Иван Бездомный перед иконой Благословенно воинство

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Иван Бездомный перед иконой «Благословенно воинство Небесного Царя». Из цикла «Мастер и Маргарита»

   

     Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками. Исписанные Иваном листки валялись на полу; их сдуло ветром, влетевшим в комнату перед началом грозы. - «Мастер и Маргарита», гл. 11.

     Если пророки плакали и рыдали о Иерусалиме и о церкви, возведенной из камня, разукрашенной и прекрасной, и о всех жителях, в нем погибающих, то как не возрыдать нам о разорении града живого Бога и о церкви твоей телесной, которую создал Господь, а не человек. - Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981, с. 178 (фрагмент третьего послания псевдоКурбского).

     Иван Бездомный и псевдоКурбский плачут об одном и том же – разорении града живого Бога и о церкви телесной. У обоих перед глазами одна и та же картина – разрушение Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. У Ивана Бездомного воображение подпитывается картиной горящего Иерусалима на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» и закрытым храмом Воскресения Господня, находящимся перед его глазами в подмосковном Новом Иерусалиме*, воображение псевдоКурбского, коллективного автора, также могло подпитываться не только плачами Иеремии и обличениями Иезекииля, ветхозаветных пророков, но и иконой «Благословенно воинство Небесного Царя»**.

Комментарии к видениям Ивана Бездомного.

     Одна из проекций клиники Стравинского, основная, в романе «Мастер и Маргарита» - Ново-Иерусалимский монастырь и его Больничные палаты, расположенные вдоль западной стены монастыря. Окна палат смотрят на храм Вознесения Господня и другие строения монастыря. На запад, на реку Истру и леса, «реку и бор» в ландшафте, обзора из палат нет, поскольку с западной стороны близко к зданию проходит высокая монастырская стена. В тех эпизодах романа, когда Иван Бездомный за балконной решеткой видит реку и бор, он видит – в своем воображении – икону «Благословенно воинство Небесного Царя»***.

     Для М. Булгакова при выстраивании канала аппрезентации иконы было важно дать понять читателю, что Иван Бездомный из окна  своей палаты мог смотреть только в восточную сторону, на храм Вознесения Господня. И он закодировал это экспозиционное условие при помощи луны и лунного света – в эпизоде с визитом мастера в палату Ивана, когда мастер проникает в палату, прячась от лунного света, а беседа заканчивается обращением мастера к лунной теме. В исходном календаре романа в четверг 13 апреля 1939 г.  вечером луны на небе нет, астрономическая ситуация проецируется на 4 мая, четверг, того же года (аналогично астрономической ситуации вечера среды, которая проецировалась на среду, приходящуюся на 3 мая). 4 мая 1939 г. в 22 часа полная луна находилась на небе в азимуте 119 ;, то есть на востоке, с южным склонением, в 23.50, когда «ночь валится за полночь», луна находилась в азимуте 142 ; 3 мин., то есть на юго-востоке. В это время или несколько позже она могла уйти с поля зрения тех, кто находился в больничной палате монастыря, вследствие узости окон, значительной толщины стен и оконного проема палаты; линию фасада палаты луна пересечет спустя 3 часа****.

     Первая и основная аппрезентация иконы представлена в гл. 8 в словах: «За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу – веселый сосновый бор». Под решеткой в рассматриваемой проекции М. Булгаков подразумевает рамку-оклад иконы – через отсылку к английской лексеме «rack» с двумя ее значениями «решетка» и «рама»*****. Под «балконом» - нижний край иконы, на который нанесена тонкая полоса темной краски, символизирующая нижний край последней ступени Голгофы; эта полоса как бы продолжает нижнюю планку рамки-оклада иконы – так же, как балкон визуально продолжает комнату.

     Извивающаяся река – берущая начало у стен Небесного Иерусалима река из Книги пророчеств Иезекииля (Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 47: 1-12), изображенная на иконе. В Книге пророчеств исток реки бьет «из-под порога храма» Небесного Иерусалима, «течет на восток», сойдя на равнину, река «войдет в море и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много». «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».

     Веселый сосновый бор – аппрезентация основного сюжета иконы: шествия в Небесный Иерусалим, где восседает Богоматерь с младенцем Христом на руках, множества избранных, один из которых несет в руках белый платок – символ Жениха******. Тема Жениха и Невесты («невенчанной») отражена М. Булгаковым в лексеме «веселый», которая является аттракционным замещением прилагательного украинского языка  «весiльний» – (свадебный). В слове «сосновый» формант «сос» является аттракционным замещением международного стандартного сигнала призыва к спасанию при бедствии на море – SOS, формант «новый» подразумевает начало новой и вечной жизни удостоившихся спасения. Формант SOS в сопряжении с формантом «новый» маркирует и чрезвычайное значение происходящего на иконе, и ключевую ее идеологему – спасения достойных. Слово «бор» в рассматриваемой проекции, видимо, должно актуализировать французскую лексему «pineraie» (cосновый бор), второй формант которой («raie») должен напоминать о райской жизни всех тех, кто под предводительством царя Ивана Грозного направляется – на иконе - в Небесный Иерусалим.

