Переэкзаменовка

Валентина Куршина
Электричка плавно остановилась у неприметной платформы. Ольга торопливо вышла из  душного и почти пустого  вагона.  На маленькой  привокзальной площади одиноко стоял местный автобус. «Повезло, не надо  долго ждать»,  - обрадовалась молодая женщина и быстрыми шагами направилась к машине.

И вот уже плавно покачиваясь на неровностях давно не ремонтированного шоссе,  Ольга ехала в посёлок Заречье. Мимо за окном автобуса  навстречу проплывали  зелёные нарядные поляны, усыпанными вроде неприметными, но такими милыми луговыми цветами, небольшие берёзовые рощи.  Ольга с нетерпением вглядывалась в бегущее впереди полотно  дороги.  Каких-нибудь полчаса, и она будет на месте.
 
Наконец показался   знакомый поворот.  Автобус проехал мост через чистую и быструю речку Вилюйку и, подняв белое облачко пыли,  остановился.  В траве звонко стрекотали кузнечики,  и птицы щебетали весело и неугомонно. Когда-то  девочкой-школьницей Оля приезжала сюда почти каждое лето погостить  у бабушки  Симы.  Женщина  невольно замедлила шаг и оглянулась, глубоко вдохнув ядрёный,  наполненный ароматами цветущих трав воздух своего детства.  Всё вокруг было до боли знакомо и в то же время появилось много нового. Вот, пожалуйста, какие красавцы-дома выросли в  этой части посёлка. Раньше их не было, и бабушкин дом был в самом начале  улицы, второй с краю.   Теперь надо пройти мимо  больших, похожих на замки  особняков до старенького, но такого родного забора, выкрашенного в голубой цвет.  И бабушка уже не встретит   на крылечке, не обнимет и  не прижмет её русоволосую головку к мягкой и тёплой груди.  Прошло почти  четыре года, как умерла Серафима Васильевна, а дом завещала ей, своей  любимой внучке.

Сначала хотели  продать бабушкино наследство. Кто будет ездить в такую даль?  У родителей недалеко от города построена  большая со всеми удобствами дача. Правда, там царит Ирина, жена её старшего брата. И если Ольга иногда приезжает на дачу в выходные, невестка  сразу начинает показывать, кто здесь главный. По дому ходить нельзя – дети спят (у них близнецы, Пётр и Павел). На качелях  сидеть нежелательно, телевизор тоже лучше не смотреть. И так до бесконечности.

- Мама, как ты терпишь её в таком большом количестве? Ей до всего есть дело, она всеми  хочет  командовать.   Олега просто не узнаю, превратился в типичную мямлю.  Только и слышишь от него – «Ирочка  просила…Ирочка  хотела..»   Противно слушать.

- Ты, конечно, права. Но я не хочу вмешиваться. Вспоминаю всегда свою свекровь, бабу Симу. Она была очень мудрая женщина и всегда сохраняла нейтралитет. И имей в виду, Олечка, в тех семьях, где командуют жены, порядка больше. Это я по себе знаю.  Пусть лучше так, чем как у наших соседей. Помнишь Сергея, вот их дом через забор от нас? Совсем спился, с работы, по-моему,  выгнали. А в этом году его жена Настя с Лялечкой даже не приехали сюда на дачу. Зоя Кузьминична говорит, что невестка с внучкой  отдыхают где-то на юге.  Но  я уверена, что они разошлись. А всё потому, что Настя была очень уступчивая и добрая. Вот и не смогла вовремя приструнить своего забулдыгу муженька.  У нашей Иры не забалуешь. Олег  один раз с работы приехал чуть навеселе, так она ему такой скандал закатила, пол товарищества слушали бесплатный концерт.  Прошу,  не обращай  на неё внимания, хорошо? – мама с тревогой заглянула в Олины глаза.

- Хорошо, раз ты просишь. Тебе здесь с ними жить, я всё понимаю.
 
Тогда она не поддалась на уговоры Олега и Ирины  продать бабушкин дом.  Деньги им,  видите ли,  нужны, чтобы гараж купить.  И сейчас Ольга очень рада, что есть место, куда она сможет приезжать и  наслаждаться  покоем и тишиной. Ей, школьной  учительнице,   это бывает  просто   необходимо.

Когда-то много лет тому назад именно здесь у неё зародилась любовь к живой природе. Маленькая девочка бесстрашно ловила  бабочек и кузнечиков, чтобы потом внимательно рассматривать их  в бабушкину лупу. В спичечных коробках сидели божьи коровки, а в стеклянных банках, накрытых марлей – улитки и всевозможные жуки.

