Алтай. Шавлинский маршрут. 2008

Андрей Шевченко 3
  Алтай - это нечто необыкновенное. Красивое и суровое. Наверное, для каждого человека Алтай свой. Для кого-то, это горы, реки, лес. Для кого-то, это древние памятники культуры. Для кого-то вдохновение. Но я уверен, что никого и никогда Алтай не оставлял равнодушным. Художник напишет картину, поэт напишет стихи, туристы будут проходить свои маршруты, "матрасники" будут отдыхать на базах отдыха, барды напишут новые песни об Алтае, но равнодушных не останется! Так было, так есть и так будет.

  Мы ехали на Алтай впервые. Путеводителем для нас служила книга Александра Лебедева "Алтайскими тропами". http://my.mail.ru/mail/alebedev63/ . Маршрут к Шавлинским озёрам привлёк своей красотой, возможностью скомбинировать его с маршрутом по долинам рек Маашей и Актру.

  Прибыли в Чибит в середине дня ( это небольшой посёлок, расположившийся в живописном месте на берегу реки Чуя). Последний раз бросив взгляд на цивилизацию, выдвигаемся к началу маршрута. Потеряться невозможно, по правому берегу Чуи идёт дорога, которая приводит нас к мосту. Переправившись, выходим к кошу Качкиновых. В сезон здесь можно арендовать лошадей, но у нас не получилось, конец сезона. Кош нам понравился. Добротный, есть баня.

  Мы поднимаемся в висячую долину Ороя, одноимённого ручья, протекающего по этой долине. Подъём труден, занимает полтора часа, тропа разбита лошадьми и туристами. Как мы поняли, случайные люди сюда практически не попадают, что приятно. Как финишная ленточка подъёма, нас встречает мировое дерево (дерево с ленточками). Здесь удобная площадка для стоянки, как выяснилось любимая многими. Место сухое и живописное.

   По пути встречаем пару из Питера. Ребята интересные, автостопщики. Маршрут этого года, автостоп из Питера до Кемерово и обратно!!! По пути посещают разные интересные места.

  Переправившись через Орой, встаём на ночёвку. Здесь встречаем группу из Новосибирска. Резко похолодало. С утра на палатке и на земле иней. Но наши продукты висят на верёвке между деревьев нетронутыми (от мышей и бурундуков, а также белок). Завтрак готовим на горелке. Всё, дальше в путь. По пути встречается много белок. Но фотомодели из них никудышные. Стоит только достать фотоаппарат, как они тут-же со свистом взлетают на самую вершину дерева и прячутся в ветвях. Ну и Бог с ними! Мы идём к перевалу Орой, поднявшись на который, оказываемся выше зоны леса, и с которого нам открываются прекрасные виды на окружающие нас ущелья, горы покрытые лесами, вершины покрытые снегами. Перевал некатегорийный, болотистый, но от этого не менее красивый. Ночной мороз помог перекраситься склонам гор в красный цвет. На вершине перевала стоит пирамидка камней с палкой, на которой навязаны разноцветные ленточки, обо.

  Переступив через перевал, попадаем в болотистое урочище Ешты-Кол и в демократическую республику "Тропа". Почему? Да потому что одной тропой пользуются все. И люди и звери. В природе это становится естественным, а ситуация, внутри нашей, ОЧЕНЬ маленькой группы, иногда комичной. Дело в том, что, судя по следам, впереди нас чапал мишка, приводя этим в возмущение мою жену. Мишка, олени, кабаны, туристы, короче все кто прошёл сутками - двумя раньше нас, "отпечатались" на тропе, создавая впечатление не дикой тропы, а пешей автострады в горах! 

  Проходя по урочищу в солнечный день, поражаешься его красоте и самобытности. Толстенный слой мхов и белых лишайников создаёт впечатление снега, лежащего на склонах гор. Своеобразные горные цирки, вид на заснеженный массив гор Биш-Иирду ("пять острых вершин"), озеро Ешты-Кол, всё это, плюс пологая тропа, создаёт умиротворённое состояние.
 
  Заканчивается урочише. Ландшафт и пейзаж резко меняются. Тропа идёт вдоль реки Шабага, то по осыпям, то ныряя в лес, то поднимаясь вверх над рекой и над лесом, пока не приводит нас к спуску. К Ильтускану - левому притоку Шабаги. Тропа проходит по скалистому обрыву, с которого открывается красивый вид на водопады. На спуске впервые встречаемся с бурундуками. Восторг моей жены по поводу данного события, они никак не разделили. Не обращая на нас никакого внимания, бурундучки продолжали заниматься своими делами, с чувством, с толком, с расстановкой, не теряя чувства собственного достоинства. Этим обстоятельством они вызвали у нас улыбку. Особенно один бурундук разбойничьего вида (он был куцым, в пол - хвоста). Спуск приводит нас к Ильтускану, здесь, на его берегах расположены уютные стоянки. Их много. Видимо это традиционное место ночлега. Отдохнув на Ильтускане, мы в быстром темпе двигаемся дальше, не забывая любоваться окрестностями. Очень хотелось попытаться дойти до озера сегодня.

    В пути мы встретили берлогу мишки, около которой и присели отдохнуть. Обобрав "мишкину" бруснику, ускоряем ход, приближаясь к цели нашего путешествия. На ночевку останавливаемся на одной из стоянок на берегу Шавлы довольно поздно. Ставим палатку, ужин и в люли, спать. До озера не дошли.

