Лекции по мистицизму. Лекция 6

Антонина Волкова
Мы оставим термин «мистицизм» для обозначения философско-религиозной системы, учения, свода знаний о «тайном, сокровенном, невидимом». Учение мистиков отличается от научного или философского труда в основном за счет предмета учения: это область духовного, божественного, над-личностного и т.п.  Словом, предмет всегда таков, что научные суждения о нем отсутствуют, спорны или неудовлетворительны. Поэтому он выступает как тайна. Поясним этот термин:  тайное, скрытое.
Позитивное мировоззрение, опираясь на сознательное и рассудочное в человеке, позволяет ему ориентацию в мире видимом и постигаемом при помощи обычных средств познания. Видимый мир – не синоним слова «очевидный, осязаемый и ощущаемый». Многое человек  не видит земными очами в природе, обществе, людях. Например, мы не видим микромир, не наблюдаем законы, не можем увидеть мыслей, идей, идеалов, мечтаний. Но мы способны их познать при помощи обычных познавательных средств: мышления, наблюдения, аналогий, воображения и т.д. Многие сложные явления также познаются лишь умозрительно, после их вычленения средствами мышления, например, эволюция, нравственность и т.д. Далеко не все в видимом мире способен обнаружить любой человек, так как для познания многих явлений требуется специальное или профессиональное обучение.
Для явлений видимого мира мистики используют термин «проявленное». Оно выражено в каких-то формах (материальных, словесных), их способны постигать люди - если не непосредственно, то опосредованно, если не всегда, то после обучения. Таким образом, проявленный мир постижим  - реально или потенциально.
В известном смысле термин «сокрытое» может использоваться и по отношению к миру проявленному, если для данного человека он еще не известен.  В системах подготовки адептов йоги, при посвящениях ученик подвергается процедуре «расширения сознания», и на первых этапах - не каким-либо экзотическим путем, а путем развития его знаний. В этом смысле любое обучение – это посвящение.
Однако чаще всего мистицизм развивает способность человека постигать настоящую тайну, истинно невидимое – мир не проявленный. Мир не проявленный – это то, что есть и действует, но не учитывается рассудком в его деятельности. Это то самое Нечто, что имеется в сознании, оно существует как его план. Наличие этого плана обнаруживается благодаря его воздействию на рассудочную деятельность интеллекта. Как именно, в какой мере, с какой целью этот план выражает себя в деятельности произвольного ума – это отдельная проблема, однако для нас важно, что не проявленные планы сознания  оставляют след своего присутствия. В мистической литературе его называют тайной, Великим Неизвестным, сокровенным, сокрытым и т.п. Собственно мистическое постижение и заключается в познании этого неизвестного личности плана ее сознания через  «откровение двери тайны». Для нас это положение является весьма принципиальным: мистика доказывает, что живая жизнь сознания не ограничивается сознаваемой частью, где разум человека свободен и произвольно направлен. В планах сознания есть актуальное и потенциальное, активное и пассивное, сознаваемое и бессознательное, высшее и низшее, идеальное и реальное, старое и новое, личное и коллективное и т.п. С этим согласна и вся академическая наука и философия. Однако лишь мистицизм напрямую занимается проблемой целостной жизни сознания, как она дана реально живущему человеку. Собственно, мы до сих пор не можем ответить на множество вопросов: всякое ли сознание содержит указанные дихотомии, как упорядочивается и накапливается каждый аспект, каковы структурные и динамические характеристики этих аспектов, как взаимодействуют планы сознания у человека и т.д.
По мнению мистиков, сознание отдельного человека  способно к самостоятельной активности в трех направлениях: развитие его восприимчивости и способности запечатления; развитие его внутренней активности и самоорганизации, формирование устойчивых схем и планов, лежащих в основе постоянной активности человека. Реализация этих задач развития сознания возможна благодаря активности универсальных механизмов, ответственных за откровение, усвоение и понимание тайны. В целом этот механизм обозначают как творческую часть сознания, которую в христианской литературе называют Дух Святой, в других системах – чистое сознание, чистый дух, пустотное сознание и т.п. Творческое сознание само не творит, оно раздвигает двери сознания, включает непознанное в мир отраженного, а затем оставляет познанное на рассмотрение рассудку.
