пережитки предыдущих двадцати столетий

Ярослав Диордиенко
                Всем молодым людям, желающим быть умными, б                счастливыми, любящими и любимыми,посвящается.
                Я.Д. Диордиенко






Пережитки предыдущих
двадцати столетий













Сакраменто
2009

Основой всех «богословских» споров является недостаточность знаний. Недостаточность знаний подлинной истины. А она, как каждому самому должно быть понятно, объективно одна, единственная. Но каждый считает, что именно у него. Уже одно это положение для разумного человека достаточно, чтобы не упорствовать в «своём», а быть «благомысленным и тщательно разбирать Писания, точно ли это так».
Давайте коснемся трех «трудных» вопросов современности: 1) Троица; 2) единство христиан; 3) суверенитет Божий (предопределение) и свободная воля человека.
Но прежде чем рассуждать о каждом, коснемся существующих методов анализа и толкования фактов и вопросов.

1. Методы суждений
Образ, метод, способ суждения человека в каждый период своего существования определяется уровнем естественных и духовных познаний. Он, как мы понимаем, весьма динамичен и по объему, и по степени относительности, по степени приближения к объективной истине.
Мы понимаем (археология, история тому доказательство), что и прошлые, исчезнувшие цивилизации обладали по-своему высокими естественно-духовными познаниями. Эти познания были достаточны для успешного функционирования сообщества. Они же формировали мировоззрение, философию своего времени.
На основании самого древнего и самого полного и цельного письменного источника – Библии мы знаем, что во все века параллельно с естественным знанием существовало и откровение Божие. Но, по совершенно понятным духовным причинам, человеческая философия всегда противостояла Божьему откровению. Тем не менее, она отражала и использовала те объективные истинные познания окружающего мира, которые были ей доступны. Они, естественно, совпадали с Божьим откровением. Относительные же познания использовались против Бога!
Атеизм человека, опять-таки по духовным причинам, изначален! От самого Адама! Таковым человечество вступило и в Новую Эру, нашу эру. В Христианскую эру! Поэтому мы наблюдаем неизменное противостояние человеческой мудрости – человеческой философии  христианской философии – богословию. Но та и другая в каком-то объеме оперирует объективными истинными познаниями. Они не могут не совпадать! Но человеческие познания окружающего материального мира во все времена хоть и достаточно ограничены и относительны, но, тем не менее, в силу «врожденного» атеизма, используются для «опровержения» Бога.
Но они же подсознательно влияют и на метод мышления, метод умозаключений богословов. Некоторые богословы не в состоянии понять, истолковать или принять верою «противоречия» Библии открытиям науки. Они либо приспосабливают свою трактовку «науке», либо впадают в другую крайность и отстаивают совершенно устаревшие «научные» понятия, оказавшиеся объективно ошибочными. И та и другая позиция вредна.
Следует иметь в виду, что откровение Божие не является монографией по естествознанию, но там, где оно его касается, оно, откровение Божие – абсолютная истина. Оно может преподноситься в универсальных формулировках, приемлемых во всех цивилизациях, при различном уровне естественных познаний. Оно может противоречить «науке», но оно всегда – истина. И когда наука “докапывается” до истины, то противоречия исчезают. Например:
«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит». Екл.1:5.
«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Авалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля». Иис.Нав.10:12-14.
«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».  Еккл.1:7.
«Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». Иов.26:7.
Как все это могло «не противоречить» философии человека? Как все это должен был объяснять себе «ученый» человек, когда еще не было «ньютоновской» механики? Что значит «повесил землю», да еще «ни на чем»? Каким образом море не переполняется и реки возвращаются к своему истоку? А где и какой он «край земли»? И так далее, и так далее.
Следует отдать должное подлинной науке. Она достаточно гибка. И практически состоит в том, что по мере развития, углубления она решительно отказывается от устаревших, относительных, неверных представлений в пользу новых открытий. Хотя они в свою очередь могут оказаться всего лишь очередными ошибками, «иероглифами».
Но истинные открытия только объясняют и подтверждают «несуразные» фрагменты Библии. Как просто сегодня подтверждаются наукой выше приведенные «несуразности» Библии!
Итак, «споры» науки с откровениями Божиими, равно и «споры» богословских школ проистекают только от незнания истинных законов явлений (материальных и духовных!), установленных Богом. Отсюда и современное «противоречие» эволюционной теории и теории креационизма. Элементарное невежество! Да простят меня ученые мужи! Они сами с каждым своим новым открытием опровергают себя. И, приближаясь к объективной истине, неотвратимо приближаются к Творцу, Дизайнеру материальной Вселенной. И только бунтарское отношение к Нему (а оно, как уже упоминалось, имеет чисто духовную природу, кстати, чётко и однозначно открываемую Священным Писанием – откровением Божиим!) толкают человека в область «безумия» - атеизма.
Думаю, то же происходит и с богословскими разномыслиями, разногласиями, спорами, в частности и в означенных выше вопросах. Особенно ярко они выражены в толкованиях книги Откровения. Этих толкований множество! От незнания какой-то «духовной» детали, сокрытой от человека до настоящего времени, трудно однозначно истолковать весь круг вопросов, заключенных в книге. Точно также, как и многих других «несуразных», «неразрешимых» «противоречий». Видимо, «не наше это дело – знать времена и сроки» (Деян.1:7)! Поэтому, следует согласиться (всем, абсолютно всем!), что мы «теперь видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан» (кем? Богом!) (1Кор.13:12).
Итак, наука XVI – XIX столетий «разрешила» много «трудных» откровений Божиих и, соответственно, богословских разногласий. Дальнейшие научные открытия помогают богословам разрешить и некоторые другие современные противоречия.