  Утро не предвещало нам ничего хорошего. Небо заволокло тучами. Вскоре пошёл дождь, сначала небольшой и довольно тёплый. Но шли мы, время и дождь. Тучи, зацепившись своими космами за верхушки лиственниц, поливали нас уже ледяным и сильным дождём. Всё живое замерло и затихло. Лес стал мрачным и седым. От капель воды, осевших на ветках, он стал сказочным. К озеру мы вышли уже мокрые до нитки. В облаках, под проливным дождём. В густом тумане озера мы не увидели. Проскочили классную стоянку, которую охраняют забавные идолы. Остановились мы на берегу ручья, впадающий в озеро где-то посередине. На другом берегу ручья стояли москвичи, но было уже не до общения. Посмотрев на окружающее нас молоко, мы нырнули в палатку. Через 2 часа по палатке что-то начало ездить. Сначала я подумал о мышках, но выглянув из палатки, от удивления открыл рот. На вопрос Алёнки: "Что там?", вразумительно ответить не смог, да и не хотел. На то, что происходило за палаткой, надо было смотреть вживую! Дело в том, что за бортом валил снег, а расстраивать жену не хотелось. Причём снег валил по - настоящему!!!

  Было тихо. Лишь тихий шелест снега по шатру палатки, да близкое журчание ручья, нарушало тишину.

  Промокшие и продрогшие до костей, переодевшись в сухое, залезли в спальники. Моя душа пела! Я люблю стихию. Уважаю, но не боюсь. Здесь нет лжи и условностей, здесь всё настоящее. Стихия и ты. Ты и стихия. Она прекрасна во всех своих проявлениях. Однако, Алёнка не разделяла моего восторга. Она, уставшая и замёрзшая, явно попала во власть уныния. Глаза были на мокром месте. Я зажёг горелку, в палатке стало теплее. Но не каша, ни горячий чай, не привели её в хорошее расположение духа. Закупорившись в спальнике, она затихла. Ну что же, утро вечера мудренее. Поев и согревшись, я тоже затих в своём спальнике.

  На следующее утро мы остались на озере одни. Москвичи молча снялись и ушли. А снегопад продолжался с переменным успехом, превращая окружающую нас действительность в новогодний пейзаж. После обеда в горах начались камнепады. Некоторые происходили позади нас, достаточно далеко, но звук камней создавал впечатление, что обвал происходит прямо за палаткой. Мы решили сняться и переехать в баню, находящуюся за стоянкой с идолами, что с успехом и осуществили.

  Снег шёл всю ночь. Мы с женой уже решили утром уходить, т.к задуманный нами маршрут, через Нижне - Шавлинский перевал в долину рек Маашей и Актру, продолжать не представилось нам возможным. Перевал засыпало снегом, да и погода не была к нам благосклонна. Но наступило волшебное утро! Мы заворожено наблюдали как солнце рвало на части тучи, как тает туман над озером, как лучи солнца начинают играть на заснеженных вершинах!!! Я не мог оторвать взгляд от сцены в театре природы. Как занавес тумана сдвигается, открывая "Три сестры", три вершины: Мечту, Сказку, Красавицу!!! Наши планы резко изменились. Насобирали дров. Растопив печь, мы развесили все вещи на просушку, а сами отправились к Верхне - шавлинскому озеру.

 Тропа превратилась в маленькую речку от талых вод, поэтому наш путь пролёг нестандартно, по левому борту долины, по моренам. Под свист алтайских пищух, мы вывезли на гребень последней морены, с которого нам открылись восхитительные виды на Мечту, Сказку, Красавицу, верхне - шавлинское озеро, а если обернуться, то и на нижнее озеро. А в небе уже витали предвестники непогоды. Мы возвращались на стоянку счастливые. Алтай нам улыбнулся широкой улыбкой, за все дни непогоды, подарив волшебный день. На обратном пути к стоянке, наблюдали за пищухами и бурундуками. Мне посчастливилось одного бурундука «уговорить» побыть в роли покладистой «модели», правда ненадолго.

  Но на следующее утро нам пришлось уносить ноги. За нашей спиной с гор сползалась чернота, пытаясь зацепить нас своими мохнатыми лапами, иногда успешно, хлестая ледяным дождём. Было жутковато. По колено проваливаясь в месиво снега и грязи, мы уходили той же тропой обратно, к Чибиту. Я не буду пересказывать наше возвращение, но могу сказать, что за день мы дошли до коша Качиновых. По пути нам встретилось 2 группы туристов, идущие нам на встречу. Групп было скорее всего больше, но выпавший снег заставил многих вернуться назад. Измученные, в полной темноте, спустились с висячей долины Ороя к кошу. Сил не осталось ни на что.

  Дорога от коша до Чибита, после вчерашнего перехода, показалась едва ли не самым мучительным делом. Ноги гудели, тело требовало отдыха В Чибите мы сели на Улаганскую маршрутку до Горно-Алтайска. Невероятно, но в маршрутке нам посчастливилось познакомиться с известным алтайским художником Юрием Павловичем Коробейниковым. Это великий человек!!! В свои 72 года он продолжает колесить по Алтаю, писать картины, писать душой! Жить в палатках. Конные, пешие экспедиции зимой и летом! Вот бы и нам такое жизнелюбие в такие годы! Помимо всего он великолепный собеседник и экскурсовод. Долгих Вам лет жизни, Юрий Павлович!

  Напоследок хочу сказать, что к путешествиям по Алтаю стоит готовиться со всей серъёзностью. Это прекрасный, суровый край не терпит легкомыслия. Желательно иметь хорошее современное туристическое снаряжение: палатку, спальники, одежду, рюкзаки. И тогда хорошее настроение Вам обеспечено в любую погоду!
  Долгих и лёгких Вам дорог!