Христианство и гражданская власть

Влад Матин
               
Раннее христианство прошло путь от жестоких гонений (в частности, 10 из 12 первоапостолов Иисуса умерли мученической смертью) до легализации при императоре Константине и провозглашения государственной религией римской империи, объединившей её граждан верой в Сына Божия. Сам Иисус за время своего трехлетнего служения практически вообще не контактировал с гражданскими властями, а казнен был  лишь по наущению заклятых духовных врагов своего Учения,  фарисеев и саддукеев  - верных прислужников римлян. Примечательно, что преследования зарождающейся веры не носили системного характера, а лежали в основном на совести местных языческих властей, не понимавших сути христианства.  Поскольку оно было явлением новым, бросавшим вызов традиционным устоям, странным и потому подозрительным, вокруг него  ходили самые невероятные, бредовые слухи: за публичную критику древних обычаев христиан обвиняли в безбожии, подозревали в тайном разврате  и вообще в разного рода преступных и предосудительных действиях, считая их членами некого «секретного общества» и мизантропами.

Хотя принципы римского права действительно диктовали римским императорам необходимость добиваться единообразия в вопросах религии, потребовалось три века политики  игнорирования и  спорадических периодов жестокой дискриминации, чтобы власти пришли к пониманию того, каким бесценным подарком может для них стать гонимое ими христианство. Новая религия оказалась весьма удобной для государства не только в силу того, что  гораздо легче управлять людьми смиренными, сострадательными, кроткими, покорными и терпимыми.  Дело здесь еще и в обожествлении христианской Церковью земной власти.  В итоге церковная и гражданская власти слились вместе и образовали симбиоз, где официальная Церковь в своей основе превратилась  в верную прислужницу императора, в его надежный политический институт, стала частью государства и уже сама зачастую способствовала гонениям на инакомыслящих христиан.

Идейную основу такого альянса заложил в своих посланиях апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рм.13: 1-6). Соответственно, Павел призывал совершать молитвы «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам  жизнь тихую и безмятежную» (1Тим.2: 1-3). И более того: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22).

Отечественная Церковь в этом  конформистском холуйстве со временем тоже преуспела и при случае без стеснения гнобила отступников от «центральной линии», восприняв всё буквально. Тем более, что Павла поддержал и Петр: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия…Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1Петр. 2: 13-19).

В погоне за собственным благополучием отцов Церкви ничуть не смущало  то, что в переводе с церковно-славянского текста Нового Завета евангельские слова Павла звучат не как «Нет власти не от Бога», или в обобщенной форме «Вся власть от Бога», а буквально: «Не есть власть, если не от Бога». Не признаётся законной властью власть, если она не от Бога, безбожная то есть. Подлинные, истинные  власти от Бога учреждены.

Нелепость  толкования слов Павла и Петра (как обязанность христиан безропотно  повиноваться любой власти) несомненна и чисто логически.  Ведь власть бывает, к примеру, не только  враждебной людям, чужеземной, невменяемой, циничной,  подлой, своекорыстной, продажной, кровожадной, скотской, лживой, воровской, развращающей, угнетающей и губящей свой народ, но и попросту богоборческой, антихристовой, отрицающей самого Бога. За что прикажете верующему чтить правителя, если он, скажем,  убогий, тупой и бессовестный вор, воинствующий атеист, мракобес, злобный и мстительный самодур, думающий лишь о своем престиже и кармане, садист, вредитель и буквально враг народа?  Павел и сам четко поясняет надлежащий характер отношения к таким властям: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6: 12).

Не всякая власть от Бога и, следовательно, не всякой власти следует покоряться, а только власти утверждённой Богом. Сатанинской же силе зла, не внемлющей Богу, попирающей Его заповеди и вредящей людям, обществу, не только можно, но и нужно противиться. Павел ведь говорил не о каждом конкретном начальнике, но о существе власти как таковой, о порядке подчинения одних другим – о том, что сам институт власти введен Богом ради облегчения совместной жизни людей, что государственная власть есть Божественное установление, необходимое для предотвращения анархии, призванное организовать и упорядочить функционирование человеческого общества, устранить в нем  произвол и неразбериху.  Павел недвусмысленно указывал, что «начальник есть Божий слуга тебе на добро», то есть  власть даётся для служения людям. Представители государственной власти есть Божьи слуги, приставленные Им к обществу для того, чтобы блюсти интересы этого общества, а не свои собственные. Но как только «начальник» начинает злоупотреблять властью, становится шкурником или применяет неоправданное насилие, он теряет покровительство Бога.

Сам Иисус призывал отдавать «всякому должное»: «отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мк. 12: 17). Кесарь (государство) управляет материальной сферой жизни людей и общества, а Бог –  духовной. И Его власть неизмеримо выше: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5: 29). Власть правительств небезгранична, люди  повсюду поневоле подотчетны законам «естественного права», диктуемого самим Богом и нашей совестью. Эти законы превосходит по обязательности исполнения все остальные. Если человеческие  (юридические) законы противоречат им, они теряют нравственную силу, становятся безбожными и, соответственно,  бесчеловечными.