Двадцатый век характеризуется тем, что проникновение науки в микромир принципиально изменил образ, метод познания и, соответственно, объяснения строения и законов материального мира. В свое время ставшую классической ньютоновскую механику дополнила квантовая механика. Квант – дискретная порция. Квантовая теория установила корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов материи (фотоны, электроны, протоны, атомы и др.). Они обладают свойством частиц (корпускул) и волн. Классическая и квантовая механика отражают не «противоречия» явлений природы, а разную природу – свойство явлений. Ряд материальных частиц и явлений по своей природе таковы, что не могут быть описаны, объяснены классической механикой, логикой классических представлений. Природа этих частиц и явлений гораздо сложнее по сравнению с классическими представлениями, но она столь же объективна и реальна, как и классическая! Логическое противоречие возникает просто от незнания!
Таким образом, принципиальное отличие квантовой механики состоит в том, что она показала, что строение материи и ее функционирование более сложно и для её описания не достаточно только классических логических причинно-следственными, детерминированных (однозначных) связей. Квантовая механика стала оперировать вероятностными индетерминированными связями и ввела два очень важных принципа: принцип дополнительности и его составляющую – принцип неопределенности.
Принцип дополнительности отражает следующую особенность материи: если в каком-либо эксперименте мы можем  наблюдать одну сторону физического явления, то одновременно мы лишены возможности наблюдать дополнительную к первой сторону явления. Другими словами, принцип дополнительности отражает ту действительность, что какая-то сущность может проявляться взаимо-исключающими сторонами. Когда мы наблюдаем одну сторону, то не можем видеть другую.
Наиболее ярким примером этого принципа является волновой и корпускулярный характер, например, света. Одно и то же природное явление – свет, как таковой может представать в двух «ипостасях»: поток частиц (корпускул), либо волна. Но и при этом ещё правомерно задаться вопросом, а всё ли мы уже знаем о физическом свете? И, действительно ли, скорость света 300,000 км/сек является предельной в материальном мире? А, как разуметь слова Писания:
“…Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы” 1 Иоан. 1:5”  “Единый имеющий бессмертие, Который обитает в непреступном свете…” 1 Тим. 6:16.
Что здесь говорится в физическом и что в духовном смысле?.. Или в Боге сливается духовное с физическим?
 Принцип неопределенности отражает такую особенность материи: квантовая теория не может предсказать результат отдельного события, однако она дает с большой точностью среднее значение для большого числа событий.
Другими словами, если поведение системы можно предсказать довольно точно, то поведение отдельного элемента системы предсказать невозможно. Наиболее ярким примером этого принципа служит неопределенность траектории отдельного электрона через щель и достаточность предсказания распределения пучка электронов.
Во все века мировоззренческие, философские закономерности невольно, подсознательно влияли и на богословские методы мышления и  исследования. Тем более, что в ранние времена наука непосредственно сопрягалась с религией. И только где-то в XVIII – XIX веках она отделилась от религии. И более того, открыто противопоставилась ей.
Но богословие сохранило господствовавший в науке и, соответственно, в самом богословии метод классического детерминизма (однозначности), рационального логического мышления.
Атомная физика доказала, что даже в материальном мире всё гораздо сложнее и не может быть понято и описано только господствовавшим методом. Установлены элементарные частицы, процессы, явления, не подчиняющиеся рассудительной логике, «несуразные». Наука перешагнула этот «барьер». Философия, столкнувшись с «несходностью», противоречием результатов, признала относительность и ограниченность людского мышления, мыслительной логики.
А современное богословие, отделившись от естественнонаучного познания мира, признав его «безбожным», атеистическим, в основной своей массе не сумело усовершенствовать метод своих исследований и продолжает раздираться «противоречиями», «несуразностями», «неоднозначностями» Священного Писания – откровения Божьего. Отсюда множество принципиальных и беспринципных заблуждений, искажений и противоречий. Вплоть до вульгарного мнения, что «Библией можно объяснить всё». К великому сожалению, это всё плоды элементарного незнания и просто невежества. Пережитки предыдущих 20 веков!
И самое обидное, что не только я пришел к этим мыслям, к этим заключениям! Оказывается, еще в 1992 году норвежским преподавателем естественных предметов христианином Одд Рагнер Нельсон издана на русском языке (издательство «Христианин» СЦЕХБ) обстоятельная, интересная брошюра по этому вопросу «Свет и время». По его предисловию уже в то время она имелась на норвежском, шведском и английском языках. В ней достаточно подробно и основательно показана необходимость изменения методов мышления и в духовной области.
Кроме того, есть кратенькое использование квантовского метода объяснения свойств света (стр. 144) как примера к пониманию Троицы и в солидном тракте (1987 г.) Алистер Мак Грат “Понимание Троицы”, изданном на русском языке Одесской Богословской семинарией в 1995 г.
 Удивительно, что рассматриваемый новый тип мышления не стал одним из современных предметов преподавания в христианских колледжах, семинариях,  институтах, академиях. Возможно, где-то оно и есть – я такого не знаю.
Ведь христиане лучше всех других сведущи о духовном мире, который куда сложнее и совершеннее материальной Вселенной. Христиане понимают, что человек – это пограничное явление между материальным и духовным мирами. Христиане понимают, что в их руках не просто книга, пусть даже по самому сложному предмету науки, а книга по откровению Самого Бога! И дерзание всё «разложить по полочкам» заведомо обречено на неудачу. «Кто познал ум Господень?» Рим.11:34.
Христиане прежде всех должны были бы воспользоваться объективными данными естествознания. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество ... чрез рассматривание творений видимы...» Рим.1:20.
А ведь новый метод, принцип исследований творения помогает разрешению и многих  духовных вопросов Божьего  откровения, считающихся доселе «неразрешимыми».

