Лекции по мистицизму. Лекция 8

Антонина Волкова
Естественно-научные механизмы мистических явлений

Мы не считаем для себя возможным найти исчерпывающие естественно-научные объяснения всем явлениям мистического опыта. Однако некоторые наиболее типичные феномены, на наш взгляд, поддаются объяснению при помощи ряда научных моделей и концепций.
Здесь мы попытаемся проанализировать  психофизиологические и психологические механизмы, а также некоторые личностные предпосылки некоторых типичных мистических феноменов.
Мы будем руководствоваться следующей гипотезой: мистические феномены есть субъективное отражение сознанием процессов самоорганизации, направленных на преодоление энерго-информационного неравновесия. Для ее обоснования мы привлечем  ряд естественно-научных концепций и разработок в области психолингвистики, механизмов адаптации, психофизиологических механизмов творчества и психологических исследований специальных способностей креативных людей.
Мы остановимся на изучении естественно-научных объяснений лишь части явлений, широко известных в эзотерике, оккультизме, теософии. Мы останавливаемся на них в силу их универсальности для эзотерического опыта разных школ, большого сходства в описании, в физиологических и психологических характеристиках. Кроме того, эти феномены разворачиваются как явления достаточно чистого внутреннего опыта, поэтому у них отчетливая гносеология.
Тот, кто хотя бы однажды обращался к эзотерической литературе, мог убедиться, что это не только странное знание о загадочных мирах, но и какая-то особая антропология. Кажется, что речь идет о каком-то совершенно другом человеке, другой  биологии, физиологии и психологии. Мистика породила множество концепций особой био- и психофизики, ввела понятия об особых энергиях, действующих во внутреннем пространстве.
Частично это можно объяснить тем, что  именно так и в такой форме сознание отражает внутренние процессы и структурные образования. При этом обратим внимание: субъект не выдумывает свои видения, они даны ему сразу в определенном оформлении, символизации, толковании и даже названии. Для нас это крайне интересный факт: сознание хранит свой опыт в определенных формах, часто сходных у людей, и опознает свою память благодаря существованию  специфического языка сознания. Мистический опыт позволяет убедиться, что это язык архетипических образов, символов, мифов и знаков.
Универсальность языка мистики давно обратила на себя внимание. В исследованиях базовой способности понимания в языкознании и лингвистике, в изучении языка бессознательного в психотерапии, при изучении архетипов массового сознания,  при исследовании универсальных межкультурных знаков и символов – всюду обнаруживаются те же символы, что и в мистическом опыте: магические мандалы, крест, священные фигуры Платона, архетипы человеческих фигур, священные звуки, определенные поэтические ритмы  и т.д. Для мистика продвижение в развитии связано с  расширением способности использовать все более сложные схемы и символы сознания, вплоть до ноуменальных.
Опыт мистики позволяет предполагать, что основы человеческой культуры даны изначально, как родовая особенность. Поэтому нам представляется возможным следующее суждение: не только общество и культура создают человека с его сознанием, но и человек постоянно воспроизводит культуру благодаря врожденным матрицам сознания.
Это должно нас несколько примирить с массой нелепиц, описываемых мистиками: они протоколируют то, что видят и слышат. При этом способность сознания к более точному отображению в ходе опыта нарастает, так что можно ожидать улучшения данных у тренированных субъектов.
Особенно интересно то, что сознание отражает свое содержание в двух слитных параметрах: практически все феномены мистического сознания отражаются как  энерго-информационные явления, в которых содержание не отделяемо от его материально-энергетического компонента. Это позволяет нам вновь указать на то, что мистический опыт отражает преимущественно движение сущего, чем точную информацию о наблюдаемых явлениях.
Слитность энергии и информации в феноменах мистики для нас означает, что перед нами действительно отражение процессов жизненной активности в их динамике, в моменты перехода к другому состоянию.
Обратимся к описаниям психических феноменов, как они даны в эзотерической литературе. Возьмем, к примеру, «Очерк тайноведения» Р.Штейнера . Автор подробно прослеживает эволюцию человеческого духа как преодоление сил материи, из которой состоит наше тело. Он полагает, что духовное развитие выражается не только в избавлении от материальных уз, но и в выявлении особой энергии сознания, отличающейся от физической энергии (эфир), и от физиологической (астральный свет). Духовная энергия, «Духо-человек, атма»,  является третьей силой в ряду более низких сил: энергии тела «жизне-дух», энергии сознания «само-дух».
