Первое знакомство с Севером

Наталия Егорова 2
     Часто в последнее время  слышу  такой вопрос, если бы у тебя была машина времени, в какой период жизни, ты захотела бы вернуться и почему. И неизменно я отвечаю – в период от 20 до 30 лет.  Почему?  Да потому, что это было, пожалуй, самое счастливое время в моей жизни. Это и жажда перемен, и исполнение желаний, время, когда все было по плечу.
1979 год. Я вышла замуж за курсанта Тульского  артиллерийского училища. Тогда еще у нас в Туле существовало военное училище. Кто не мечтал из молодых девчонок в те времена выйти замуж за военного! Слышу  чьи-то голоса – нет, не мечтали, терпеть не могу военных! Но в моем окружении, таких, просто не было, более того, это считалось престижным – стать женой офицера. Никто из девчонок тогда не думал, какие трудности предстоит испытать жене военного. Все мечтали о внешней атрибутике - красивая форма, погоны (эполеты - так их называли сами офицеры), сильная мужественная личность,  крепкое плечо, воинская честь. А все остальное –  неустроенный быт, бесконечные переезды с места на место - это так, мелочи жизни…  Кто об этих глупостях тогда думал!

     Думала ли я о том, куда придется ехать после распределения моего супруга? Конечно, думала. Рисовались в моем воображении далекие «точки» где-то в необъятных просторах Сибири, Дальнего востока. И вспоминался анекдот тех курсантских времен: выпускнику военного училища объявляют место распределения - далекую забытую Богом и людьми «точку», он по-военному отвечает: «слава царскому правительству!»,  выпускная комиссия в недоумении – почему царскому? А потому, что Аляску продали.

     И вот наступил день, когда  объявили, куда же мы с моим любимым отправимся служить. Из всего выпуска артиллеристов обычно бывает несколько человек, которые идут в погранвойска, авиацию, флот. Так вот мой муж в этот год оказался единственным, кого распределили на флот. Как интересно было смотреть на  его выпускном среди новеньких, цвета морской волны  мундиров, на белую морскую форму! Мне казалось, что все мои подружки мне завидуют. А потом объявили город, куда мы едем служить - Североморск Мурманской области.  Никогда до этого не слышала я такого названия – вечером с мужем открыли школьный атлас – и все изучали,  где же, в какой части нашей необъятной Родины, он находится. Мне,  далекой от моря девчонке, это название ни о чем не говорило. Оказалось,  что это столица Северного флота с настоящими морскими традициями и героическим прошлым.

     Вспоминается поездка на поезде в неизвестность. Бесконечные леса и озера Карелии, через которые идет поезд, и ни одного населенного пункта на протяжении нескольких сотен километров, в отличии, от дорог нашей  Средней полосы, где через каждые несколько километров видишь то поля, засеянные пшеницей, то какую-нибудь деревушку, то поселок, то крупный город. А вот в Карелии и дальше - уже на Кольском полуострове - бесконечные дали, почти не видно  шоссейных дорог,  кажется, что люди здесь вообще не живут. Только мелькают между деревьев вдоль железнодорожных путей огромные шляпки подосиновиков  - такие они там большие, что их видно из вагона поезда, и так много, что  хоть косой коси. И вот мы подъезжаем к Мурманску. Поезд величественно двигается вдоль Кольского залива. Мы смотрим во все глаза. Появляются  рыбацкие кораблики, лодочки. И вот он – Мурманск! Огромные корабельные краны Морского порта, огромные корабли, атомный ледокол, который я видела только по телевизору. На сам город мы не смотрим, он по другую сторону поезда, а для нас важнее всего - увидеть корабли.

     День мы  пробыли в Мурманске – прекрасный город, раскинувшийся на сопках – самый северный морской порт. Кстати, мурманчане в разговоре свой город называют с ударением на первом слоге, во всяком случае, те, с которыми мне довелось общаться, и не видела ни одного моремана, который бы называл его так, как в некоторых фильмах,  с ударением на втором слоге- тогда это тоже меня удивило.

     Первое чудо, увиденное своими глазами – незаходящее солнце полярного дня. Конечно же, в школе мы проходили, изучали, что в  полярных районах есть полярный день и полярная ночь. Но тогда это были какие-то абстрактные понятия – да неужели такое и в самом деле бывает – ерунда какая-то.  А тут - вот оно это чудо  - можно посмотреть, как это солнце совсем не садится за горизонт, а не спеша плывет  по-над заливом, а потом так же не спеша начинает подниматься, и разгорается новый день.

     Наутро муж пошел в военную комендатуру выписывать пропуск на меня для проезда в Североморск – еще одно удивление – тогда я узнала, что не во все города Мурманской области можно проехать просто так обычным людям. Почти все военные городки числятся закрытой зоной, и чтобы попасть туда, нужно иметь особый пропуск, либо командировочное удостоверение, либо штамп прописки в паспорте. Перед въездом в пограничную зону стоит КПП, где у всех въезжающих и выезжающих, проверяют пропуска, документы, паспорта и удостоверения.

     Целый день прошел в нетерпении, предчувствии  чего-то нового, неизвестного, прекрасного. И ожидания меня не обманули.

     Североморск, город в который я влюбилась сразу,  с первой секунды окончательно и бесповоротно.  Он встречал нас  ярким солнцем, теплом, парадом кораблей, высадкой десанта на берег, разноцветными флагами, песнями,  весельем,  концертом на набережной (там выступала популярная тогда, Надежда Чепрага) Оказалось, что мы приехали в праздничный день – весь город праздновал день Флота.

     Мы остановились в гостинице «Ваенга»,  а до 1951 года и сам город Североморск имел такое же название -  Ваенга. По случаю праздника все номера в гостинице были заняты, кроме одного - трехкомнатного  номера Люкс. Цена на него по тем деньгам была запредельная, во всяком случае, не по зарплате молодого лейтенанта. Хватило нас  только на три дня. Зато эти три дня мы жили, как короли. Хотя, как мы смеялись тогда, нам бы хватило и встроенного шкафа от этого номера.(Мне пришлось уехать назад в Тулу, и дожидаться, когда мужу дадут какую-нибудь жилплощадь. А  мужу пока дали место в офицерском общежитии).

     Под окнами нашего номера люкс  была крыша какой-то пристройки к гостинице– то ли ресторана, то ли столовой при гостинице. На эту крышу выбросили мы большую горбушку зачерствевшего батона – мы его не могли разрезать  ножом – настолько он зачерствел. Я еще подумала, что какие-нибудь птички склюют его, когда пройдет дождь и он размокнет. Выглянув минут через 15 в окошко, я увидела баклана, который подбирал разлетевшиеся крошки – от полбатона твердого, как бетон – не осталось ничего. Так я  впервые познакомилась с большой морской чайкой, в просторечии называемой бакланом,  хотя, к настоящим бакланам она никакого отношения не имеет. Какая удивительная птица! Она может лаять как собака, мяукать как кошка. И когда идешь по улице и слышишь чей-то лай – не факт, что за углом притаилась собака.

     Гораздо позже,  как-то шла  я по улице Североморска и  слышала, как какие-то мальчишки  кому-то кричали – Эй, Эй!!! И самое интересное, что ответ я услышала откуда-то сверху – тоже – Эй, Эй!!!  Подняв голову кверху, я увидела того, кто отвечал этим ребятам – на крыше двенадцатиэтажного дома сидел «баклан» и кричал – Эй, Эй !!! Это было так забавно – слышать перекличку пацанов с птицей.