2. Троица
Сколько дискуссий, сколько объяснений посвящено  этому вопросу. Но удовлетворительного объяснения нет. Не укладывается этот предмет в человеческую логику. А точнее, в установившийся тип мышления.
По этой причине евреи до сих пор не восприемлют «троебожие» христиан. И этим предопределили друхтысячелетнее отчуждение себя от благодати Божией. И это несмотря на то, что уже во втором стихе первой главы Библии (Танаха) говорится о третьей ипостаси Бога – Духе Божием (Быт.1:2). А в 26-м стихе Бог говорит о Себе неопределенно во множественном числе – сотворим по образу Нашему.
О Духе Божием, о Духе Господа многократно говорится в книгах Ветхого Завета. А это и есть тот самый Дух Святой, исповедуемый христианством. Кроме того, красной нитью через весь Ветхий Завет проходит идея Мессии – Второй ипостаси Бога.
«...восставлю Давиду Отрасль ... вот имя Его ..., Господь – оправдание наше!» Иер.23:3-8.
«... младенец родился нам; Сын дан нам ...» Ис.9:6
«... почтите Сына ...» Пс.2:7-12
То есть иудаизм фактически знает и должен признавать то же самое «троебожие», что и христиане. Они знают Бога (Саваофа, Иегову), Духа Божия и Мессию. Думаю, что никто не станет отрицать божественность каждой из этих ипостасей. Более того, пророк Захария (12:10) истинное духовное пробуждение Израиля предрекает тогда, когда он признает, что распятый в Иерусалиме Понтием Пилатом Иисус Христос и был Сыном Божиим, подлинным Мессией, Второй Ипостатью Божией. И только тогда Мессия снова придет к Израилю (14:4-9). Здесь очень интересен девятый стих этого пророчества: «И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и Имя Его едино». Не говорят ли эти слова о едином Боге в трех Его ипостасях?
В христианстве тоже существует подобное затруднение. Имеется ветвь так называемых единственников. Фактически они исповедуют Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и Дух Святой как единого Бога. И, тем не менее, в вопросе водного крещения они избегают указания Христа, то бишь Самого Бога, делать это во «имя Отца и Сына и Святого Духа». При этом всячески обосновывается термин, используемый Лукой в Деянии Апостолов: «во имя Господа Иисуса Христа». Но этот термин Апостолами Петром, Павлом и, очевидно, другими противопоставлялся не крещению «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а Иоанову крещению. Кроме того, целью Апостолов было всячески подчеркнуть значимость миссии Сына Божия, не признанного религиозной элитой иудаизма. Поэтому в их терминологии звучало «Господь Иисус Христос» вместо привычного в иудаизме «Господь Бог». Но крестили они по учению Христа во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Таким образом, между иудаизмом и единственниками, с одной стороны, и ортодоксальным христианством, с другой стороны, в вопросе Единства Бога и Его трёх ипостасей затруднения кроются не в сути, а всего лишь в формулировках.
Оно и понятно, учитывая сложность понятия Троицы, его «несуразность», нелогичность, вернее, противологичность. Это откровение Божие действительно не укладывается в «разумную логику» человека. Думаю, иеговисты именно по этой причине отвергли божественность Иисуса Христа. В то время как Писание говорит «Сей есть истинный Бог…». 1 Иоан. 5:20.
Но мы выше показали, что причина находится не в неясности, противоречиях или ошибочности откровения Божия. Причина кроется в сознании человека, в недостаточности его знаний. Принцип дополнительности, оказывается, очень просто (просто, если изменить способ своего мышления!) объясняет три ипостаси Единого Бога. Смотрите, как ясно говорит об этом Христос:
«Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам».  Иоан.14:6-11
«И Я умолю Отца, и дам вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».  Иоан.14:16-17.
«Который (Христос) Духом Святым принес Себя непорочного Богу». Евр.9:14.
Вы знаете Отца и видели Его. Видевший Меня видел Отца. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Отец пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что я в Отце и Отец во Мне.
Как, не зная принципа дополнительности понять эти «странные слова»? Зато, если понять (вернее, принять!) что такое физическое явления как свет, проявляет себя и как волна, и как корпускулы (частицы –фотоны), то насколько легче поверить, что Бог – духовная сущность проявляет себя и, как Сын Божий, и как Дух Святой. При этом, надо понимать, свет – это единое явление как таковое, и Бог един! Только с учетом принципа дополнительности можно совместить слова «вы видели Его» и «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре (духовной внутренней области – толковый словарь!) Отчем, Он явил» Иоан.1:18. Равно, как и противоречивое место из книги Чисел 12:8: «Устами к устам говорю Я с ним (Моисеем, авт.) ... и образ Господа он видит...»
И только с учетом принципа дополнительности можно хоть как-то себе представить «загадочное» глубокосущностное вступление Апостола Иоанна к своему Евангелию – 1:1-10. Толкователь Библии Лопухин А.П. считает, что это откровение Иоанн получил от Самого Бога на острове Патмос, а не из греческих философских систем или иудейских источников. Все исследователи признают глубочайший философский смысл его Евангелия, и Первого Послания.
Такая же философская глубина высвечивается и в посланиях Апостола Павла, который тоже имел непосредственное откровение от Бога. Смотрите как он объединяет все три ипостаси Бога:
«... Который (Христос – Вторая ипостась) Духом Святым (Третья ипостась) принес Себя непорочного Богу (Отец - Первая ипостась)».  Евр.9:14.
Думаю, что понятия Первая, Вторая и Третья ипостась совершенно условны. Их порядок обусловлен всего лишь человеческим восприятием, равно как и термины «Сын», «рожденный». Видимо, философски более весомо «вводит Первородного во вселенную» (Евр. 1:6).
