Просто политработа

Эдуард Зайцев
 
Часть1. Моя политработа.

 Снова осень.
В морозном утреннем воздухе под ногами шуршат листья каштанов. Эти деревья первыми встречают холода. Бурая листва плотным слоем накрывает землю. Колючие шарики  плодов, катятся по тротуару, лопаются под колёсами машин.
 
 Вместе с людьми, спешащими на работу, по городской улице шёл полковник в авиационной форме, с озабоченным лицом, отвечая на воинские приветствия проходящих мимо военных.
 
Так, обычно, начинался мой рабочий день, в должности начальника политического отдела авиационной дивизии.
 
 За эти несколько минут пешей прогулки до штаба, можно собраться с мыслями, разобраться в неотложных делах, составить примерный план работы.

  На входе в помещение, - привычные команды и доклады дежурного.
Кабинет, со скромным убранством, видевший ещё военных, революционной эпохи, настраивает на деловой ритм рабочего дня.
 Здание штаба старое, построено ещё в дореволюционный период. В нём располагались воинские части Красной Армии. Они  вели борьбу с белогвардейцами во время гражданской войны. Ныне, здесь находится наш штаб военно-транспортной авиационной дивизии.
 
   В начале рабочего дня, по установившемуся правилу, проводится оперативное совещание у командира дивизии. Оно всегда начиналось с анализа погоды на подчинённых аэродромах. Регион расположения частей дивизии обширен. Запорожье и Кривой Рог, по погодным условиям, чаще однородны, а вот в Одесском регионе, погода имеет свои особенности.
 Для всех офицеров штаба эта информация ложится в план личной деятельности, ибо каждый из них руководит или принимает участие в работе авиационных частей. 
 Для офицеров политического отдела она тоже является важным элементом, ибо начальник политического отдела и его заместитель лётчики. Их участие в полётах  обязательно для поддержания личной квалификации.
В авиационных частях соединения все политработники летающие. Это, как правило, лётчики или штурманы. Способность владеть ведущими лётными специальностями является важной задачей в политической работе этих людей. Высшая квалификация, по данным специальностям, всегда была определяющей характеристикой при назначении на должности политработника.
 Для остальных офицеров политотдела, вся ежедневная деятельность тоже зависела от ритма работы авиационных частей.

 Задачи воинских частей определялись командиром дивизии, исходя из обстановки и решаемых задач. Здесь же, заслушивались проблемные вопросы и намечались пути их разрешения.
 
 После  совещания, в плановом порядке, складывалась работа политотдела.
 Офицер, ответственный за организацию  партийной работы в частях, готовился к работе с партийным активом, разрабатывал методическую литературу, выезжал в воинские части для участия в работе первичных организаций. По количеству коммунистов, дивизия сродни целому району большого города. Дел всегда хватало.
 
 Пропагандисту соединения надо было организовать плановую политическую работу в частях по различным категориям военнослужащих.
 Для офицеров, прапорщиков и солдат существовали подготовленные Главным Политическим управлением отдельные программы подготовки.
 Для их изучения в частях, надо было создать систему учёбы, подготовить руководителей занятий, помочь им с методической литературой, контролировать процесс занятий, анализировать недостатки.
В каждой воинской части создавались учебные группы, разных категорий военнослужащих. Руководителями в них, назначались офицеры, подготовленные на специальных сборах. Они вели постоянные занятия. В конце года, на итоговых занятиях, каждая группа отчитывалась о своих знаниях.
 
 Комсомольские организации в частях тоже находились в поле зрения политического отдела. Руководство этими организациями осуществлялось через помощника начальника политотдела. В армейских коллективах всегда было много задач, ибо молодёжные устремления многонациональных составов воинских частей требовали особого внимания.
 
 Секретарь партийной комиссии докладывал о проблемных вопросах приёма в партию новых членов, о рассмотрении персональных дел и ходе контрольных проверок в частях.