Становление человека по Р.Штейнеру идет следующим образом: «Интеллектуальное развитие человека, его очищение и облагорожение чувств и проявление воли являются мерилом превращения астрального тела в Само-дух; его религиозные переживания и многие опытные знания запечатлеваются в эфирном теле и превращают его в Жизне-дух. При обычном течении жизни это происходит более или менее бессознательно; зато так называемое посвящение человека состоит в том, что ему тайноведением указываются средства, при помощи которых он может вполне сознательно овладеть этой работой в Само-духе и Жизне-духе».
Этот отрывок – весьма типичное представление эзотерики о сущности трех миров, в которых живет человек. Первый мир, мир физической материи, не представлен в сознании человека. Человек не знает элементарных форм физической материи -  атомов или минералов, он знает органическое вещество. Однако он может ощущать переход от физической материи к органической жизни при помощи физиологических изменений. Этот переход, по опыту эзотерики, осуществляется посредством энергии эфирного тела.
Вторая ступень связана с преодолением уз органической материи и освобождением психической энергии. В эзотерике считают, что мост между физиологическими процессами и психическим миром  создает энергия астрального тела.
Третий уровень человеческого бытия – духовное бытие, формирование самостоятельного ума, свободного от физиологии и низшей психики тела. Этот мост создает интеллектуальная, ментальная  энергия. 
Сущность этих энергий эзотерика описывает в терминах, не приемлемых для научного объяснения. Однако она накопила массу наблюдений за конкретными проявлениями деятельности эфирного, астрального и ментального тел. Р.Штейнер пишет: «Эфирному телу присуща жизнь, астральному – сознание, а Я присуще воспоминание».
Особенности этих тел и их динамика сходно описываются в оккультизме, тантре, йогической практике, в магии и т.д. Указанные тела в мистическом опыте выявляются как коротко живущие, существующие в представлении несколько минут. Однако их природа, область проявлений, условия их появления у разных наблюдателей описываются сходно, что позволяет говорить об общности феномена.
Во-первых, мы полагаем, что эти тела есть психологические представления, отображение в сознании каких-то реальных процессов. Так как они сходны у разных субъектов, следовательно, в них отражаются какие-то общие, видовые свойства сознания. 
Мы предполагаем, что в видении этих тел проявляется способность сознания воспринимать три рода динамических переходов: процессы взаимодействия организма с физическим миром (биофизический аспект), процессы внутрипсхического взаимодействия (психофизиологический аспект), процессы синтеза психического и формирование абстрактной мысли (духовный аспект).
На наш взгляд, тела на самом деле являются временной иллюзией сознания, отражающей момент перехода между уровнями организации сознания: от восприятия физиологических состояний, к эмоциональному отражению и далее к умственному синтезу. Указанный переход связан с разрешением энерго-информационного неравновесия на разных уровнях и между ними.
Попробуем подтвердить это предположение.
Эфирное тело выглядит как субстанция, напоминающая воду, пронизывающая организм и ближайшее пространство вокруг него. Она создает ощущение плотной ауры и достаточно хорошо воспринимается экстрасенсами. Они ее воспринимают благодаря тепловым ощущениям, возникающим при тестировании. Для экстрасенсов увеличение эфирного тока вокруг органов является сигналом повышенной активности органа, что они чаще всего связывают с его заболеванием, реже – с физиологическими перестройками.
Активность эфирного тела создает у субъекта физические ощущения жара во всем теле, пронизывающего все ткани и клетки. Эфирное тело в описаниях современных мистиков весьма похоже на субстанцию тапаса, огня трения, «первичного огня жизни» в системах веданты, зороастризма, индуизма. На наш взгляд, эфирное тело является выражением тепловой энергии соматических клеток, поэтому оно так неустойчиво, с неточным контуром. Известно, что у умерших наблюдается  отхождение эфирного тела.
В тибетской системе эфирное тело связывают с деятельностью энергетических каналов, «нади». Поэтому его не ассоциируют с определенным нервными центрами, но увязывают со всей сетью каналов и  49-ю точками их пересечения.
Наше предположение о природе эфирного тела кажется правдоподобным с точки зрения практики целителей. Эфирное тело пациента экстрасенсы видят как ауру, просвечивающую внутренние органы словно через приборы тепловидения.
