Сменщик

Сергей Энхис Логинов
Кажется, пошли мои вторые сутки здесь. Хотя, точно я не знаю. Только чувствую, что не ел уже часов двадцать. Как раз с ужина, ещё дома. А на ужин были макароны. Да вот посолить я их забыл, и на вкус они дерьмом тем ещё были. Эх, сейчас бы я три порции умял за обе щёки! Ладно, нечего язву провоцировать, всё равно жрать нечего…
Как я так вляпался? Сам не знаю. Хотя, что я вру-то? Знаю, просто стыдно признать. Сам ведь сто раз объяснял новичкам. И про свет запасной, и про звонок перед забросом. И вот я тут застрял, без света и без жратвы, к тому же. Ладно, хоть воды немного есть. Надеюсь, меня хватятся. Надеюсь, догадаются, куда я полез. Лишь бы только к тому моменту поздновато не было…

***

Не знаю, какой сейчас день… Давно уже счёт времени потерял. Только чувствую, что надо кому-то это всё рассказать. Тебе и расскажу.
Я спелик. Ну, знаешь таких ребят, что по пещерам лазают? Так вот, в эту пещеру я давно собирался. Она хоть и известная, но исследована мало. Да и один я не должен был лезть – мы ж в команде работаем. Но вот собрался только я, остальные откосили. И у всех, конечно, уважительные причины. В общем, обиделся я на ребят крепко, и решил: «Раз вы все такие занятые, полезу один». И полез. Ну, в начале-то я пещеру знаю, ничего в ней там хитроумного. А вот один лаз меня привлёк, потому что на карте его не было. Как же не посмотреть? Вот я туда и направился. Прополз на брюхе метров сто, пару раз потолок черепушкой задел, ну это как обычно… Попутно залы рассматривал, там правда они все мелкие. И тут – мать его за ногу – фонарь из рук выскользнул, и прямо лампой на камень. Только тут я вспомнил, что запасного не взял. Но я ещё не понял, как крепко влип. «Ничего, мобильником посвечу», подумал. А у мобильника этого аккумулятор на честном слове держится. Естественно, я его не зарядил, да зачем он в пещере-то? Это я, конечно, дома так думал. А сейчас бы за запасной аккумулятор удавился. Батарейки все в пещерах, заразы, дохнут в момент. Он светил минут пять, а потом пиликнул и сказал «до скорых встреч». Стало абсолютно темно. Вот тут я и понял, что «попал». Решил, что поползу на ощупь. Я ж не раз себе эту ситуацию представлял. Всё думал, что ежели даже вообще без света, то на ощупь рано или поздно выползешь. Правда, ползти как улитка будешь, но всё же. Сейчас, конечно, понимаю, какой я был наивный.
В общем, уполз я недалеко. Всё руками опору искал, как слепой. Смешно, наверное, это выглядело. Ну и опёрся на пустоту. И, конечно, рухнул в эту расщелину. Как не убился насмерть – до сих пор не понимаю. Карма, наверное. Только лицо разбил, да руку чуть не сломал. Как-то сразу я понял, что больше с места не сдвинусь. Ну его к чёрту! Чуток отдышался, лицо водичкой умыл, и стал ждать. Не знаю, правда, кого я ждал. Спасатели один хрен не скоро бы заявились. Только если других спеликов. Пещера-то известная, значит, народ бывает.

Когда по ощущениям пошли уже третьи сутки, стало мне совсем плохо. Нет, физически-то я в порядке был, разве что жрать хотелось ужасно. А вот крыша начала потихоньку уползать. Тогда я вспомнил одну вещь, как раз читал недавно. Что в таких ситуациях раскисать, да мрачным настроениям предаваться – это последнее дело. Стоит только чуток скиснуть – и Костлявая тут как тут. Вот я и решил себе настроение поднимать. Ну а как в такой ситуации… Сначала песни горланил, потом стал сам себе анекдоты травить. Вроде как действительно полегче стало, и вот тут-то всё как раз и началось…