 Не был в стороне политотдел дивизии и от городских дел. Для начальника политического отдела, избранного членом Городского Исполнительного комитета города, необходимо было провести встречи с населением города, решить их неотложные проблемы.
 Вопросы строительства жилья для военнослужащих тоже решались в объёме городских задач. Воинские части дивизии располагались в трёх областных центрах. От решения всех этих проблем нельзя было отмахнуться.
 
 Все планы офицеров складывались в общий график, который надо было переложить в практическую работу политотдела.
 
Завершив планирование, как правило, надо было разобраться в массе новых документов, представленных штабом и политотделом, определить порядок их исполнения. На это уходило много времени. 

 Позитивным моментом, всегда, была процедура вручения партийных билетов новым партийцам. В авиации это были  люди высшей пробы. Каждый из них, прошёл через призму товарищеского анализа их службы и, по большому счёту, всегда оправдывал доверие своих партийных организаций при выполнении специальных заданий, как по стране, так и за её пределами.

 В рабочий день вклинивались неожиданные вопросы по обращениям военнослужащих: от семейных неурядиц до служебных проступков.  В каждом случае предстояло разобраться, найти способ наиболее правильного решения. Время спрессовывалось в цепь неотложных дел, которые предстояло завершить до выезда на очередные полёты.
Времени на положенный отдых перед полётами, почти всегда, не хватало. Это, пожалуй, было важным отступлением от нормативных документов.
 
 Участие в полётах авиационных полков было, для меня,  важным элементом  во всей  работе. Политическая работа – это не только слова, это и личный пример политработника, который может повести за собой массы людей, обеспечить авторитет среди военнослужащих.
 
 В авиационных полках военно-транспортной авиации все заместители командиров эскадрилий по политчасти, начальники политотделов соединений были лётчиками или штурманами. Они в полной мере выполняли те же задания в воздухе, что и рядовые экипажи. Все, как правило, участвовали в крупных учениях и в специальных командировках. К сожалению, часто, загруженность бытовыми вопросами отвлекала этих офицеров от лётной работы. Они теряли натренированность и, вместе с этим, иногда, свой авторитет среди лётного состава.
 
 Для меня, лётная работа всегда была важнейшей и любимой работой. Порой трудно было не отстать от боевой учёбы. Заочное обучение в академии, многочисленные проблемы на земле, - не позволяли уделять лётной подготовке столько времени, сколько предоставлялось лётному составу. Выручала хорошая подготовка на первичных лётных должностях. В должности командира корабля на самолёте Ил-76 я получил хорошую "закалку" на много лет.
 
 В своей работе, политработник не мог отмахнуться от земных проблем, в то время, когда шла учёба в частях. Масса бытовых вопросов в жизни военнослужащими разных категорий, в том числе, в казарме с солдатами - требовали внимания. 
 Подготовка массовых мероприятий, партийных и комсомольских активов, участие в городских мероприятиях,- отрывали от ритма лётной работы. Приходилось наверстывать упущенное самостоятельной работой с документами.
 
 Перед полётами, каждый раз, надо было внутренне собраться, нащупать главные вопросы в лётной подготовке, постоянно следить за директивами различных авиационных ведомств.
 Иногда, готовиться к полёту приходилось в пути до аэродрома. В машине, просматривая план полёта, прорабатывались в памяти наиболее сложные элементы, особенности их выполнения.
 Полёты в боевых порядках требовали внимания при сборе группы и роспуске. Здесь каждая секунда ложилась в пространственное положение самолётов в группе. Любое отклонение создавало сложное положение не только для одного экипажа, но и для всех, следующих в группе самолётов.
 Воздушное десантирование требовало максимального внимания при выходе на площадку для десантирования. Отклонения могли привести к травмам десантников при приземлении. Выдержать нормативы положительных оценок тоже было не просто. Для этого надо было выйти в точку выброски с точностью по времени до 1 минуты и десантирование произвести с отклонением не больше, чем в 100 метров.
 