В разные эпохи предметом тайны были самые разнообразные явления. С ходом их познания они превращались в известное и делались предметом научного, философского, религиозного или иного исследования. 
Поэтому  одной из причин проявления мистицизма является объективное существование неизвестного.  В этом смысле мистики – это самородки, добровольно и часто дилетантски бьющиеся над разрешением сложных вопросов бытия. Так как зачастую у них нет необходимого образования, то их концепции производят впечатление неряшливости мысли, нелогичности и парадоксальности, если не сказать хуже. Примерно в этом духе высказался известный канадский физик К.Саган, автор научно-популярного бестселлера «Драконы рая»: «Сейчас на Западе (но не на Востоке) наблюдается интерес к туманным, анекдотичным, а иногда и подчеркнуто ложным доктринам, которые, если бы были правдивыми, создали бы более интересную картину Вселенной, но, будучи ложными, выражают интеллектуальную неаккуратность, отсутствия здравомыслия и траты энергии в ненужных направлениях… популярность мистицизма выражает активность наиболее примитивных – лимбических – структур мозга, нашедшую выражение в стремлении заменить эксперименты желаниями»
Представители самых различных областей науки выражают подобное критическое и абсолютное неприятие. Так, рассуждая о кризисе отечественной гуманитарной науки, засилье мистицизма и иррационализма, доктор психологических наук А.В.Юревич делает следующее заключение: «Современное общество явно предпочитает пребывать в бессознательном состоянии, а также имеет склонность к измененным состояниям сознания. Пока это так, у рациональной науки и, соответственно, у рационалистической психологии, мало шансов на восстановление прежнего влияния на массовое сознание, которое все больше походит на массовое бессознательное».
Однако такое решение нам кажется большим упрощением. Разве ученый не бьется над решением загадок? Разве обыденное сознание не преодолевает неизвестное? Отчего же эти поиски ума мы не называем мистическими? В известном смысле таинственным можно назвать неизвестное (вообще или данному субъекту); редкое или разовое в опыте (уникальное); предельное (подходящее к границе порога восприятия, сверхчувственное); незакономерное, проявляющееся по стохастическим законам и поэтому плохо прогнозируемое в рамках логических законов и т.п.
При описании мистического опыта в ряде случаев мы имеем дело с явлениями внешнего и внутреннего мира в указанных выше значениях. Когда мистика берется за объяснение таких тайн, то рано или поздно научное знание, накапливаясь и совершенствуясь, оттеснит мистику. В этих случаях мистика может выступать как разведчик нового,  как этап накапливания гипотез и быть «до-научным знанием».
Однако далеко не вся мистика может быть отнесена к поисковой активности сознания в поле  неизведанных величин. Мы считаем, что мистика – это не отражение внешней действительности, хотя она в ней присутствует.  Мистический опыт отражает преимущественно  внутренние объекты и направлен больше на изучение сознания и его динамики, а не реальностей окружающего мира.
В том же случае, когда мистика сосредоточена на внешнем мире, как это делает и научный интеллект, то она использует другие средства познания: интуиция, сверхчувственное восприятие, парадоксальная логика и т.д.  Возможно, научному познанию эти средства не кажутся точными или адекватными, и немало копий было изломано на то, чтобы доказать их непригодность.
Однако различия в предмете и средствах познания не придают мистике столь разительного отличия от научного познания, как разница в источнике знания. Мистический опыт зачастую не является продуктом произвольной и вообще самостоятельной умственной активности личности. Он резко отличается от обычного знания такой характеристикой, как дарованность. Внешняя по отношению к человеку сила – неожиданно, даже вопреки желанию личности – дает мистику  сокровенное знание. Можно не согласиться с мистиком, когда он называет эту силу Богом, Духом Святым, космическим разумом и т.п. Но нельзя не признать то, что мистики утверждают в один голос: это знание мне даровано,  низошло, пришло извне,  сообщено  мне духовной сущностью и т.д.
Действительно, знания, которые вдруг обнаруживает посвященный в мистерии, зачастую превышает не только его образование, но и всякие возможности его понимания.  На наш взгляд, не эксцентричные концепции и странные идеи мистицизма должны быть подвергнуты анализу. В конце концов, немало нелепостей порождает и наука, и только будущее покажет, есть ли зерно в той или иной идее. Главная загадка мистицизма – вовсе не сумасбродные концепции, но их происхождение в уме мистика: они не изобретены досужим размышлением, они появились необычайным путем – путем сообщения трансцендентными сущностями.   Это – настоящая загадка мистического откровения.