Кстати, когда она училась на биофаке,  её любимый преподаватель Семён Карлович Вольский  рассказывал на лекциях, что насекомые - уникальная  популяция  на Земле благодаря своим поразительным органам чувств. Ведь мы до сих пор точно не знаем, как они видят окружающий мир, как  слышат и чувствуют,  как находят друг друга, если  в радиусе  нескольких километров  в воздухе содержится всего несколько молекул ароматических веществ. И только невозможность развиться в большие формы из-за особенного  способа дыхания не дали насекомым стать главенствующей ветвью эволюции.
Но это  было позже, а тогда баба Сима с умилением смотрела на свою внучку. «Из моей Оли получится большой учёный», - хвасталась она своим приятельницам. Но никакого большого учёного не вышло, а получилась учительница биологии и химии. Нужно сказать, что  Ольга ни разу не пожалела, что её судьба сложилась именно так, а не иначе.  Никогда до этого она даже не подозревала, что ей будет интересно общение с детьми, ритм школьной жизни, поездки и экскурсии с учениками, беседы с родителями на школьных собраниях.  Она с удовольствием крутилась в этом водовороте педагогической  жизни, и только один человек на свете, шестиклассник   Миша Пиневич,  основательно портил эту школьную идиллию.

- Олечка, приехала всё-таки. А я смотрю вечером в окошки – темно, значит, никого нет. Так и не надумала дом продавать, а то у меня есть хороший покупатель? – через дорогу, завидев Ольгу, шла бабушкина соседка, Мария Никитична. Полная невысокая женщина приветливо улыбалась.
- Ой, тётя  Маша, рада вас видеть. Нет, продавать пока не будем. Жалко расставаться с такой красотой. Здесь и речка, и лес, и память о бабуле.

- Вот именно, что красота. Ко мне племянник приехал, так просто влюбился в эти места. Даже хочет себе самостоятельно дом купить. Вот я и подумала, если ты будешь  продавать, так могли бы сговориться.  Ты замуж не вышла? – Мария Никитична понизила голос и сделала заговорщицкое лицо. – А то мой племяш холостой и симпатичный. Можешь полюбоваться, вон он во дворе с машиной возится.

Ольга улыбнулась:
- Нет, ещё не вышла. Кандидата подходящего никак не найду. Как здесь у вас жизнь, ничего не переменилось? Магазин не восстановили? А то я налегке приехала.

- Нет магазина. Всё обещают открыть, но как говорится – воз и ныне там. Так что приходится ездить. Автобусом минут двадцать будет.  Слушай, -  Олина соседка всплеснула руками, -  тебя Славик отвезёт.  Заодно и мне кое-что прикупите. Славик, подойди к нам,  у тебя сегодня будет ответственное задание.  А ты, Олечка,  не стесняйся, может,  что по хозяйству надо сделать, он поможет. Парень хороший,  рукастый. В городе следователем работает.

Племянник тёти Маши действительно оказался очень симпатичным и приятным мужчиной. Широкоплечий с подтянутой спортивной фигурой без малейшего намёка на «пивной» живот. В нём угадывалась сила и уверенность в себе. Договорились поехать в соседний городок за продуктами через два часа.
 По дороге в магазин им повстречалась группа подростков на велосипедах. Мельком взглянув на детей, Ольге показалось, что она увидела лицо своего ученика Миши Пиневича. Женщина резко повернулась, но ребята уже свернули на боковую дорожку и скрылись из вида.

-  Что-нибудь забыли? – участливо спросил водитель.
- Да нет, мне, наверное, померещилось. Есть у меня в школе один ученик, очень проблемный мальчик. Категорически игнорирует мой предмет. Пришлось поставить ему двойку по зоологии.  И мне сейчас показалось, что я его увидела. Наверное, галлюцинация. Откуда ему здесь быть!  -  проговорила Оля, сосредоточенно сдвинув тонкие брови.

                *     *     *
Первый день отпуска прошёл в приятных хлопотах. Целый день Ольга крутилась по дому, намывала  окна и  деревянные полы, сушила на солнце ковры и одеяла. Под вечер заглянул сосед Слава, принёс блинчики с творогом от Марии Никитичны.
Ольга раскраснелась и сейчас была совсем не похожа на городскую барышню. Увидев мужчину, она мило  засмущалась.

