Сверхзадача

Елена Воскресенская
Приближались зимние каникулы. Митя учился в 9 классе, а музыкальную школу он уже закончил! С отличием, между прочим. Теперь от музыки можно было отдохнуть. На каникулах перед ним стояла приятная триединая задача: пройти очередной уровень  компьютерной игры, победить в сетевом «Кроссворде» и выспаться. Митя уже не раз почти становился победителем в первых двух пунктах, но..! Мама отправляла спать, а главные сражения разворачивались к утру! Слава Богу, скоро каникулы!

Мама в это же время решала другую задачу:
• как организовать отдых ребенка так, чтобы он не сидел за компьютером сутками?
• как выманить его на улицу и увлечь спортивными упражнениями?
• как мотивировать его играть на пианино, хотя бы по полчаса ежедневно?

Решение пришло неожиданно: устроить Митю на каникулах «на работу» в детский сад!

Созвонилась с заведующей и методистом, получила их согласие и за несколько дней  до каникул между делом сказала Мите, что в соседнем д/саду заболел дворник, а им срочно надо расчистить снег. Кстати, неплохо обещают заплатить. И график хороший: с десяти до двух ежедневно. Конечно, у каждого есть свой знакомый гимназист подработать на каникулах, но если Митя захочет – я постараюсь договориться, время еще есть.

Митя загорелся. На следующий день мы отправились в детский сад: Митя – к заведующей, писать заявление, а я – к методисту: оставить деньги на «зарплату» и обсудить тематику музыкальных вечеров, о проведении которых уже без моей помощи методист попросит Митю: музыкальный руководитель как бы отпросилась на недельку.
 
Восемь дней Митя ежедневно на свежем воздухе расчищал снег. Однажды его даже накормили супом! Митя чувствовал себя совершенно взрослым и немножко завидовал беззаботным дошкольникам: поиграли, погуляли, пообедали – и спать! Как же он раньше не ценил это золотое время!

Дома приходилось заниматься музыкой: Митю попросили провести вечер по творчеству М.И.Глинки, и он занимался подбором мелодий, точных слов и репродукций.

Дети привыкли к Мите, когда он разговаривал с ними, работая на участке лопатой, но совершенно изумились, когда он пришел в музыкальный зал в костюме, бегло и выразительно играл на пианино и увлекательно рассказывал о великом русском композиторе! И Митя был счастлив! Детям действительно было интересно!

Он расписался в ведомости и принес домой много денег! Его хвалили заведующая и методист, приглашали и летом поработать!

И что удивительно: за 32 часа работы дворником и 1,5 часа – музыкальным руководителем – Митя получил одинаковые суммы! Оказывается, как хорошо оплачивается интеллектуальный труд!

Весь вечер мы праздновали Митин успех, обсуждали его новый опыт общения с взрослыми и детьми. Митя вспоминал  эпизоды, которые порадовали его за время работы. И размышлял о том, как потратит  первую зарплату.

Вечером приехал с работы папа и сказал, что звонила бабушка, жаловалась, что пенсию не выдали, продуктов нет… В России начинался 1998 год. Мы собрались утром поехать к бабушке, поделиться с ней продуктами и деньгами.

Митя ненадолго ушел в другую комнату и вернулся с конвертом. Он решил отдать все свои деньги бабушке. Завтра он не сможет с нами поехать – каникулы кончились.
* * *
Недавно мы праздновали Митин юбилей – тридцать лет! Именинник вспомнил, как мамочка еще в 9 классе показала ему разницу в физическом и интеллектуальном труде.

А я добавила, что в той истории для меня было совершенно неожиданно, что Митя отдал все свои деньги бабушке.

Но это как у Шопена в этюдах – сверхзадача, решение которой дается только талантливым, великодушным и чистым сердцем.