Ясно, что Бог ставит пределы требованиям, которыми кесарь может ограничить  свободу действий человека. Но когда кесарь, предъявляет ему что-либо, сопряженное со справедливым правлением, люди обязаны «покоряться высшим властям»  своей страны (Рм.13:1) - совесть христиан предписывает им подчиняться и выполнять все обязанности перед государством, не затрагивающие духовную жизнь граждан и их отношения с Богом.

Иисус четко отделял земную власть от власти Бога и говорил о разной природе этих властей:  «…власти на небе не схожи с властями на земле. Во всех царствах мира люди власти, котоpые возвысили сами себя, показывают свое господство и правят железной pукой. Но вы должны знать, что те, кто управляет сыновьями света,- не те, кто ищут земной власти, а те, кто отдают свои жизни в добровольную жертву за людей» (Леви 146: 34-36).

Но Он не призывал к восстанию против  «плохих»  властей:  «Можно ли восстать против заблудших людей, которым мрак сокрыл их путь и врата?  Я только повелел несчастным, как я делаю это здесь в храме, чтобы они не двигались дальше по мрачным дорогам, ибо под их ногами отверзлась бездна. Земная власть непродолжительна и подчинена множеству изменений. Не было бы никакой пользы человеку возмущаться против нее, ибо одна власть всегда наследует другой власти; так продлится до конца человеческой жизни. Разве не видите вы, что могущественные и богатые сеют дух мятежа против вечной власти Неба?»  (Исса 10: 12-14).

Тем не менее Христос однозначно констатировал, что «Все дела, совершаемые без Бога, суть лишь грубые заблуждения, соблазны и чародейства, и только указывают, до какой степени душа совершающего это полна бесстыдства, лжи и пороков» (Исса 11: 9). Кажущееся противоречие разрешается просто, в чисто христианской традиции: «Нет семьи без главы, не будет порядка в народе без кесаря, которому нужно слепо повиноваться, ибо он один будет отвечать за свои действия пред Вышним судом» (Исса 12: 3).

На вопрос же, обладает ли кесарь божественным правом  и лучший ли он из смертных, Иисус ответил: «Нет лучшего между людьми, но есть больные, о которых должны заботиться люди избранные, облеченные властью, употребляя средства, данные им святым законом их небесного Отца.  Милосердие и справедливость - вот самые высшие способности, дарованные Кесарю; его имя станет славным, если он здесь их проявляет. Но кто поступает иначе, преступает пределы власти над своими подчиненными, тот подвергает свою жизнь опасности, оскорбляет Великого Судию, вредит своему достоинству во мнении людей» (Исса 12: 5-7). Он нарабатывает себе плохую карму и впоследствии полностью расплатится по счетам.
    
Иисус призывал не испытывать страха перед властителями и безбожными властями: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить. Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно  говорить» (Лк.12: 11-12). Верующего человека защищает Бог, и   служение Ему всегда выше служения властям. Прискорбно поэтому наблюдать за тем, как в наше циничное время духовенство по существу превратилось в один из политических кланов. Христианская Церковь у нас практически срослась с государством, в целом контролируется им и поэтому зачастую поддерживает строящие корпоративный криминализм светские власти, с попустительства которых жизнь народа оскверняется и развращается, в нее привносятся мерзость, гнусность, озлобление и непотребство, агрессивность и нетерпимость к мнению других, прививаются  властолюбие, себялюбие, сребролюбие, эгоизм и разнузданное хамство, стимулируется пробуждение в людях, славившихся прежде своей открытостью, приветливостью, отзывчивостью, кротостью и милосердием, низменных, порочных звериных инстинктов.

От этого страдает и имидж самой Церкви, отошедшей от идеалов новозаветной этики и погрязшей в фальши, сребролюбии и языческом обрядоверии. Не случайно значительная часть верующих предпочитает  обходиться без ее посредничества. Тем более, что (согласно самому Иисусу) оно вовсе не обязательно. Религия превращается в одно из ответвлений сферы услуг, а многие религиозные деятели по сути склонны считать пустым звуком слова Иисуса: «Царство Моё не от мира сего»  (Ин.18: 36) и (видимо, тоскуя по временам  сбора церковной десятины) предпочитают ставить собственное общественное положение выше своей непосредственной задачи – духовной защиты народа, проповеди добра, любви, свободы, равенства и справедливости, то есть борьбы за спасение человеческих душ, в том числе и «начальствующих».  Проще говоря, земная функция религии - канализировать нашу отрицательную энергию в положительную, учить людей искусству нравственной жизни, приданию ее земным сторонам высшего смысла. Увы, степень духовности личности отнюдь не всегда соответствует общественному положению человека, а служители культа (за редким исключением) - такие же обычные, грешные люди, как и все прочие. Как говорится,  «человеческое, слишком человеческое». К сожалению, в наши дни еще точнее и современней слова Л.Н. Толстого: «Чем ближе к Церкви, тем дальше от Бога».