- Давайте, я чай поставлю, - предложил Слава. – Что у вас, самовар?
- Какой самовар! Самый обыкновенный электрический  чайник. Вы пока ставьте, а я быстренько переоденусь.
Ольга выскочила в сени,  и Вячеслав  слышал, как она смешно фыркает, умываясь холодной водой. Через несколько минут переодевшись в светлые брюки и нарядную кофточку, Ольга вошла в комнату. По-хозяйски достала из красивого бабушкиного буфета чашки с блюдцами, резную стеклянную сахарницу.
- Чай, правда, из пакетиков.  Вы как относитесь к пакетикам?
- Нормально. Это мой любимый профессиональный напиток.

Они с удовольствием пили чай и болтали, с интересом присматриваясь  друг к другу.
- Вы  на рыбалку ходите? На Вилюйке просто замечательная рыбалка. По крайней мере, отец никогда без рыбы не возвращался.

- Каюсь,  я об этом не подумал и удочки с собой не взял. Уже несколько лет обещал тёте Марии приехать в гости, да всё как-то не складывалось. А здесь целая неделя отпуска, решил – сейчас или никогда.

- Я вам дам папины удочки и покажу заветные места. Только надо встать на рассвете.

- Согласен  при условии, что рыбу будем жарить вместе.

Поздно вечером разложив  на диване постель  Ольга с удовольствием вспоминала это чаепитие. «Неужели в городе у него никого нет? Такой интересный   и очень приятный  человек.  Странно как-то. Надо будет у тёти Маши о нём аккуратно всё выпытать». Сон сладкой тяжестью навалился на её тело, но тут вдруг на крылечке послышалась какая-то возня. Ольга прислушалась. Может быть, это Вячеслав что-нибудь забыл и вернулся. Ольга подошла к входной двери, закрытой на железный засов.
- Кто здесь? Это вы, Вячеслав?
Никто не отозвался. Вдруг женщина ясно услышала тяжелое дыхание. Кто-то  был на крыльце и надрывно сопел. Ей стало чуточку  страшно.
- Эй, послушайте, я вызываю милицию.
Снаружи раздались осторожные шаги. Ольга бросилась в комнату и прильнула к окну. Вдруг прямо перед ней в окне показалось ужасное нечеловеческое лицо. Какое-то время они смотрели друг на друга, но когда женщина громко вскрикнула, лицо исчезло.
Она ещё какое-то время постояла у окна, пытаясь в кромешной темноте что-нибудь разглядеть. Но ничего не было видно,  и только высокие кусты сирени в дальнем углу двора раскачивали свои ветки.
- Что это могло быть? Что за дикие шутки, - Ольга была в полном недоумении. В потусторонние силы она не верила в силу воспитания и образования. И даже если бы духи умерших могли общаться с людьми, вряд ли любимая Сима захотела так её напугать. – Здесь что-то другое.
До самого рассвета сомкнуть глаза не получилось. Как лунатик молодая женщина бродила по дому, подходя к разным окнам и подолгу вглядываясь в темноту. Ей чудились тихие шорохи, осторожные стуки и скрип половиц. Не иначе, как дом настороженно присматривался к новой хозяйке. Постепенно тьма рассеивалась, небо, покрытое ночью яркими звёздами, становилось всё светлее. И когда в половине шестого Вячеслав постучал в окно, Ольга тот же час вышла полностью собранная.
-  Я боялся, что не смогу вас разбудить.
- Нет, всё в порядке. Кстати, я почти глаз не сомкнула.  Давайте возьмём удочки в сарае,  и  по дороге я всё расскажу.

Вячеслав внимательно выслушал её сбивчивый рассказ.
- Это ведь не вы так глупо пытались шутить?

- Нет, не я. Если это чья-то шутка, то действительно очень неудачная. Но очень может быть, что это совсем не шутка.

- Не шутка?

- Представьте, что кто-то  заинтересован в вашем участке. Вот запугает вас до смерти и купит его за бесценок. Такой вариант вполне возможен.

- Но у меня никто не хочет покупать бабушкин дом. Впрочем, кроме вас. Да-да, не смотрите на меня такими большими удивлёнными глазами. Мария Никитична мне сказала, что вы хотели купить здесь дом. Хотя, конечно, я вам верю, это не вы.

- Ну и на этом спасибо. Ваши новые соседи вполне могут планировать  ещё больше расширить свои владения. Дом у них огромный, а вот участок земли – не очень. Я попытаюсь узнать по своим каналам, что они за люди. Предлагаю, берите сейчас  с собой подушку и какой-нибудь плед.  Я буду рыбачить, а  вы поспите в машине.  Потом решим, что делать.