 Несмотря на все сложности в лётной работе для политработников, мне удавалось не только не отстать от уровня подготовки, но и получить подготовку в качестве лётчика – инструктора.
 В должности начальника политического отдела дивизии, я  мог летать на проверку лётчиков по самым сложным видам лётной подготовки. Летать приходилось и с рядовыми пилотами и с руководящим составом полков.

 Инструкторская работа тоже требовала целевой сосредоточенности. Необходимо было не только контролировать выполнение полёта экипажем, но и показать, в случае необходимости, как можно выполнить задание с лучшим качеством.

  Вот и сегодня, мне предстояло участвовать в подготовке лётчиков к полётам с заходом на посадку с максимальным градиентом снижения.
Такой способ захода на посадку использовался на аэродромах Афганистана. Я недавно вернулся из этого региона, где вместе с другими офицерами управления дивизии, мы готовили группу наших экипажей для  выполнения полётов в ДРА. Теперь предстояло, на домашнем аэродроме, подготовить следующую группу для замены возвращающихся домой экипажей.
 
 По дороге на аэродром, в служебном автомобиле, я привычно открыл план полёта, ещё раз бегло просмотрел каждый элемент выполнения задания.
 
 На предполётных указаниях,  я обратил внимание лётчиков на психологическую особенность непривычных эволюций самолёта при снижении с вертикальной скоростью в 25 м/сек. В таком снижении, нос самолёта направлен к земле под большим углом, и создаётся ощущение вертикального падения. Выдержать расчётные параметры такого захода на посадку – было главной задачей лётчика.
 
  До запуска двигателей есть несколько минут, чтобы побеседовать с экипажем. Думаю, что меня уже, в то время, экипажи не воспринимали с повышенным любопытством, типа: «Посмотрим, что ты можешь». Со многими из них, я уже летал, много раз, участвовал в крупных учениях.
 Заход на посадку с максимальной вертикальной скоростью  для них был новой задачей. Требовалось объяснить особенности предстоящего полёта.
  Известно, что для успешного полёта, необходима слаженная работа всего экипажа. Для этого, нужна уверенность в каждом специалисте.
 
 Ещё раз повторяем основные элементы полёта: выпуск шасси, спойлеров в тормозном режиме, действия при необходимости ухода на 2-й круг. Вот, этот деловой разговор и есть, сегодня, моя полит работа, которая обеспечивает успех полёта.
 
 Занимаем рабочие места. Для меня уже привычно место инструктора на правом сиденье.  Важно, что и весь экипаж в приподнятом настроении начинает свою работу, не подавлен придирчивыми замечаниями старшего начальника. В таких случаях, незначительная шутка лучше назидательных указаний. Чтобы полёт был мастерским нужно вдохновение. Обеспечить такое вдохновение – задача инструктора.
 
 Запущены двигатели, запрашиваю разрешение на руление: 
 - Я- 810. Разрешите предварительный!
 С сосредоточенным вниманием начинаем выруливание к старту. Впереди нас, самолёты, один за другим, поднимаются в небо, уходят на задание.
 
 Для нашего полёта освобождается воздушное пространство над аэродромом.
 С высоты в 3000 метров мы будем выполнять стремительное снижение над аэродромом для захода на посадку.  Так это делается в боевых условиях.

 -...810. Рули проверил, разрешите взлёт!

 Стремителен разбег воздушного лайнера. Через несколько секунд мы в воздухе. Действия экипажа слаженные, чувствуется желание «не ударить в грязь лицом».

 Любуюсь полётом ИЛ-76. Этот самолёт мне пришлось осваивать в первые годы его эксплуатации. Участие в крупных учениях, первые командировки на дальние аэродромы нашей страны и за рубеж,- были для меня теми ступенями роста, которые и позволяют мне теперь спокойно наблюдать за действиями молодых пилотов, не напрягая их за незначительные отклонения.
 