Конечно, остается вопрос, является ли каждая ипостась отдельной личностью. Но однозначно то, что каждая из них проявляет все личностные свойства. И со всем неуместно мнение, что Дух Святой – это просто сила. Если остановиться на этом мнении, то возникает следующий вопрос: какая это сила? И чья это сила: Бога Отца или Сына Иисуса Христа? Священное Писание после откровения Второй ипостаси, т.е. в Новом Завете, говорит, что Дух Божий и Дух Христов – это один и тот же Дух Господень, т.е. Дух Святой. Дух Святой – это творческая ипостась Бога. Он проявлял ее от начала творения (в материальном и духовном мире), проявляет и будет проявлять. Это Его свойство. Дух Святой, Сын Божий, сущий в недре Отчем, и Сам Отец – это единая Личность, проявляющая Себя по принципу дополнительности в трех разных ипостасях. И, думаю, совершенно беспочвенно спорить: три личностные ипостаси или три ипостаси единой личности. Это и в том и другом случае выходит за рамки нашей «рациональной логики».
Итак, если рассматриваемая закономерность – «многоипостасность» присуща всего лишь неживой природе – творению, то сколь естественнее ее признать, понять в духовном мире! В Самом Творце!
Итак, квантовая механика не объясняет, почему свет так ведёт себя, а констатирует этот факт. Такова его природа. Поэтому и богослову не следует “возмущаться”, не следует пытаться уложить в рациональную логику “противоречия” Троицы. Следует просто признать, что таков наш Бог! Такова Его “противоречивая”, а по сути, многогранная природа: Он и Любовь и Огонь поядающий, Он долготерпеливый, милосердный и в то же время строго взыскивающий (Пс. 7;12). Он любит и наказывает (Откр. 3:19; Пс. 98:8). Если природные явления, творение проявляет себя “противоречиво”, многогранно, то, как же мы смеем “отнимать” это право у Творца, у Бога?
3. Единство христиан
Это самый болезненный вопрос. От начала существования церкви. Это следует из всех посланий: Иакова (4:1), Петра (2П.2:1), Иоанна (1Иоан.2:19), Иуды (19), Павла (1Кор.3:4). И сегодня становится страшно, когда подумаешь о разобщенности христиан: на «большие», исторические церкви, на конфессии, деноминации, группы и подгруппы. И в среде даже отдельной поместной церкви, даже –  группы постоянно бурлит какое-то взаимное недовольство, неудовлетворенность, взаимопритязание, соперничество, зависть и тому подобное. Образуются всё «новые» и «новые» церкви, объединения, союзы, ассоциации, деноминации... И невольно возникает вопрос: неужели «разделился Христос?» (1Кор.1:13), неужели Бог Отец не услышал Бога Сына Своего «да будут все едино...» (Иоан.12:21)?
Все трезвые люди понимают, что такого быть не может! Так в чем же дело? А дело в том, что Христос молил не просто о механическом, номинальном, формальном,  единстве христиан между собой, а о том, чтобы «как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» Иоан.17:21.
В Нас едино! Каждый, индивидуально в Нас! И все вместе в Нас.
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа…, чтобы вы соединены были в одном духе и мыслях». 1 Кор.1:10.
«... так мы, многие, составляем  одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Рим.12:5. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Гал.3:28.
Как органически едина Троица, так христианин должен быть един с Троицей. Только такие, и только такие, составляют единую Вселенскую церковь. Ту, которую, несмотря на все успехи диавола, создает Бог, и вот её-то и не одолеют врата ада!
Идея духовного единства христианина, дитяти Божьего с Троицей отражена во многих местах Священного Писания.
«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» Иоан.14:23.
«Да будут все едино, как я и Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, (так) и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» Иоан.17:21,23.
«... да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог ...» 1Иоан.14:20.
«...В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во мне, и Я в вас». Иоанн..14:20.
Единство верующего человека с Богом – это главный принцип Нового Завета в отличие от Ветхого. Он предсказан Богом еще Израилю.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; ... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, ...» Иер.31:31-34.
Но сегодня Израиль в своей общей массе не принял этот завет. Но это обязательно произойдет! Накануне и в Тысячелетнем царстве. А язычникам дано уже жить по Новому Завету. И особенно ярко пишет об этом апостол Павел.
«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом». 2Кор.6:16.
«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его». Рим.8:9.
«... да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши ...». Еф.3:16-17.
«Итак, кто во Христе, (тот) новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». 2Кор.5:17.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». 2Кор.3:6.
По сути дела вопрос единства христианина с Богом того же порядка, что и единство Троицы. С одной стороны, христианин должен пребывать во Христе, в Троице, с другой стороны, Христос, Дух Святой должны пребывать в христианине. И это не просто слова. Это подлинная суть рождения человека свыше. Только при этом христианин способен проявлять себя как бы в двух ипостасях.
Таким образом, принцип дополнительности работает и в естестве христианина: с одной стороны он такой же человек, как и все, с другой стороны христианин совершенно отличается от всех. Он по своей материальной природе принадлежит миру, а по духовной – не от мира сего. Его духовные, нравственные принципы коренным образом отличаются от «образа мира сего». И эту двойственность своей природы, двухипостасность, истинный христианин чувствует очень остро: требования плоти и требования духа. Вещи несовместимые.
«Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» Рим.8:13.
И только такие, рождённые свыше, находящиеся “в Нас” – в Троице могут быть истинно едины между собой. Так оно в жизни и происходит, несмотря на видимую ужасающую разобщённость христианства. Именно истинно рождённые свыше люди, - только рождённые свыше, а не присвоившие себе звание христиан, - составляют Тело Христово. Конечно, они едины во Христе! Едины между собою как однородные клетки единого организма. Это та истинная Церковь Христова, Вселенская. Здесь, на земле, трудно это понять, глядя на прискорбную действительность, трудно этому поверить.  И остаётся в силе поговорка “не верь глазам своим!” Бог своё дело совершает!