Рыбалка оказалась удачной. И пока Ольга спала в машине, Вячеслав наловил десяток пескарей и карасиков. Ему не хотелось  будить молодую женщину, и он несколько часов просидел просто так на берегу неширокой, но стремительной речушки. Солнце уже поднялось довольно высоко, но жара ещё не наступила. Было хорошо вот так сидеть, смотреть на прозрачную речную воду, слушать шелест листьев,  птичий гам и никуда не торопиться.
«Почему такая красивая молодая женщина одна. Так не должно быть. Ну что, Вячеслав, может быть, рискнёшь ещё один раз? У нас схожие профессии -  и я, и она работаем с людьми,  имеем  мало свободного времени.  И тётя Мария её очень нахваливает, знает  с самого детства.  Впрочем, там будет видно» - примерно так думал наш герой.

После ужина было решено, что мужчина останется у Ольги.
-  Я думаю, что лучше всего следить за домом получится  из сарая. Оттуда дом как на ладони.  Там и топчан есть, можно удобно расположиться, - предложила молодая учительница.

-  Ну что ж, в сарае, так в сарае.
Пожелав друг другу удачи, Ольга закрыла дверь на засов и выключила свет. Какое-то время она подходила к окнам и тревожно вслушивалась в ночную тишину.  Но потом прилегла на диван и моментально провалилась в глубокий сон. Проснулась она от того, что яркий солнечный свет  прорывался  в комнату через задёрнутое шторкой  окно. Часы показывали половину  седьмого. Ольга бросилась на улицу и заглянула в сарай. Здесь никого не было. Она подошла к забору и посмотрела в сторону дома Марии Никитичны. Двор был пуст.
Ей не терпелось увидеть Вячеслава, но Ольга решила, что нужно подождать хотя бы до девяти. Ещё выждав тридцать минут,  в половине десятого женщина решительно толкнула калитку соседнего дома. Во дворе ей повстречалась хозяйка.
-  Доброе утро, тётя Маша.  Слава дома?

Мария Никитична  хитро  улыбнулась:
-  Молодец ты, Оля! В два счета окрутила мужика.  На рассвете  пришёл от тебя, сейчас вот умывается.

-  Да что вы такое говорите! Никого я не окручивала.
-  Так он что, не у тебя ночевал?

-  У меня. Вернее не ночевал, а сидел в засаде в нашем сарае.

-  Господи, ничего не понимаю. Я-то думала, что у вас отношения наладились, а ты его в сарае полночи  продержала, чудно.

Увидев выходящего из дома Вячеслава, Ольга бросилась к нему:
-  Ну что? Поймали кого-нибудь?

-  Во-первых, доброе утро. А во-вторых, никого не было. Так что я где-то в часа четыре пошёл домой спать. И вообще, вы уверены, что видели этого  злодея?

-  Вы что, сомневаетесь? По-вашему, я всё это  придумала? – Ольга от возмущения  даже непроизвольно топнула ногой. –  Мне что -  делать больше нечего? – Она ужасно разозлилась при мысли, что Вячеслав может подумать, что её рассказ – это всего-навсего хитрая женская уловка.

-  Успокойтесь, я вам верю. Сегодня продолжим засаду, авось повезёт больше. И я предлагаю перейти на «ты». По-моему, это естественно  раз уж тётя Мария уверена, что я ночевал у тебя…  Не будем её разочаровывать.

В первый момент Ольга хотела сказать что-то резко-язвительное, но быстро передумала и согласно кивнула головой.
На этот раз засаду решили устроить в доме. Ольге было неудобно, что по её вине Вячеслав полночи просидел в тёмном холодном помещении.
-  Давай будем рассказывать друг другу  о себе. Я начну первый, хотя рассказчик я  не очень. Ну,  был женат целых пять лет,  но жена не вынесла тяжелых милицейских будней и ушла. Детей нет. Очень люблю свою работу. Вот и вся биография, - Вячеслав замолчал.

-  Понятно, не густо. Хотя мне тоже особенно нечем похвастаться. Замужем не была, хотя был любимый человек. Но это всё в прошлом. Дети есть и даже очень много, но это мои ученики. Тоже люблю свою работу. У нас много общего, вы заметили? Извини, ты заметил? – Ольга улыбнулась. – И что, будем всю ночь разговаривать?

-  Как получится…- Слава не договорил, так как за окном послышался шорох,  осторожно  заскрипели ступени крыльца.

-  Это он, - выдохнула Ольга. Раздался громкий  стук.  Потом шум убегающих шагов. Через мгновение в окне показалась рука с зажженным фонарём. Фонарь раскачивался из стороны в сторону.
-  Ты не выходи, побудь в доме. Я сейчас, - Вячеслав резко распахнул входную дверь и бросился на улицу. Ольга не удержалась и тоже вышла на крыльцо. На улице стояла кромешная темнота, и только из распахнутой двери струился слабый свет.

