Политика и мораль

Кристина Тытюк
Как только человек перешел от «стадного» существования к «человеческому» в его понимании появилось такое понятие как мораль. На первый взгляд такое простое слово. Но хорошо ли мы понимаем, что означает это существительное, какой смысл оно несет? Итак, что же такое мораль? Сама по себе мораль подразумевает некую систему норм или даже правил в поведении человека. На мой взгляд, мораль в какой-то степени является внутренним регулятором. И как только человек пришел к осознанию данного «регулятора» в его подсознании появились определенные рамки дозволенного и запрещенного. Слово «мораль» пришло к нам из французского языка от слова «moralie», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «moralis» - «нравственный». Теперь нам предстоит разобраться, что же подразумевается под словом «нравственный». Для определения данного слова я обратилась к толковому словарю Ожигова, который дает такое определение: нравственный – это поведение, относящееся к внутренним, духовным качествам, которыми руководствуется человек. Т.е., другими словами, все действия человек сравнивает со своими внутренними, духовными принципами. Логично отметить, что мораль тесно связана со всем, что делает человек. Политология не является исключением.
Я считаю, что политика и мораль связаны с собой куда прочнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь и на политику и на мораль в одинаковой степени влияет все изменения, которые происходят с человечеством, вплоть до переживаемой эпохи. Точно так же как все влияет на политику и мораль, точно также они влияют друг на друга.
Однако если взять во внимание тот факт, что мораль появилась раньше политики, что отношения людей друг к другу, правила поведения закреплены в обычаях и традиция, могу с уверенностью сказать, что мораль является главным составляющим политики. Так авторитет выработанной веками человеческой нравственности является основой для развития и существования политологии. Ведь для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. В качестве доказательства взаимодействия этих двух составляющих рассмотрим пример. Есть определенный политик, на него возглавляется выполнение каких-либо государственных задач. Раз он политик, то эти задачи должны осуществляться непосредственно в интересах общества, а не одного какого-то лица. В связи с занимаемой должностью у политика имеются определенные права и  средства принуждения, которыми он может злоупотреблять, используя их в собственной выгоде, возможно даже в ущерб другим людям. В связи с этим можем заметить, что политика и ее деятельность постоянно должны вписываться в рамки морали и нравственности, которые устоялись уже так давно.
Вопрос о соотношении политики и морали был актуален на протяжении всей истории человечества, и в наши дни этот вопрос не остается решенным.
Как бы нам не хотелось дать определенный ответ, но мы понимаем, что ряд политических проблем не всегда можно решить в рамках нравственности. Возьмем например тот факт, как часто нарушается заповедь о неприкосновенности жизни и собственности человека, его прав и свобод. Однако это не означает, что для политики безразличны существующие в обществе моральные ценности. Проблемой в данном плане является то, что политика также должна соответствовать нормам справедливости. Но все дело в том, что то, что справедливо с точки зрения морали и даже права, может оказаться далеко несправедливым в социальном плане. Однако не смотря на эти конфликты можно сказать, что политика и мораль взаимодействуют довольно тесно и важным ключом к их взаимодействии является терпимость политики и морали друг к другу.