Другая загадка: абсолютное доверие субъекта источнику, не позволяющее малейшего сомнения в его доброжелательности,  истинности его сообщения и пользе этого сообщения  для личности или человечества.  Если мы сумеем понять эти качества дарованности и авторитетности источника,  то мы явно приблизимся к сути мистики.
Таким образом, мистический опыт  имеет иной предмет, использует иные средства и проистекает из иного источника. Это позволяет нам дать  - в первом приближении – определение мистики, мистического опыта и других существенных понятий.
Мистика – это опыт познания сокровенной (скрытой) действительности, стимулированный внешней по отношению к сознанию силой. Нередко этот опыт возможен только при использовании особых средств познания и проявляется у особых людей при особых обстоятельствах.
Мы здесь не будем говорить об обращенных – людях, верящих в мистику или следующих ее учениям. Считать таких людей мистиками нет никаких оснований, даже если они борются за учение или жертвуют собой ради его продвижения. Назовем таких субъектов мистифицированными в отличие от мистиков – людей, имеющих собственный сокровенный опыт. Хотя мистифицированное сознание  и бывает сильно изменено под влиянием занятий мистикой, но это – не мистическое сознание. Тем более, имеется большая литература о членах разнообразных сект, последователях тайных учений, духовных  чадах  различных гуру и т.д.
Подчеркнем, что мистика – это не только сам опыт, но и  результаты его осмысления или использования для познавательных, религиозных и иных целей. Даже регулярный и большой по объему мистический опыт может остаться внутри личности и не выразиться в каких-то убеждениях или мировоззренческой системе. Во-первых, не обязательно мистик стремится к трансляции своих откровений. Также совершенно необоснованно предположение, что он способен дать адекватное толкование своему опыту и упорядочить его в согласии с какой-либо логикой. Не всегда мистик владеет понятным другим языком слов, символов, знаков, образов, чтобы передать понятое или увиденное в мистическом постижении.
Указанные препятствия к осмыслении и оформлению мистического опыта  частично объясняют ту путаницу, алогичности, беспочвенность, которая характерна для мистических учений. Поэтому далеко не весь человеческий мистериальный опыт нам известен, но лишь тот, который осмыслен его носителем и транслирован  при помощи принятых в данной культуре средств и языков.
Неосмысленные, не понятые субъектом, не транслированные им мистические переживания мы не можем отнести к мистицизму как системе, так как отсутствуют признаки системности и цельности.  В таком случае лучше говорить о наличии у личности элементов мистического опыта.
Мистический опыт – это совокупность переживаний и проявлений в памяти результатов деятельности мистического сознания. Мистическим сознанием здесь мы будем называть то сознание, деятельность которого обусловлена невидимой и непознанной для личности силой.
Как  бы ни был мистический опыт далек от остального опыта личности, но он существует в сознании и тем самым является частью внутреннего опыта. Он может быть совершенно изолирован от остального сознания, и поэтому будет проявляться спонтанно: во сне, в трансовом состоянии, при помрачении сознания, в экстремальных условиях. Возможно, подобный изолированный опыт есть у всякого человека, но он им не пользуется.
Для мистика характерен контакт с этим опытом и попытки использования его. Как явление субъективности мистический опыт имеет общие черты с другими формами внутреннего опыта: он запечатлен в памяти, на его базе возможны рефлексия, воображение, самонаблюдения, мышление и т.п.
Однако есть и несомненная специфика этого опыта, выражающаяся в его содержании, в источнике, механизме актуализации, способах использования в поведении. Мы можем полагать, что этот опыт выявлен иными механизмами жизни сознания. Хотя принято считать, что  его источник – измененное сознание, однако вряд ли это всегда верно, так как измененные состояния сознания весьма распространены, однако не обязательно порождают мистическое откровение.