4. Крещение Духом Святым
Духовное единство христианина с Троицей осуществляется Её третьей, творческой ипостасью – Духом Святым. Дух Святой крестит, погружает христианина в Тело Христово, во Вселенскую Церковь. Вселенская Церковь – одна, она единственная и едина! В отличие от конфессий, деноминаций, и даже поместных церквей и групп. Крещение Духом Святым является особенностью Нового Завета. Дух Святой, как выше отмечалось, всегда пребывал с божьими человеками. А в новозаветном периоде Он поселяется в сердце человека.
«... Дух истины ... с вами пребывает и в вас будет». Иоан.14:17.
«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Матф.3:11.
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Иоан.14:16.
«... но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Деян.1:8.
«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Рим.8:11.
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Рим.8:14.
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». 1Кор.6:19.
Как мы видим, по откровению Писания, Дух Святой непосредственно проникает в естество человека и постоянно действует в нем и через него. И это отличительная закономерность Нового Завета и состояния человеческого духа. Это исполнение обетования Христа «и в вас будет» (Иоанн. 14:16-17). Дух Святой, Дух Божий от начала творения в мире и всегда «пребывал» со святыми Его. Но в день Пятидесятницы совершилось кардинальное изменение сути и формы взаимоотношений Бога с человеком. Революционное изменение! Новый Завет! Выше мы уже отмечали, что именно такой образ взаимоотношений Бога со всем Израилем будет в тысячелетии. И дополнительно диавол будет «скован». Это даст возможность исполниться и другому обетованию Божию: «... весь Израиль спасется, ... и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» Рим.11:26-27.
Никто не может назвать, - с полным сознанием и ответственностью, - Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:3). Признать всем сердцем! Не просто на словах, или даже - только в разуме. Ведь бесы тоже веруют и трепещут, но остаются противниками Богу. Все оккультисты,  гадатели, чародеи, маги и т.п. тоже используют имя Бога, но пользуются услугами противоположной силы.
Итак, именно Крещение Духом Святым совершает единство каждого отдельно взятого христианина с Отцом и Сыном и Вселенской церковью. Такие христиане имеют и между собой единство даже в раздирающих противоречиях реальных поместных церквей.