 В два витка над аэродромом, набрали высоту 3000 метров.
 Далее, начинается отработка нового приёма снижения с максимальной вертикальной скоростью в крутом вираже.  Такой элемент снижения используется на аэродромах, где существует опасность поражения самолёта наземными средствами ПВО противника.
 Требуется, по крутой спирали, произвести снижение над аэродромом, чтобы не попасть в зону возможного обстрела. Учитывая, что грузами военно – транспортных самолётов бывают часто военные грузы и боеприпасы, то понятно, что даже стрелковое оружие может быть опасным.
 Вот и готовим мы своих лётчиков к таким полётам, которые не выполнял никто в мире.

На заданном рубеже, команды командира экипажа следуют в строгом порядке:

  -Выпустить шасси!
 - Предкрылки на 25 градусов, закрылки на 30!
 
 - Спойлеры в тормозной режим!
 - Двигатели на малый газ!   
   С креном в 30 градусов
  - Снижение!
 Самолёт в крутой спирали устремляется к земле.
 Взгляд, через остекление кабины, упирается в земную поверхность. В постоянном снижении по маршруту "большой коробочки" выходим в расчётную точку 3-го разворота. Высота 700 метров.
 
 Заключительный маневр для выхода на полосу требует особого внимания.
 Строго выдерживая заданный крен и угол снижения, необходимо выйти в створ полосы  на удалении  1 километр на высоте 100 метров.
  Помогаю командиру экипажа выдержать заданный крен.
  В крутом снижении нарастает  напряжение в экипаже. Направленный нос самолёта к земле, требует выдержки. Спокойствие инструктора здесь очень важно. Не даю возможности раскачать самолёт по крену при отвлечении внимания командира на посадочную полосу. 
  Земля стремительно приближается, контуры предметов на земле становятся всё отчётливее, они с нарастающей скоростью убегают под самолёт.

 - Высота 300 метров, 200 метров ..., - доклады штурмана помогают вести контроль за высотой.
 Плавно уменьшаем крен, входим в глиссаду снижения. До полосы 1,5 км., в её очертании четко обозначены зелёные входные огни. Нам туда.
 
 Самолёт немного вспухает после выпуска механизации в посадочное положение. Корректируя направление, продолжаем снижение.
Мягко придерживаю штурвал, показываю пилоту заданный угол подхода к полосе.
 Через несколько секунд, мы над полосой, высота 8 метров.
 - Малый газ!- Двигатели облегчённо вздыхают, смолкает их напряжённый ритм.
 С уменьшением скорости самолёт приближается к земле.
  Здесь, проявляется всё искусство пилота.
 
 Каждый полёт, не повторяется в своих посадочных условиях. Вырабатывается топливо, изменяется вес воздушного корабля. Погодные условия, имеют свои особенности на различных аэродромах, при разной температуре и ветровых показателях. Все эти условия должен учитывать пилот при выполнении посадки.   
 Как художник, внутренним сознанием, рисует образ, передавая чувства, так и пилот, выполняя посадку, внутренним чувством ощущает положение самолёта в воздухе. Он подводит свой корабль к земле с мягким касанием колёс. В этом элементе - мастерство пилота.  Приходит оно не сразу и не ко всем.
 Задача инструктора не только научить пилота выполнять заданную программу, но и привить уверенность, что он может стать мастером своего дела.
 Вот почему, так важен товарищеский разбор полётов.
 
 Прошу лётчика самостоятельно проанализировать свой полёт. Помогаю сосредоточиться на главных элементах полёта.
 Пожелав удачного полёта, переезжаю на машине к следующему экипажу.
 
 На другом самолёте, меня ждёт другой экипаж.
 Все процедуры повторяются в привычном порядке.

 Через несколько минут, мы снова в воздухе.
 Высота 3000 метров.
 Прошу у руководителя полётов разрешение на заход.
 Снова валимся к земле.
 Новый заход, посадка.
 
 Пока рулим к стоянке разбираемся с недостатками.
 
 На земле, сажусь в машину, и снова на старт - с третьим экипажем.
Всё повторяется.

 За этот лётный день, подготовлена новая группа экипажей, которая улетит на смену экипажам, работающим в Афганистане. За успехи этих экипажей теперь я в ответе.
 С уверенностью подписываю им документы на разрешение выполнять полёты  в боевых условиях.
 