На наш взгляд, деятельность эфирного тела человек воспринимает благодаря связи сознательной психики с теми отделами нервной системы, которые включены в обеспечение гомеостаза: таламус, гипоталамус, мозжечок, лимбическая система и т.д. Эзотерики связывают эфирное тело также с гипофизом – «шишковидной железой». Функционально гипофиз является железой, обеспечивающей нейромедиаторные взаимодействия. Она влияет на активацию мозговых структур и участвует в регуляции  нервных процессов в головном мозге.
Мы можем связать феномен эфирного тела с рядом открытий в области биологии и биофизики. Одно из них сделанно академиком  В.А.Энгельгардом и М.Н.Любимовой еще в 1939 году. Они обнаружили, что сократительный белок миозин и актин, входящие в мышцы всех животных, могут выступать в качестве ферментов для диализа АТФ и АДФ и неорганического фосфата. Часть освободившейся энергии идет на сократительную деятельность мышц, но до 75% энергии выделяется в виде тепла.
Миозин, таким образом, выступает как сигнал для реакции и «реагент», отвечающий на сигнал. «Исследования более позднего времени… выявили универсальность такого механизма самодвижения живых тел: белки с подобными свойствами были обнаружены у одноклеточных организмов, а также у растений».
Тем самым мы можем предполагать, что феномен эфирного тела – не иллюзия восприятия. В нем сознание демонстрирует способность понимания общего энергетического состояния организма. Примечательно, что основой отображения выступает именно тепловая энергия как универсальная для биологических обменных процессов.
В работах М.И Сетрова, посвященных анализу информационных процессов в биологических системах, мы находим ряд идей, полезных для нашей гипотезы. Так, М.И. Сетров  пишет:  «Организм развивается через непрерывное разрешение противоречий между своей внутренней и внешней средой, в основе которого лежит более общее противоречие между целостностью и расчлененностью вещей, их непрерывностью и прерывностью, притяжением и отталкиванием. Поэтому, с одной стороны, организм стремится выделиться из внешней среды, быть автономным, независимым от нее, что соответствует законам целостности и системности объектов, в частности закону Ле-Шателье. С другой стороны,  гарантией сохранения организма является его соответствие, «подогнанность» к среде обитания. Отмеченное противоречие разрешается следующим образом: организм все более тонко соответствует среде в своих функциях, проявлениях, реакциях на ее воздействие, но происходит это за счет усложнения структуры его тела, что еще больше выделяет организм из среды».
Для нас также интересен и другой факт в работах М.И.Сетрова: он показал, что процессы самоорганизации протекают с высвобождением присущей клеткам в покое потенциальной энергии. «Когда сила раздражителя достигает порога, в клетке происходит энергетический взрыв, разрядка энергии приобретает лавинообразный характер. Этот взрыв и является потенциалом действия…».
М.И.Сетров также пишет о важной для нас детали: высвобождаемая клеткой энергия имеет электромагнитную природу. Далее автор развивает свою теорию энергетического характера информационных процессов в биосистемах. Он считает, что предпосылкой для сигнального воздействия одной системы на другую «является способность отдельных объектов или их частей приходить в состояние энергетического неравновесия. При этом достаточно незначительного воздействия извне, чтобы объект разрядил большое количество энергии и перешел в новое энергетическое состояние, характеризуемое большей равновесностью и устойчивостью. Внешнее воздействие при этом и оказывается сигналом».
Мы видим здесь прямую аналогию с энергиями, о которых говорят мистики. Видимо, в мистическом опыте субъект действительно наблюдает движение свободной энергии, которая движется как общесистемная, неспецифичная. Является ли она с точки зрения физики электромагнитной волной, следует еще доказывать. Однако это предположение правдоподобно, если учесть вышесказанное.
Также не интересно, что эфирная энергия перемещается не как нервный импульс по нервным волокнам, но именно как волна, для которой не существуют  материальные структуры нервной системы.
 Мы можем предполагать, что в мистической литературе даны довольно точные образные описания энерго-информационных процессов, характерных для реорганизации  психической и умственной деятельности. Хотя это всего лишь описание с точки зрения конкретного человека, потому всегда субъективное и неточное, но в массе своей такие описания позволяют обнаружить общее.
Мы видим, что реорганизация, достигаемая в мистическом откровении, может быть объяснена именно системным реагированием всего организма, с участием различных уровней  организации, вплоть до клеточного. Важно и то, что эти процессы универсальны для живых организмов, как показал М.И.Сетров.