Вы помните...

Александр Андриевский
- Вы помните. Вы всё, конечно, помните, - Серёга Григорьев, мой бывший одноклассник, взволнованным голосом читал стихотворение Есенина. Прочитав, с выражением последние его строки,  раскрыл томик стихов, который держал в правой руке, после этого, взглянул на раскрытые страницы, но читать дальше не стал; дойдя до кровати, что стояла в комнате, взглянул на неё, посмотрел на верблюжье одеяло, которым она была заправлена, и на горку пышных подушек, стоявших, возле никелированной головки.  На некоторое время, в квартире моего друга воцарилось молчание, после того, как он отошёл к кровати и повернулся к противоположной стене, где стояли: шифоньер, комод и напольные часы. Старые напольные часы, когда он посмотрел на них, неожиданно стали отбивать время.

<<Не помню, знал ли я его  или не знал?  Может не знал?>> - думал я, вспоминая стихотворение, которое только что читал мой одноклассник.

  - Взволнованно ходили вы по комнате и что-то резкое в лицо бросали мне, - его скуластое, крупное лицо, после этих слов, даже раскраснелось. Он тронул правой рукой шевелюру каштановых волос на голове.

 - Ну и как? Что ты скажешь?

  - Что? Ты о чём? - Я был крайне удивлён его вопросами.

  - Я спрашиваю тебя о том, как читаю стихотворение Есенина?

  - Здорово, Серёга! Никогда бы  не подумал о том, что ты способен так читать стихи!  - отвечал я на его вопрос и продолжал развивать тему: -  Мне  Есенин тоже нравится, особенно, его стихотворение:

- Выткался на озере алый цвет зари…

 На бору со звонами плачут глухари...

Когда читаю : - На бору со звонами плачут глухари, то мне хочется плакать, потому, что  в это время вижу себя маленьким, со своими друзьями в сосновом бору. Мы собираем грибы.  Иногда, я беру какой-нибудь из грибов в руки, подношу к лицу и вдыхаю  в себя его аромат. Мне хорошо! Впереди у меня – целая жизнь, и никаких забот! В это время ни о чём не думаю, а просто радуюсь жизни!

Гена, а какие ещё стихи Есенина ты знаешь? – Сергей мечтательно улыбнулся, выслушав меня, и присел на стул, стоящий возле окна.

- Белая берёза под моим окном,- с выражением, как в школе перед учителем, начал я вспоминать стихотворение поэта из школьной программы, - принакрылась снегом, точно серебром… Как здорово, Серёга! Представляешь?  - сказал я, после того как прочитал начальные строки стихотворения. 

- Хорошее стихотворение! – мой друг сделал вид, что не увидел моего смущения. Он хорошо понял, что я забыл стихотворение, а потому решил взять инициативу в разговоре на себя.

- Гена, тебе не кажется, что этот 197… год особенный?  Мы с тобой совсем недавно закончили восемь классов нашей школы, и сдали экзамены. Ты решил продолжать учёбу в школе, - а я поступил в строительный техникум, на ПГС. Время летит  быстро! Совсем ещё недавно был июнь , и мы с тобой сдавали экзамены за восьмой класс. Сейчас, на дворе уже август.  Можно сказать почти осень! Этот год  никогда не забуду! Я его не забуду не за то, что поступил в техникум, а за то, что  по-настоящему полюбил Люду Одинцову.

- Люд… - я хотел уже сказать  Людку, но осёкся, поняв, что мне следует говорить о ней несколько иначе. – Гм…гм,- прокашлялся я, – так она молодая! Она же ещё ничего не понимает! Она тебя не поймёт. Если  не ошибаюсь, моя соседка перешла в этом году учиться в седьмой класс.

- Ну и что из этого следует?  - Серёга усмехнулся после моих слов.

– Видишь ли, Серёга, я не совсем уверен в том, что она тебя поймёт, но это не главное! Всё дело в том, что она тебя не достойна! До тебя ей ещё расти и расти!

- Гена, я тоже так думал, но не могу с собой ничего поделать! Пойми меня правильно!  Это не от меня зависит! Люди правильно говорят:  <<Любовь не картошка – не выбросишь в окошко>>. Люда на меня не обращает внимание, а я как увижу её, так сразу же краснею, и мне хочется провалиться сквозь землю; но только, прежде чем провалиться туда, - хочется ещё раз посмотреть на неё! Представляешь, как у меня на сердце хорошо, когда вижу её!  Вот уже, как два года я люблю её, а она на меня, - ноль внимания. Через десять дней  мне надо уезжать из деревни. Я не знаю, что мне делать!  Может быть, ты мне подскажешь что-нибудь?

Его слова не только смутили меня, но заставили задуматься о том, что он сказал. Я хорошо знал, что Людка Одинцова, уже давно дружит с Мишкой Нечипоренко, которого я однажды спас,  когда тот тонул в реке. Для меня давно уже не было секретом, что они дружат, а потому, у Сергея не было никаких шансов на взаимность.

Я молчал, думая как мне правильно сказать о том, что  знаю, и в  тоже время,- ничем его не «поранить».
Я усмехнулся: – Непростой вопрос, Серёга, ты задал мне! В подобных случаях обычно говорят<< Слушай, что скажет  тебе твоё сердце>>. Считай, что я сказал тебе эти слова. Что могу к ним добавить? Ты спросил, что мне делать?  А ничего тебе, Сергей, делать не надо! Любовь – прекрасное чувство, даже тогда, когда оно безответное!  Она чем-то похожа на болезнь, и ей нужно переболеть, то есть перестрадать! Поверь мне, в то, что у тебя всё ещё впереди!  Наступит однажды время в твоей жизни, когда  встретишь свою настоящую любовь!  О первой любви люди всегда вспоминают с грустью. Однажды, тебе тоже будет грустно, когда возьмёшь в руки томик стихов Есенина, и прочтёшь своё любимое стихотворение!

- Ничего нет случайного в этой жизни, потому что в жизни моего друга произошло всё так, как я ему говорил в тот незабываемый августовский день. Встретил он свою единственную любовь, и женился на ней, но только не он, а я вместо него, иногда, вспоминаю о том, что когда-то было: и в его, и в моей жизни.

Несколько десятилетий прошли с той поры. Многое изменилось в жизни. Изменились и мы с ним,  даже постарели! Сейчас, в моих руках томик стихов Есенина. Он раскрыт как раз на той самой странице, где напечатано моё любимое стихотворение! Себя я чувствую таким же, как и несколько десятилетий назад. В который раз, в наступивший свой выходной день, читаю вслух :- Вы помните? Вы всё конечно помните! После этого,  делаю паузу, и говорю про себя: " Серёга! Ты где?"