***

Я как раз анекдот вспомнил. Дескать, псих – это не тот, кто с воображаемыми друзьями болтает, а тот, кому они отвечают. И только я его вспомнил, как тут слева голос раздался:
- Верная мысль!
Тут я подумал: «Ну всё! Либо умом двинулся, либо одно из двух». Вариантов-то больше не было. Я тут был один, это точно. И вот я, значит, сижу и думаю, что ответить. Страшно стало до чёртиков. Всякие мысли лезут, картинки жуткие перед глазами, да яркие такие… В конце концов не выдержал и спросил:
- Ты кто?
А он мне:
- Не узнал, что ли? Ничего, я тебя тоже не сразу...
И тут до меня доходить начинает. Голос-то до боли знакомый у него... Так это ж мой голос! Можешь смеяться, но меня это успокоило. В конце концов, лучше уж глюки ловить, чем сидеть в яме рядом с какой-то непонятной жутью. Да и потом, читал я про такое. Что, дескать, люди под землёй в одиночестве начинают слышать всякое. Организм тишину не переваривает. А тут ещё темно как сами знаете где, и ситуация стрессовая. Вот мозг и выкручивается. Я, как это понял, окончательно успокоился. «Что ж, побеседую с галлюцинацией» - решил. И давай ему вопросы всякие задавать.
- А ты знаешь, что со мной стряслось? – спрашиваю. А он:
- Конечно знаю. Фонарь ты кокнул, а запасной дома забыл.
«Неплохо!» - про себя отметил, «Такие подробности знает!». Хотя, а как ещё могло быть, ежели я его сам выдумал? Ну, я ему ещё вопросы каверзные, а он прямо с ходу отвечает. Уверенно так, мне аж неприятно стало. Всё знает, как будто с детства за мной шпионил.
Тут у меня в горле пересохло, и я ещё хлебнул водички. Вдруг он мне говорит:
- А хочешь расскажу, как я тут оказался?

Сказать по правде, заинтриговал он меня. Он-то про меня всё знал, а вот я о нём ничего.
- Валяй, - говорю, - рассказывай!
Он как-то сразу оживился и пошёл языком чесать.
- В общем, пришли мы сюда с друзьями, мой день рождения отметить…
- Поздравляю! – хихикнул я.
- Спасибо. Так вот… Накидались, конечно, качественно. Да и пошли на выход. Выходим, значит, и тут я себя по карманам хлопаю – а мобильника и нет. Внутри где-то посеял. Начал народ агитировать, на поиски лезть. А они ни в какую. «Устали», говорят, «Замёрзли»… Вот я и пошёл один. А пьяный же… Когда шарился там, по камням этим, поскользнулся, и прямиком в эту яму. Повезло, что не убился.
- Как оригинально! – съязвил я. История меня разочаровала – мог бы что поинтереснее придумать. А тот мне, самодовольный такой:
- Да уж конечно. Самый умный нашёлся?
Это было уже чересчур. Хотел уже было встать, да в тыкву ему двинуть, чтоб понял, но вовремя спохватился. Драться с собственной галлюцинацией – это уже клиника. Да и потом, тут меня насторожило что-то. Не знаю, как объяснить. Но чувство до жути неприятное.
- И давно это случилось? – спросил я.
- Да часа полтора назад, - говорит.
И вот тут меня переклинило. Я-то здесь уже третьи сутки, почему не слышал его раньше? Я вроде и помнил, что он – всего лишь плод моего воображения, но вопрос покоя не давал. В тот момент мне почему-то очень важно стало доказать, что его не существует. Вот я и начал его подлавливать. Говорю:
- Я тут уже давно. Почему не слышал, как ты упал?
А он… Он, гад, сразу просёк, к чему я клоню. Как загогочет:
- Это ты что, думаешь, я тебе привиделся?
Я тут даже растерялся маленько.
- Ну да, - говорю. А он ржёт как конь.
- Что тут смешного-то? – рявкнул я на него. Разозлился до чёртиков.
И тут он мне говорит:
- Понимаешь, когда я тут без света остался, мне очень не по себе стало. Начал сам с собой разговаривать, чтобы тишина не давила. Так вот, я чуть не обделался, когда ты вдруг мне отвечать начал. Подумал, всё, либо белочка, либо крыша съехала. Не сразу я сообразил, что к чему. Но всё так и есть. Наверное, головой я сильно ударился при падении, вот ты мне и приглючился. Так что ты не существуешь. Тебя нет, и никогда не было.