За домом послышалась какая-то возня, потом раздался слабый вскрик. Через несколько секунд из-за угла показался Вячеслав, он крепко держал за руку невысокого мальчишку.
-  Вот наш злодей, собственной персоной. Можешь полюбоваться.
Мальчишка стоял, низко опустив голову, и шмыгал носом. На вид ему было лет десять-одиннадцать.
Ольга спустилась с крыльца:
-  Как тебя зовут? – Она старалась говорить спокойно.  Педагогический опыт подсказывал ей, что таким образом она сможет добиться гораздо лучших результатов.

Тот зыркнул  встревоженными глазами и сказал глухим голосом: «Лёха».
-  Значит, Лёша. Зачем же ты меня пугал?  Советую тебе всё нам рассказать, потому что этот дядя из милиции.  Рассказывай, не бойся.
-  Меня  Мишка попросил…
Ольга встрепенулась и не дала мальчишке закончить его фразу:
-  Мишка Пиневич?!   Значит,  он здесь всё-таки был, - она повернулась в Вячеславу, - помнишь, я его видела в первый день.  Но тогда подумала, что ошиблась. Так это он тебя подговорил?
-  Он сказал, - Лёха старательно растирал кулаком сопли, - что вы его училка. Очень вредная. Он мне свой велик пообещал отдать.

-  Теперь всё ясно. Ну, что с  тобой делать?  Пока иди домой. Не страшно в такую темень одному идти? А то можем тебя проводить.

-  Не-е, я не один. Меня за забором Люська дожидается, моя сеструха.
Лёха сделал несколько шагов, потом вдруг остановился и спросил:
-  А Мишке ничего за это не будет?
-  Что же он сам не пришёл?
-  Он уже уехал. Мы с ним по мобильнику общаемся.
Ольга улыбнулась:
-  Тогда завтра скажи своему приятелю, чтобы хорошо готовился к переэкзаменовке. Всё понял?

-  Конечно, понял. Что же здесь непонятного. Я пошёл, - Лёшка вопросительно взглянул на мужчину.
-  Иди, но больше так никогда не делай. Научись соображать собственной головой, что хорошо и что плохо.  Давай,  на первый раз прощаю.

Ольга и Вячеслав подошли к забору. Глаза уже привыкли к темноте, и им были хорошо видны  две детские фигурки, вышагивающие по дороге.

- Почему тебя этот Мишка вредной считает? Мне кажется, что ты  совсем не вредная.  И  мне это очень приятно,  - Вячеслав с улыбкой смотрел на Ольгу. – И ещё – ты очень красивая.
-  Я  не вредная, а  просто справедливая. Но самое главное, что ты должен обо мне знать  – я ненавижу ложь…

Вячеслав крепко обнял молодую женщину и притянул её к себе. Их  укрыла чёрная бархатная ночь своим волшебным покрывалом, сияющим  гирляндами  звёзд.  Те с бесконечной высоты  с одобрением смотрели на людей.

                *     *     *
-  Ольга Викторовна! Как хорошо, что я вас встретил, - через школьный двор торопливо шёл отец её ученика Мишки Пиневича. – Я хочу с вами поговорить на очень щекотливую тему. Признаю, что мой сын вёл себя отвратительно. Мы с ним провели воспитательную беседу, и он признал свою ошибку…

-  Константин Петрович, что провели беседу – это правильно. Но сейчас  важнее помочь Мише с переэкзаменовкой. Пожалуйста, позанимайтесь с ним. Я в учебнике отметила параграфы, на которые надо обратить максимум внимания. Их не так уж много. И не волнуйтесь, я не держу на вашего сына зла. Даже скорее наоборот, благодарна ему.

-  Я вас не понимаю.

-  Ну,  это такое, личное. Кстати, у вас дома есть какие-нибудь животные?

-  Есть. Такса Буча и попугайчик Кирилл.

-  Это замечательно. Вот и передайте Мише, что я буду его  спрашивать про млекопитающих  и птиц. Пусть готовится. Не волнуйтесь, всё будет хорошо.

Ольга легко взбежала по ступенькам и открыла школьную дверь. В нос ударил уже
привычный и даже  приятный запах краски и свежей побелки. Здравствуй, школа!  Здравствуй, новый учебный год, и, возможно, новая жизнь. В одном Ольга была уверена наверняка – переэкзаменовку по зоологии Мишка сдаст обязательно.