5. Божий суверенитет и свободная воля человека
Тысячелетняя проблема христианского богословия!
Она зиждется на логической несовместимости этих понятий! Или – или! Хотя в Священном Писании совершенно ясно освещается и то, и другое. Поэтому одностороннему истолкованию того и другого положения приходится «изощряться», «натягивать», а фактически – искажать Писание. А, оказывается, всё предельно просто. Незыблем суверенитет Божий и незыблема свободная воля всех духовных существ, духовных личностей, в том числе и человека как личности, как духовного существа.
И что бы это был за Бог, если бы Он не обладал полным суверенитетом? Но и чтобы это была за личность, если бы она не располагала свободной волей?
Если суверенный Бог предоставил духовному миру, человеку свободную волю, то, по какому праву мы вопреки откровению Божию, отнимаем это право у Него?
Ключом к совмещению этих логически несовместимых атрибутов является квантовский принцип неопределенности. Бог абсолютно суверен. Он предопределил сотворение материальной Вселенной, предопределил сотворение человечества. И еще до всего этого предопределил выделение из Себя Своей Второй ипостаси – Сына и Его заклание для спасения человека (Откр.13:8; 1Петр.1:19-20) через создание Церкви Своей (Матф.16:18). Вся судьба Вселенной, судьба человечества в целом в земном бытии и после предопределена: неизменная гибель вселенского зла – самого диавола (Откр.20:15). И, заметьте, все это при свободной воле человека и свободной воле диавола. Это их личный выбор!
Соотношение абсолютного суверенитета Божия в предопределении всей системы бытия совершенно объективно сопряжено со свободной волей каждого отдельного элемента системы – духовного существа, в данном случае, каждого отдельного человека. И объясняется это принципом неопределенности, физическая формулировка которого звучит прямо, как для данного духовного вопроса: квантовая теория не может предсказать результат отдельного события (читай: абсолютно суверенный Бог, предоставив своему творению – духовной личности свободную волю, не может противоречить Сам Себе, не может быть лицеприятным (Деян.10:34; 1Петр.1:17), не может предопределять вечную участь отдельного человека как отдельного события), однако она дает с большой точностью среднее значение для большого числа событий (читай: Всеведущий и Всемогущий предвидел и предопределил и предсказал результат системы – всего Своего плана творения материального мира и человечества в целом).
Здесь уместно задуматься, зачем Бог вообще «задумался» о спасении человека? При Его праведности и всемогуществе и абсолютном суверенитете Он мог совершить праведный суд над взбунтовавшимся человечеством без плана спасения. Но Бог не применил Свое всемогущество, хотя это было бы вполне по Его праведности. Но это вошло бы в противоречие с Его определяющими качествами – любовью и милосердием. Бог есть любовь!
Любовь подвигла Его на «поиск» путей спасения человека. И Он «нашел» этот единственно возможный способ решения «неразрешимых» противоречий собственной Своей сущности, удовлетворяющий всем Его качествам. Это – совершенно «нелогичное» выделение, проявление Своей Второй ипостаси – Сына Божия, Его воплощение, страдания, смерть и воскресение. Явление Сына Божия! Это космическое, духовное явление! Для этого понадобилось творение нашей необъятной материальной Вселенной.
Здесь уместно добавить, что это одноразовый акт. Более сильного, чем самопожертвование Бога, по определечию быть не может. Поэтому, он никогда не повторится, “во второй раз (Христос) явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение”. Евр.9:28.   
Об этом необходимо сказать, потому что в последнее время в христианстве уживаются восточные воззрения о нескольких жизнях, о перевоплощениях, о многоступенчатом «совершенствовании» человека. Дескать, не может Бог так жестоко поступить. Но на этот счет есть явное слово апостола Павла: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).
«Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек». Пс.48:9.
Таким образом, Бог разрешил «неразрешимость» противоречий Его собственных качеств любви и справедливости. Это фактически принцип дополнительности! Любовь требует помилования, прощения, справедливость – суда и наказания. Бог в Своем суверенитете сделал всё необходимое для спасения человека. Но предоставил решение этого противоречия свободной воле самого человека как духовной личности. В том числе и диаволу. Они сами своим выбором решают свою участь. При этом Бог нисколько не изменяет Своей любви. Он хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2:4), поэтому Христос за всех умер (2 Кор. 5:15).
Свободная воля человека явилась причиной такого гениальнейшего плана событий. Таким справедливейшим, милостивейшим образом Бог разрушает дела диавола (1Иоан.3:8), спасает жертву его – человечество и творит превосходнейшее, превосходящее мир ангелов (Евр.2:5), духовное создание – Церковь, невесту Христову (Откр.22:17).
Итак, квантовский принцип неопределённости показывает, что противоречия между суверенитетом Божьим и свободной волей человека мнимые (кажущиеся). Принцип дополнительности объясняет противоположности, “несовместимость” атрибутов – качеств Божией сущности.
Таким образом все вековые и сегодняшние противостояния богословов -  всего лишь плоды незнания, непонимания глубокой, многогранной природы Творца, нашего Господа Бога.

