валве Кирсипуу (1933 г.р)

Где то в 1960-х годах мы впервые поехали в Хаабнеме к своиму близкому родственнику, который работал в тех краях старшим лесником.
Пограничный шлагбаум ждал нас где то после дороги на Миидуранна. нас остоновили и пограничник спросил:куда вы едете и есть ли у вас приглашение с собой?
Я сказал ему, что мы едем в гости, пить кофе, и какое приглашение для этого надо??
Наверное я слишком резко это сказала и, наверное, я слишком много сказала неприятного на русском языке, поскольку меня с мужем никуда не отпустили и увезли на пограничную заставу.
Мало того. Меня "откомандировали" на заставе чистить картошку! Я не знаю, как долго бы мы пробыли на заставе, если бы не приехал родственник,старший лесник. Он поклялся перед пограничниками, что да, эти нарушители границы действительно его родственники и ехали к нему в гости.
Ужасно бездумно...запутанно..невозможно осмыслить, какую жизнь мы жили.
Едешь пару километров от границы Таллина и меня задерживают. Мне не верят, хотя у меня и был паспорт и увозят, как преступника....
(выдержка из книги "Сила жизни")

СПРАВКА:
На территории ЭССР находились девять стратегических ракетных баз средней дальности (Р-12 и Р-12У).
Стратегические ракеты Р-12 находились на восьми базах, где ракеты хранились в горизонтальном положении под землёй, закрытые на поверхности железобетонными ангарами. Такие базы были в Ляяне-Вирумаа в Раекюла и Роху, в Ляянемаа в Пиирсалу, в Харьюмаа в Линти, в Вырумаа в Сянна и Нурсипалу, в Валгемаа в Соонтага и Уникюла.
Ракеты Р-12У находились в Валгамаа в лесу Виласки. Эти ракеты хранились в 30-и метровых подземных шахтах.

Р-12:
дальность полёта 2000 км.
вес ядерной боеголовки - 1,6 тонн
мощность - 1 мегатонна(миллион тонн тротила)
возможное отклонение от цели при максимальном полёте на 2000 км - 5 км
серийное производство с 1958 года.

Р-12У:
дальность - 2150 км
мощность - 2,3 мегатонны
серийное производство с 1964 года.