 Поздно вечером возвращаюсь домой. Сын уже спит. Жена всегда ждёт. Успеваю заглянуть  в телевизор, чтобы просмотреть «Новости».
 Теперь спать. Завтра снова рабочий день и вылет в другой гарнизон, где предстоят мероприятия политической работы по плану политотдела. Там же, снова полёты с экипажами другого полка.
 
Такая вот моя ПОЛИТРАБОТА !

 

ЧАСТЬ 2. Комиссары и политработники в Советской Армии.


К 100-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, не могу согласиться с забытой ролью Коммунистической партии, которая сыграла ключевую роль в развитии государства в 20-м  веке. Партийные органы мобилизовали народные массы на победу над немецко – фашистскими войсками, оказывали решающее значение в строительстве социалистического государства.
Решения партии позволяли стране двигаться вперёд невиданным темпами. Строились новые города, дороги, гидро-электростанции, открывались новые заводы и предприятия, укреплялись вооруженные силы. Основными проводниками постановлений  партии в армии были политработники. 
 Большую роль в воспитании воинских кадров новой армии сыграл институт военных комиссаров .   
      

 Политическое устройство страны Советов, образованное в 1917 году на основе коммунистической идеологии, представляло для всего мира  угрожающий пример социалистического развития.  Все силы западных стран были брошены на уничтожение этого «зародыша».  Над страной нависла угроза интервенции и порабощения. 
Первые победы боевых формирований над немецкими войсками  под Псковом и Нарвой продемонстрировали острую необходимость создания армии, которая могла бы противостоять регулярным войскам стран Антанты.
Новая армия должна была быть вооружена «особым оружием» - идеологией  справедливой борьбы за освобождение от гнёта капиталистов и помещиков.
Предстояла огромная работа, чтобы вооружить эту армию «непобедимым оружием».  Эта задача была возложена на институт военных комиссаров.
С первыми декретами о создании Красной Армии в военных подразделениях вводятся комиссары.
Надо заметить, что институт комиссарства не является эксклюзивным изобретением большевиков. Изначально, комиссары известны, чуть ли не с римских времен.
 От лат. commissarius («уполномоченный») — наместник, облечённый властью, или представитель центра,- существовали во многих военных формированиях.
  В России они были еще при Петре I, тогда это были представители исполнительной власти, временно наделенные какими-либо полномочиями. Если же брать с военной точки зрения, то комиссары были и в период войны в США за независимость и особенно в период Гражданской войны между Югом и Севером. Военные комиссары были  во времена Великой Французской революции. Так что появление комиссаров в частях новой Красной армии, был очевидным и логическим шагом в условиях Гражданской войны.

Главной задачей военных комиссаров стало проведение в армии политики Коммунистической партии и Советского правительства.
 В июле 1918 года создание института военных комиссаров было узаконено 5-м съездом Советов.
РВС Республики объяснял возникновение института военных комиссаров тем, что в начале существования Красной Армии «почти не было командного состава, который отдавал бы себе отчёт в задачах армии и том духе, который должен её пронизать. Это вызвало необходимость раздвоения органов управления и командования армии: техническая сторона, оперативные и командные права и обязанности возлагались на командиров;
политические, воспитательные и контрольные права и обязанности возлагались на комиссаров».
 Военные комиссары наделялись большими правами, ни один приказ без их подписи не подлежал исполнению. Вместе с тем военные комиссары не только контролировали командиров, но и воспитывали у красноармейцев доверие и уважение к командному составу, в чём особенно нуждались военспецы — бывшие офицеры и генералы.   
 Институт военных комиссаров функционировал до реорганизации Вооруженных Сил.
2 марта 1925 г., на основании решения ЦК ВКП(б), в тех частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, а должность комиссара была отменена. Командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск. Комиссары стали помощниками командира по политической части. В остальных же случаях сохранялась должность комиссара.

