Относительное слабоумие

Гадаев Алексей Вениаминович
Немецкий философ, экзистенциалист, психолог, культуролог К. Ясперс (1883-1969) считал, что главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъективно-объективная оппозиция. Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, например болезнь, вина, смерть. Основные категории этой философии - свобода, историчность, коммуникация с другими людьми. философствование по Ясперсу - это "деятельность, которую производит внутреннее содержание человека и не может знать своего конечного смысла"(с.95).
Ясперс утверждал, что все мы способны иметь убеждения, а человеку вообще свойственно упорствовать в собственных ошибках. Мы накрепко привязаны к нашим повседневным жизненным интересам и ко всему тому, что помогает нам выдержать тяготы нашего существования. Здесь кроется источник всех наших обычных заблуждений и каждый отдельный случай служит поводом для уточнения нашей оценки действительности.
При относительном слабоумии умственные способности человека находятся в не распознанном им противоречии у уровнем его устремлений, что неизбежно и приводит к неудачам. Имеет место нарушенная связь между интеллектом и теми задачами, которые ставит перед собой человек. Непропорциональность побуждений приводит к постановке таких задач, с которыми при данном уровне интеллекта личность не в состоянии справиться. Люди, о которых идет речь, часто бывают наделены прекрасной механической и вербальной памятью, но при внимательном взгляде оказываются "мастерами путаницы". Они не развиваются и у них нет ничего, кроме проявлений хаотического знания. Они не способны "извлекать из опыта такие указания, которые были бы полезны для осуществления их задач"; они страдают от неисправимой переоценки своих возможностей, от полного отсутствия критического отношения к себе. Ведущий принцип таких людей - говорить, а не думать. Опьяненный собственным умом (который в самом деле не что иное, как повторение прочитанного), человек перестает мыслить самостоятельно в каком бы то ни было направлении. Люди этого типа могут производить на окружающих обманчивое впечатление из-за "своей убежденности", будто всё, что они говорят, в большей или меньшей степени исходит от них самих" Для разговоров они обычно избирают "высшие" проблемы [c.112-113].
Если слабоумие обусловлено социально: " Плохое воспитание, недостаточное образование, отсутствие духовных и умственных устремлений, ограниченность интересов сугубо материальными проблемами, поддержкой чисто вегетативного аспекта "Я" - все эти обстоятельства могут приводить к сильно выраженной недостаточности знаний и суждений и к развитию крайне эгоцентричных и морально убогих установок" (К.Бонгеффер). С разнообразными типами такого слабоумия, причины которого кроются в условиях окружающей среды, мы сталкиваемся, имея дело с бродягами, проститутками, состоятельными рантье, которые ничего не делали и не переживали с детства, лицами, вынужденными по долгу жить в санаториях из-за различных хронических болезней, а также всякого рода пациентами стационарных психиатрических заведений[с.115].
Главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъектно-объектная оппозиция. Мировоззрение возникает в рамках этой антиномии, в нём выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, они содержат в себе элементы патологии, а именно защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения. При этом мировоззрение концентрируется вокруг ложных очевидностей или идеальных форм рациональности, в которых человеческий разум ищет спасения от пугающего разнообразия возможностей человеческого существования. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму «упаковки», в которой экзистенция закрепляет себя в борьбе против опыта, который нарушает её защитные ограничения. Задача психологического исследования, с точки зрения Ясперса, состоит в том, чтобы вывести человеческую экзистенцию за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя.
Литература:
Энциклопедия истории психологии: 5т./под ред. Е.С.Романовой, Б.Н.Рыжова,В.В.Рябова,Л.П.Кезиной._М.:Центр "Школьная книга",2010.