Знаешь, будь я в здравом уме, я бы, наверное, долго смеялся. Только вот до здравия моему уму было как до Луны пешком. «Бред! Полнейший!» - думал я. Смотрю наверх – а там отблески на потолке. Синеватые такие, характерные. От фонариков налобных. По-моему, мы хором заорали что-то, позвали на помощь. Вижу, что фонари ярче стали. Идут, значит. «Ну, слава богу, спасся!» - подумал я.
То, что дальше было… До сих пор в голове не укладывается. Я вроде уже сейчас-то разобрался, но тогда... Помню, я за рюкзаком потянулся и залип намертво. Кажется, вроде как у меня рук нет. Даже не так. Руки-то я чувствую, но вот не вижу. Смотрю вниз, там булыжники, пыль всякая. А себя не вижу, вижу только камень, на котором сижу. Тут сверху фонарём посветили, и я разглядел этого типа, с которым говорил. И… В общем, это был я. Растрепанный весь, но родинку на щеке я сразу узнал. А он так посмотрел куда-то в мою сторону, даже с грустью, что-ли… Да и полез карабкаться наверх. Я, было, хотел кинуться за ним, но меня как будто паралич разбил. Попытался заорать, не получилось. Тот парень наверху, который фонарём светил, меня не видел. Оно и понятно, ведь меня не было. Я был призраком. Духом. Галлюцинацией. Называй как хочешь, суть едина…

***

Рассказываю тебе всё это, а самого аж трясёт, хотя прошло уже… Не уверен, но месяца два – это наверняка. Конечно, с тех пор я тут уже освоился маленько. Поначалу хотелось просто голову об стенку разбить, да только не вышло. Ну, ты понимаешь, почему. Потом привыкать начал. Пить и жрать мне больше было не нужно. А ещё, знаешь, я в темноте начал видеть. Сначала еле-еле, но потом всё лучше и лучше. Сейчас почти как днём всё, могу идти куда хочу. Я, конечно, первым делом на выход рванул. И дошёл бы, только вот чем ближе подходил, тем хуже мне становилось. В конце концов, в обморок хлопнулся. Ну, когда в себя пришёл, само собой, назад вернулся. Так что не выпускает меня пещера. Похоже, надолго я тут застрял.
Да, два раза спелики заходили. Всё шастали по углам, неизвестные лазы искали. Когда первые пришли, я, конечно, стал по старой памяти орать, да прыгать перед ними, что макака в цирке, дескать «спасите, помогите». Бесполезно, само собой. Когда вторые заявились, я уже просто с ними шатался везде. Знаешь, когда кто-то приходит, мне лучше становится. Сил набираюсь, ни дать ни взять как мобильник на подзарядке.

Вот, собственно, и вся история. А я даже не знаю, кому я её рассказал, да и услышал ли меня хоть кто-то. Хотя, я думаю, ты услышал. Или услышала, не знаю. Языка у меня два месяца уж как нет, так что я словами ничего сказать не могу. Вот и рассказал мыслями. Разумом, так сказать. А это помощнее слов будет, пожалуй. Да, точно. На своей шкуре познал.

***

Нет. Так просто это история не кончится. В общем, я тут уже пятый месяц кукую. Хочу тебе две вещи сказать. Во-первых, если спелики тебе про эту пещеру будут рассказывать, что она, дескать, не такая большая, ты их сразу лесом шли! Я тут за завалом глухим коридорчик обнаружил. Мне ж теперь завал не помеха. Так вот, она огромная, эта пещера. Не Флинт-Ридж, конечно, но около того. Уже месяц изучаю. Ну и во-вторых… В общем, тут недавно опять гости заходили. Турысты, мать их. Парень и девка. На экскурсию привёл. Так смешно было – у девки от страха глаза с пятак, а парень только о том и думает, как бы засадить. Но не в этом суть. Он, когда уходил, кошелёк из кармана выронил. И тут меня осенило! Правда, он сразу спохватился, так что я момент проворонил. Проводил их почти до выхода, да пошёл думать. И знаешь что? Думаю, я выберусь отсюда. Надо просто подождать очередного ротозея. Или дурака без запасного света. Мне ж многого не надо, только на пару часов с ним с глазу на глаз остаться. И даже как я это проверну, уже решил. Камешки, какие надо, уже подвинул, где нужно чуток расшатал, осталось только ждать. Потому что, знаешь, мне это осточертело. Пора менять караул. Может я когда-то и был чьей-то больной фантазией, но больше нет. Хватит. Своё оттрубил. Хочу на свежий воздух, увидеть солнышко. В Волге искупаться. И говорить, говорить, говорить…

О… Кто-то по шкурнику ползёт. Ишь ты, как старается, аж кряхтит. Ладно, мне пора. Гостей пойду встречать. Правило хорошего тона, знаешь ли…