     Дополнительная аппрезентация иконы дана в попытках Ивана Бездомного написать заявление в милицию, до начала грозы: он колеблется в выборе, отнести Берлиоза к покойным или к живым (на иконе живой Иван Грозный изображен у врат Небесного Иерусалима вместе с покойными избранными), не может справиться с упоминанием двух Берлиозов (та же проблематика) и, наконец, берется писать о Понтии Пилате (напоминание о том временном пласте иконы, который связан с земной жизнью Иисуса Христа и девы Марии). Кот, которого Бездомный пытается нарисовать на заявлении, - маркировка даты 1939 (год Кота по восточному календарю)*******.

     …Не справившись с котом Иван Бездомный заплакал, а «бор на противоположном берегу реки, еще час назад освещенный майским солнцем, помутнел, размазался и растворился», и вода сплошною пеленой повалила за окном. В небе то и дело вспыхивают молнии, оно лопается, комнату больного заливает трепетным пугающим светом.

     В это же время в Москве Азазелло и Бегемот (кот) избивают Варенуху-Грозного и тащат его на свидание с Геллой, «прыгая в мутных реках и освещаясь молниями».


*В 1919 г. монастырь был закрыт. Его реликвии и здания стали  материальной базой  Государственного художественно-исторического музея.
** Упоминание и припоминание псевдоКурбским в третьем его послании похода на Казань, когда «перед полками христианскими шел архангел-хранитель с воинством своим», подсказывают, что псевдоКурбский напоминает адресату либо саму икону «Благословенно воинство Небесного Царя», о которой подлинный Курбский, консультант группы авторов,  мог знать из общения с различными корреспондентами, приезжавшими в Речь Посполитую, либо ее предтечу, ныне хранящуюся в Музеях Московского Кремля (законченная версия иконы хранится в Третьяковской галерее); первое написание (предтечу и образец) иконы подлинный Курбский мог видеть до своей эмиграции.
*** См. о символике иконы: Фаизов С.Ф. Икона "Благословенно воинство Небесного Царя": стратиграфия смыслов в различных контекстах. В 2-х частях  // http://sagitfaizov.livejournal.com/ (метка Благословенно воинство Небесного Царя).
 **** Азимут отсчитывается от Северного полюса. Данные по азимуту получены при помощи калькулятора http://aa.usno.navy.mil/cgi-bin/aa_altazw.pl Расположение палат на территории монастыря можно видеть на схемах, картах и фотографиях, представленных на различных сайтах и блогах.
***** В конце гл. 8 – после беседы Стравинского с Иваном Бездомным - решетка превращается в сетку.
****** Платок в руках Василия III – признак, по которому в нем распознается жених. (В средневековой Руси существовал обычай вручения царем ширинки {платка} своей избраннице после наречения ее невестой, в руках у Василия III символ несостоявшегося брака, долгая история неудачного его сватовства к «невесте»  хорошо известна). В Книге пророчеств другой Жених (Господь) говорит, обращаясь к «дщери Иерусалима»: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою... И ты стала Моею» (Ветхий Завет. Кн. Пророка Иезекииля. 16: 8). Однако «дщерь Иерусалима» (т. е. собственно Иерусалим) изменила избравшему ее, впала в блуд, и «после всех злодеяний» (16: 23) Господь сказал ей: «Сожгут дома твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен» (16: 41). Напоминание о другом Женихе заключено и в образе Богоматери с младенцем Христом: вручение венцов (корон) славы победителям именно младенцем Христом подчеркивает ее образ как недавно избранной Господом Пречистой Девы, «дщери Иерусалима», – в контрастном  противопоставлении другой «дщери» того же города, изменившей Господу пятью столетиями раньше. Вместе с младенцем Христом заказчик иконы и иконописец вводят в икону точно читаемый хронологический индикатор изображаемых событий – первые несколько лет после Рождества Христова, но хронологическая проекция, задаваемая образом младенца Христа, является сугубо условной: Иерусалим того времени переживал период относительного благополучия.
******* Возможно, иконка, которую Бездомный прикрепил к своей груди накануне, в среду вечером, - «Благословенно воинство Небесного Царя», знак войны поэта по имени Иван с сатаной.