... Когда впервые в небе засияла луна, люди стали говорить: «Это сияет бог».
Но вот луна закатилась, и в небе замерцали звезды. «Наше божество – звезды», - сказали люди. Но и звезды скрылись.
В небе ярко засияло солнце. «Конечно же, наш бог – это солнце», - решили люди.
Однако и солнце вечером скрылось за горами.
Догадались люди, что солнцем, луною и звездами управляет какая-то сила. Поняли люди, что все это создано богом и все существует по его воле.
(из древней осетинской притчи)

Наука без веры хромает, вера без науки слепа.
А.Эйнштейн


6. Верующему человеку необходимо самое глубокое естественнонаучное образование
Жизнь доказала, что недостаток знаний порождает заблуждения, законничество, ханжество и невежество. Такие явления вряд ли ведут ко спасению. Но они усиленно противятся знанию, возводя его в излишество, а то и греховность. Вместе с тем, жизнь показывает, что практически все исторически значимые личности в христианстве были высоко образованными по своему времени. И многие великие ученые были верующими людьми.
И вообще, до определенного исторического времени наука была прерогативой верующих людей. Оно и понятно, так как наука, деполитизированная, непредвзятая, никак не может противоречить вере, так как она всё время открывает величие Творца. И Священное Писание, хотя оно и не является монографией по естествознанию, многократно отражает его различные стороны.
«... можно знать о Боге ..., потому что Бог явил ... невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы ...». Рим.1:19-20.
Давайте сделаем хотя бы краткую выборку ссылок Писания на естествознание:

