Природа человека

Валентина Достигаева
Возвышая человека, как «владыку твари», Библия тем не менее далека от его  идеализации. Она одинаково отрицает как приравнивание его к животному, так и к обоготворению.

 Очевидную раздвоенность природы человека, выраженную в поэтической формуле: «Я – царь, я – раб, я –  червь, я – бог», Библия связывает с особого рода  духовной болезнью человечества на заре его существования.
Именно она ослабила и частично парализовала силы, изначально заложенные в ноосферу, отдалила людей от Бога, поставила  их  в отношения  вражды с природой и самим собой.
Гармоничный ход развития человека был, таким образом, нарушен, чем и объясняется многое в его истории и современном состоянии.

Руссо развил свою концепцию о совершенстве человеческой природы, которая искажается ростом городской цивилизации.
 «Естественный человек» был объявлен мучеником, нуждающемся в освобождении. Едва только он скинет с себя бремя условностей, как жизнь его расцветет во всем блеске и величии.

 Французская революция (во многом – детище Руссо) провозгласила своей религией братство людей и надеялась изменением общественного строя дать миру вожделенную свободу и счастье. Но на практике, как и в других аналогичных случаях, «братство» обернулось террором.
Это и понятно, ибо подлинное «братство»  невозможно без «отцовства», без чего-то высшего, объединяющего людей.
В противном случае люди становятся не братьями, а орудиями в руках фанатиков и лживых честолюбцев.

Старец Порфирий (Баирактарис) (1906–1991) – современный афонский подвижник. Один из самых почитаемых старцев нашего времени пишет в  своих книгах: 

«Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу».


«Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление.


«Духовно преуспевший человек заранее понимает намерения других. Он видит, что его хотят обмануть или обокрасть – но не препятствует злоумышленникам, так как относится к происходящему с добрым помыслом (например, что грабителям деньги нужнее). У святых есть дар предвидеть намерения других».

***

«Мы должны знать, что человек становится бесноватым по попущению Божию. Тем самым Господь даёт грешнику возможность покаяться, смириться и спастись. Когда у человека чёрствое сердце и полная нераскаянность – он не испытывает бесовского воздействия, так как и так уже находится в гибельном состоянии полного духовного равнодушия».

***

«Если не брать в расчет наши грехи – в остальном у нас всё в порядке», — пошутил как-то старец.

***

«Нам надо не говорить, что мы хотим полюбить Христа. Надо стремиться Его не огорчать. Ничего самому не делать и просить в молитве, чтобы Бог дал нам любви к нему – это дерзость».

 

***

«Духовное сокрушение отличается от бесовского тем, что в первом случае человек чувствует утешение, во втором испытывает внутреннее беспокойство».

***

«Церковь – это корабль. Кто-то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры.

Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме».