От марксистского материализма к диалектике человек

Марк Бойков
          От марксистского материализма к диалектическому пониманию человека.
                /Тезисы к научной Нижегородской Конференции/               

     Главное в марксизме, по Ленину и в соответствии с марксизмом, - уничтожение классов. Классы вместе возникают и вместе же прекращают свое существование, обращаясь затем в слои по разделению труда. Классы заканчивают свое существование в переходный период. А далее идут две фазы единой коммунистической формации, где в бесклассовом состоянии происходит стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом.
     Но с принятием Конституции победившего социализма в 1936 году И.Сталин заявил об устранении только эксплуататорских классов. Рабочие же и крестьяне были объявлены "новыми классами СССР". Соответственно, была сохранена "диктатура рабочего класса".
     Фактически состоялся подлог, исказивший марксистскую теорию классов, который привел к репрессиям вне исторической логики. Поскольку классового врага уже не было, сохраненная диктатура пролетариата, по ошибочной версии, обрушилась против собственного же народа.
     Сталин, вероятно, и сам не ожидал этого, но повернуть ситуацию вспять уже не мог. События пошли не от злой его воли или зоологической, якобы, кровожадности, как изображают дело либералы. Просто Сталин "подправил" марксизм ради несменяемости и укрепления личной власти.
     Хрущев обозначил ситуацию как "культ личности". И добавил собственного волюнтаризма. Далее - "застой". Люди приспосабливались к ошибкам руководства. Возникшая теневая экономика, с накоплением перекосов и ослаблением управляемости, потребовала "перестройки".
     Но перестройка обманула ожидания людей, сведясь к перетряске номенклатуры. И ГКЧП развязал руки Ельцину. Извращенный социализм пал перед новым узурпатором.
     Социализм не есть ошибка. Он был фальсифицирован Сталиным и последующими генсеками. Необходимо поэтому вернуться к марксизму и сделать следующий шаг: к материалистическому пониманию человека - во имя преемственности исторического развития.
     Коммунистический принцип, по Марксу: "Каждый по способностям, каждому по потребностям", в отличие от платоновского деления на "душу" и "тело", указывает на диалектическое, движущее противоречие человека, в котором способности составляют созидательное начало, потребности – потребительское. В зависимости от того, какое из них выступает довлеющим, человек оказывается больше потребителем или созидателем.
     Человек выделился из природы благодаря способностям, в потребностях остался животным. От того произошли раскол общества на классы, борьба между ними и смены формаций. Если потребности ставят проблемы, то решают их способности.
     Способности, как и сам человек, тоже делятся: есть умственные и физические. Важны и те и другие. Но от умственных способностей зависит их общая успешность.
     Но и это звено делится: на творческие способности и рефлексивные реакции. Взаимообусловленность их безусловна. Но решающими выступают творческие.
     Однако и творческие способности двуедины. Они выступают как критические и конструктивные. Ни одно умственное действие не может обойтись без их обоюдной активности. Но ведущими выступают конструктивные творческие способности.
     Изобретя каменный топор, наш предок стал человеком. Развившееся при социализме массовое движение рационализаторов и изобретателей породило в обществе новую движущую силу как преемника  пролетариата в историческом движении к коммунизму.