Неоппозиционная оппозиция

Лариса Баграмова
заметка старая, мнение автора изменилось, но пусть остаётся

********

В последнее время в среде «политически продвинутых» граждан принято очень громко кричать о свободе и требовать ее для себя в неограниченных количествах. Власть-де совсем задавила и лишила права дышать, а нам по Конституции положено, поэтому дайте две. И вообще, у нас разнузданная диктатура власти...

Для начала давайте разберемся, действительно ли у нас в стране «диктатура», а именно такую оценку существующему положению вещей я слышала недавно в стане борцов за свободу и демократию.

Прежде всего, определимся с понятием диктатура. Диктатура — это
— неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого (или используемая им социально-политическая идея) дает определение тому или иному виду диктаторского правления,
— форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу — диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»),
— государство или общество, управляемое единовластным повелителем или узкой групой лиц...

Есть еще множество определений, но все они сводятся к единой мысли: диктатура — это ничем не ограниченная, абсолютная власть кого-то над кем-то. Где именно у нас в стране присутствует эта власть? Кто над кем неограниченно властвует? Правительство, законы, издаваемые которым не исполняются ни на каком уровне управления? Народ, которому даже на выборы прийти недосуг, не говоря уже о реальном участии во власти? Какая диктатура?

У нас не только отсутствует какой-либо диктат (власти, закона, морали), а присутствует страшнейший дефицит как первого, так и второго, и третьего.

Правительство отсиживается в сторонке, практически ничем не проявляя свое наличие, кроме как явкой на официальные церемонии да периодическим изданием новых подзаконных актов, которым, как уже традиционно принято у нас в стране, грозит участь быть извращенными на стадии своего исполнения буквально до неузнаваемости. При этом же оно обычно благоразумно утаивает от общественности свое мнение по вопросам, которые эту самую общественность серьезно волнуют, видимо, опасаясь потревожить почти уже совсем очумевшее общественное мнение. И, если честно, я вообще не очень понимаю, чем они там занимаются. Хотя у нас и принято говорить, что лучший начальник — это тот, которого не замечаешь, но и в этот раз опять наврали. Что касается диктатуры идеологии, то согласно Конституции, у нас признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что, собственно, мы и наблюдаем во всей красе. Так что уж в чем-чем, а в наличии какой-то общей идеологии нашу страну упрекнуть весьма сложно... Ну и где диктатура?

Что касется народа, то его правовой нигилизм и бытовой пофигизм уже стали притчей во языцех. Начиная от бабушек, которые до сих пор пишут письма государю Президенту с просьбой отремонтировать канализацию у них в деревне, при этом даже не предполагая, что проблемы такого уровня вообще-то должна решать местная власть, которая находится у них буквально под боком, в пределах шаговой доступности. Продолжая рассмотрение этого вопроса указанием на общественную инфантильность большинства. И заканчивая молодежью, которая считает хулиганские выходки политической активностью, а демонстрацию аморального поведения — формой политического протеста. Что касается пресловутого среднего класса, на деятельности и мировоззрении которого обычно и держится политическая и экономическая стабильность государства, и который задает (во всяком случае, должен задавать) основной тон морали и критерии нравственности, то у нас его просто нет. А на нет — нет и суда.

У нас не диктатура, у нас совсем другое. Конституция не соблюдается, законы трактуются по понятиям; меньшинства старательно выторговывают себе права и льготы в количестве на порядок большем, чем у большинства; экраны телевизоров окупировала реклама и передачи типа «Дома-2», которые убивают наповал как эстетические чувства зрителей, так и саму возможность экзистенциальных раздумий; Интернет-страницы обильно пестрят телодвижениями не обременных моральными трудностями «красавиц». Если это диктатура, то диктатура чего именно?!

Хорошо, скажет читатеть, диктатуры у нас нет, и все позволяют себе черт знает что, выходя за рамки как закона, так и гуманистической морали. Значит, есть либерализм и полная свобода. Разочарую. Потому что либерализма и свобод тоже не наблюдается и в помине. Это вы их попутали со вседозволенностью и противозаконностью, а они с либеральными ценностями не имеют ничего общего.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви — а также верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства.

Есть у нас что-либо из этого? Только теоретически. Практически все варианты экономических и общественных действий ограничены махровой бюрократией, двойными стандартами и информационной блокадой или же, наоборот, потоком низкопробной и некачественной, а то и откровенно лживой информации.

Взяточничество и коррупция, применение разных норм права в зависимости от наличия связей и толщины кошелька обвиняемого или преступника, его принадлежности к тому или иному социальному клану и занимаемой должности. Глобализация частной собственности, почти уже монополизация, вопреки требованиям Пункта 2 Статьи 34 Основного Закона Российской Федерации. Попытки вмешательства церкви в дела государства, вопреки теперь уже обоим Пунктам Статьи 14, благосклонное отношение самого государства к этим попыткам. Отсутствие среднего класса как класса; неразвитость малого предпринимательства из-за сложных, практически непосильных экономических условий начала и развития собственного бизнеса. Засилье культа потребительских настроений как в сфере личностных интересов граждан, так и в области взаимоотношений между людьми. Национализм, настроения фашистского и профашистского толка, религиозное мракобесие и т. д. О каком либерализме может идти речь?