В дальнейшем, в целях  создания и укрепления принципа единоначалия в армии, 12 августа 1940 г. институт комиссаров был упразднен и введены должности политруков.
Однако, в сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА.  Комиссары были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг.
 Институт военных комиссаров в РККА действовал  до  9 октября 1942 г. 
Указом Президиума ВС СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии», была введена должность заместителя командира по политической части (замполит).
 О роли политработников в годы Великой Отечественной Войны написано много.
 В битве за Москву шагнул в бессмертие политрук В. Г. Клочков, возглавлявший группу героев-панфиловцев — истребителей танков у разъезда Дубосеково. В те дни родились крылатые слова, которые выразили чувства и мысли всех защитников Москвы, всех советских патриотов: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». А. К. Панкратов и В. Г. Клочков посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.
Отмечая величие подвига, совершенного политработниками армии и флота в начале войны, газета «Правда» в передовой статье «Политрук — душа роты» 22 марта 1942 г. писала: 
«В историю Великой Отечественной войны, как одна из славных и почетных ее фигур, войдет фигура политрука.  С автоматом в руках, в маскировочном халате и каске, он шёл  впереди и увлекал  за собой бойцов к достижению возвышенной и благородной цели — разгрома германских фашистов и освобождения своего Отечества».
Так выполняли свою историческую роль и свое назначение военные комиссары и политруки — посланцы партии в действующей армии в тяжкую военную пору. 
  О роли политработника так  сказал  Л.И Брежнев в своей книге  «Малая земля»:
«Настоящий политработник в армии -  это  тот  человек,  вокруг  которого группируются люди, он доподлинно знает их настроения, нужды, надежды, мечты, он ведет их на самопожертвование, на подвиг. И если учесть, что  боевой  дух войск всегда признавался  важнейшим  фактором  стойкости  войск,  то  именно политработнику было доверено самое острое оружие в годы войны. Души и сердца воинов закалял он, без чего ни танки, ни пушки, ни самолеты победы нам бы не принесли. Так было повсюду, а уж на трудных  участках  войны,  таких,  как  Малая земля, значение этой работы  трудно  переоценить». 

 В Военно –воздушных силах СА к политработникам предъявлялись дополнительные требования. Кроме идейной убеждённости и умения донести эти убеждения в массы, на эти должности назначались только специалисты ведущих лётных специальностей: лётчики или штурманы.
 Замполиты эскадрилий, вместе со всем лётным составом, участвовали в учениях, выполняли ответственные задачи.
В военно – транспортной авиации, замполиты авиационных полков и начальники политических отделов дивизий также были действующими лётчиками и штурманами.
Политработники воинских частей, вместе с партийными организациями,  составляли тот аппарат воспитания личного состава, который создавал в армии дух патриотизма и моральной чистоты офицеров, прапорщиков и солдат срочной службы. Нетерпимость к стяжательству, пьянству, халатному отношению к своим воинским обязанностям, - были главными в работе этих людей.
 Партийные организации были тем «чистилищем», через которое проходили все кадровые перестановки. Без партийной характеристики не производилось ни одно назначение, награждение или командирование на ответственное задание. За отступление от норм коммунистической морали, халатное исполнение своего воинского долга, строго спрашивали. На разных должностях люди лишались своих должностей, исключались из партии. Это и была та работа, которая очищала  армию от разложения и моральных проступков.
 

Ныне, большинство произведений литературы, кино, выпуски телевещания, - с изощрённой способностью искажают роль политработников в армии, замалчивают роль партийных организаций.
В такой обстановке, не могу молчать!
 В создании Советской Армии, победившей могущество фашистской Германии, огромна роль политработников и партийных организаций. Их усилиями воспитывались  воины, которые  проявляли невиданную стойкость и героизм.  С этой закалкой укреплялось военное могущество СССР в мирное время.
 Сегодня, у каждого пылающего Вечного огня у могил погибших воинов, начертаны слова: «Никто не забыт, ни что не забыто!»  Не может быть забыта и роль политработников Армии и Флота в решающих этапах создания и воспитания воинских кадров Советской Армии.