п/п Место Писания Краткое содержание Областьзнаний знаний по современной
                классификации
1 Иов.8:11-12
  Матф.13:31-32
  1Кор.15:36-38
  Иов 14:7-9        Особенности растения – камыша
                О горчичном зерне
                О семени и виде растения
                О корнях срезанного дерева Ботаника
2 Лев.11        Перечень животных, пригодных
                в пищу                Зоология, диетология
3 Екл.1:7
  Иов 26:8        Реки текут и возвращаются
                Воды в облаках                География
4 Ис.40:26        У Бога ничто не выбывает         Химия: закон сохранения вещества
5 Евр.1:2
  Откр.10:6        Веки (время) сотворил
                Времени больше не будет         Физика

6 Пс.138:13-16        О зарождении человека         Анатомия
7 Быт.1:14-18          создание солнца,луны,звёзд
  Иов.9:7-10           о солнце и созвездиях   
  Ис.40:26             посмотрите на небеса!             Астрономия
  Иов 26:7             повесил землю ни на чём
  Пс.88:38        твёрдая луна
8 Иов 9:5              Бог передвигает горы-            Геология,горное дело,         
                горообразование                металлургия               
  Иов 28:1-19          Драгоценные камни и металлы
  Мал.3:2-3           Переплавлять металлы               
9 Матф.13:3-8         Четыре почвы                Агрономия
  Матф.13:24-30       Притча о плевелах                10   Исх.22:1-15      Закон о краже                Юриспруденция
11 Книга Псалмов      Ссылка на стихотворцев            Поэзия
  Тит.1:12
  Деян.17-28

12 Евр.11:3          Из невидимого произошло видимое
  2Кор.4:18          Видимое временно,невидимое вечно
  Иоан.4:24          Бог есть Дух                Философия
  Евр.1:7            Ангелы есть духи
  Пс.8:5-6      Что есть человек?
13 Иов главы 38-41   Вопросы Бога Иову                Энциклопедия по естествознанию

Как же можно приобретение естественных знаний возвести в грех? Это не иначе, как уловка диавола. Для разумного человека, тем более верующего, христианина глупо и предельно ущербно запрещать познание творения, пытаясь при этом познать Творца.
Христиане должны не только не чуждаться науки, а наоборот, стремиться в неё. По крайней мере, быть на высоте, быть способным понимать не только ранее достигнутое, но и чётко улавливать новые достижения и открытия. Сопоставлять их с откровениями Библии и умело экстраполировать их данные на духовный мир. Необходимо своё линейное, плоское, хотя и совершенно логическое, мышление изменить на более глубокое, многомерное.
Человеку, в отличие от всякого животного, Творец определил самую большую часть жизни для достижения уровня взрослой особи: в среднем 25 лет. Это четверть, треть, всей жизни, а то и больше! Именно в это время способности человека к познанию максимальны. Эта часть жизни определяет будущего человека как личность и в общественном, и в духовном плане. Поэтому величайшим преступлением родителей и общества является  лишение детей возможности интенсивного разностороннего максимально насыщенного образования и развития. Естественнонаучного и духовного! Это неоправдываемое преступление перед своим наследием и перед Богом. Только гармоничное всестороннее развитие человека формирует высокодуховную верующую личность. Что и требуется для разумного служения Богу, то есть для своего личного вечного спасения.
«Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы». Прит.1:1-5
Помните! Не знание, а незнание – причина всех заблуждений и споров.
Таким образом, христианам нечего делиться из-за Троицы, из-за суверенитета Божия, из-за имени Бога, да из-за чего угодно. В том числе и с евреями – иудеями, а тем более – мессианскими евреями. Как мы видим, деления происходят от незнания или непонимания Божеского откровения. Мы своими ограниченными знаниями, ограниченным умом силимся безапелляционно трактовать Высший Разум, отвергаем друг друга вместо того, чтобы каждый раз смиряясь и восторгаясь, восклицать вместе с Апостолом Павлом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ». Рим.11:33, 34.