У нас в стране не диктатура и не либерализм, не демократия и не какой-либо иной политичекий режим. У нас полное его отсутствие, потому что каким термином ни назови разлаженность работы государственного аппарата и абсолютную политическую, экономическую и социальную апатию населения — в любом случае это будет очень и очень грустно.

Традиционный вопрос: кто виноват?

И вот тут вопреки желаниям большинства, привыкшего кивать и пенять на правительство, как раз правительство я обвинять не буду. Не потому, что оно мне нравится. Нет, оно мне не нравится. А потому что рыба гниет не с головы, как принято утверждать в известной поговорке. Рыба тухнет изнутри.

Все дело в менталитете народа. Потому что любое правительство его достойно. И если среднестатистическому гражданину, извините, пофиг на свою жизнь настолько, что он не готов даже прийти на избирательный участок в день выборов (не говоря уже об ознакомлении с программами партий или участии в их работе), если за всю свою жизнь ему ни разу не пришло в голову поучаствовать в деятельности какого-либо общественного движения, волонтерских программах, акциях благотворительности и т.д), зато он всецело готов откупаться от гаишников за нарушение правил ДД взятками, а расходы на подачки чиновникам заранее внесены в его семейный бюджет, — то о каком нормальном правительстве в этом случае вообще может идти речь? Правительство — это плоть от плоти своего народа. Как говорится, что выбрали (или не выбрали), что заслужили, к чему стремились и чему позволили случиться — то и получили. И если и в дальнейшем граждане не будут предпринимать никаких конкретных действий ни в области экономики, ни в области реализации права, ни в социальной сфере, то такое вот правительство иметь и будут. Точнее, оно будет иметь граждан. И чем дальше, чем все чувствительнее.

Следующий традиционный вопрос: что делать?

Ответ на него настолько очевиден, что может показаться банальным. Все, что следует делать — это соблюдать законность и правопорядок согласно Основному Закону нашего государства и реализовывать свои конституционные права на участие во власти. Причем если с первой частью моего предложения все понятно, то со второй хочу уточнить: участвовать во власти не в качестве «бедного родственника», которому великодушно разрешили в этом действе поучаствовать, а в качестве единственного ее источника и носителя суверенитета государства, о чем и написано в Конституции Российской Федерации, в Пункте 1 Статьи 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

То есть не по стихийным митингам шастать, занимаясь скандированием кричалок и вопилок, смысла и цели которых обычно существенная часть присутствующих на митинге вообще не понимает, и от которых правительство в силу своей инерционности и привычки занимать доминирующую позицию по отношению к любому протесту стремится просто отмахнуться и сделать вид, что ничего не происходит, — а принимать участие в общественной и политической жизни организованно, массово, осознанно, постоянно и с большим знанием вопроса. Именно это право и записано в Конституции нашей страны, в Статье 30, Пункте 2: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». А у нас от профсоюзов бегут, как черт от ладана...

И в первую очередь требуется просвещение граждан в области знания своих конституционных прав и обязанностей, в теории государства и права. Предмет такой есть в вузах, даже в школах сейчас есть. Обычно все проходят мимо. Теперь же как раз следует остановиться и сделать на изучении этого вопроса серьезную самообразовательную паузу.

Еще пара слов о ситуации в нашей стране. Я не склонна оценивать ее как катастрофическую. Мне вообще не свойственны паникерство или депрессивно-упаднические настроения. Да, она сложная. Но вполне решаемая. Да, на данный момент у нас в стране существует патовая ситуация безвластия и безакония. И виноваты в этом обе стороны. Однако для исправления положения достаточно изменения баланса сил хотя бы с одной стороны.

Выйти из сложившегося весьма неудобного положения возможно следующим способом: начать новую шахматную партию, в которой одна сторона заставит другую играть по прописанным в Законе правилам. Нам требуется адекватная, свежая, сильная «оппозиция» (беру это слово в кавычки умышленно), которая будет действовать, вопреки ожиданиям, не против правительства и декларируемого Конституцией строя, не за смену власти и существующих порядков, а как раз против отступления от наших конституционных установок и ценностей, за установление власти закона и правопорядка, за соблюдение того, что и так положено соблюдать каждому гражданину нашего государства на всех уровнях власти и участия в жизни общества. «Оппозиция», которая заставит то же самое правительство наконец-то стать правительством, а граждан государства — гражданами государства.

И делать это она должна, не организовывая народ на протесты и коллективное недовольство ситуацией, а просвещением и вовлечением всех и каждого во все стороны общественно-политической и экономической жизни страны.