Главная особенность опыта – затруднения в произвольной регуляции процессов его накопления, упорядочения и соотнесения с рациональными формами опыта. Носители мистического опыта часто подчеркивают автоматичность, спонтанность его проявления, временами носящую характер насильственного внедрения в сознание. Произвольные попытки его упорядочения затруднены, так как личность пытается применить к нему рациональные приемы, известные ей схемы, которым мистический опыт зачастую не поддается. Вследствие этого опыт может упорядочиваться сам, благодаря спонтанной активности мозга, и личность имеет готовый продукт в виде инсайта, озарения.Отметим, что великие посвященные всегда имеют механический опыт, автоматическое сознание(мессия, мешиах).
Мистический опыт нередко с трудом переводится на язык понятий и поэтому существует в виде символов, образов или аналогий. Даже если он выражен в словесной форме, он, как правило, нуждается в толковании. 
Так как этот опыт не имеет видимого и понятного для личности источника, то его трудно связать с каким-либо объективным явлением  внешней или внутренней действительности. Самому мистику он кажется отдельно живущей в нем сущностью, духом. Вследствие этого опыт как бы повисает, существует отдельно, внося раскол и хаос в сознание. Не следует недооценивать этого раскола, мучительного для личности, и нередко ведущего к психическому напряжению, срыву, патологии сознания. Пограничность состояний сознания при манифестации мистического опыта – факт общеизвестный.
Для мистика всегда актуальна задача – как интеграция и согласование мистического опыта с остальным личностным опытом, так и передача его другим. Нередкий выход из этого – использование особых коммуникативных средств, изобретение символических языков, передача средствами искусства и т.д.
Если мистик способен интегрировать свой опыт для себя самого, он способен воспользоваться им в магической практике. Мистический опыт, интегрированный с другими формами опыта личности, создает удивительные по цельности и силе духа натуры.
Если мистик найдет средства передачи опыта другим, он становится учителем для своих последователей. Однако чаще встречается третий вариант: мистик не сумел понять или сформулировать свои переживания, однако они изменили его сознание и придали иное направление развитию его личности. Тогда перед нами творчество личностного пути на базе мистического переживания.
Если же опыт не поддается интеграции, мы имеем дело с расколом сознания в форме невротических, психотических, психопатических и иных видах дезорганизации сознания.
Мистические состояния – состояния измененного сознания, лежащие в основе проявления мистических феноменов. Наиболее частые обозначения для них – трансовые, медитативные, экстатические. Однако  - вопреки распространенному мнению, -  лишь часть мистического опыта обретается в подобных состояниях. Это чаще случается на первых этапах посвящений, и при всплеске телесной энергии. Для высокого мистического опыта характерно почти полное отсутствие грубых физиологических компонент.
 Кстати, сами мистики полнее и лучше описывают именно энергетические компоненты измененных состояний, чем  другие параметры. Отсюда и лучшая осмысленность  проблем энергетизма в оккультной, теософской, антропософской литературе.  На основании наблюдений за динамикой энергий предлагаются различные модели тела, его состава, уровневых взаимодействий и т.п.
В тех видах мистического опыта, при которых нет отчетливой физиологической реакции, ведущим признаком выступают изменения таких характеристик сознания, как изменение его содержания, обслуживающих сознание познавательных процессов,  уровня бодрствования, масштаба сознательной или произвольной деятельности и т.д. Эта перестройка сознания часто, но не всегда, сопровождается угнетением рассудочных форм познания (память, мышление, восприятие) и активацией интуиции и воображения. Затрудняется  произвольная регуляция познавательных процессов вплоть до выраженного автоматизма и полной свободы в деятельности психики, так называемый поток сознания.
Измененные состояния могут возникать спонтанно, в результате психических потрясений, могут быть вызваны искусственно при помощи химических средств, постов, специальных упражнений  и т.д.
 Мистик – личность, имеющая достаточно регулярный и продолжительный, социально оформленный и транслируемый мистический опыт. На наличие в своей биографии отдельных мистических эпизодов может указать практически любой человек. Как известно из кризисной и клинической психологии, отдельные паранормальные эпизоды случаются в моменты сильного душевного напряжения, в ситуациях опасности, угрозы жизни, трагических потрясений, невосполнимой утраты и т.д. Мы полагаем, что мистик как личность отличается специфической установкой сознания.
Для формирования подобной установки сознания необходимы не только экстраординарные внешние воздействия, но и другие условия: определенные социальные и психологические предпосылки, специфическая одаренность, особенности жизненного пути, психофизиологическая конституция, личностные ценности и планы и т.д. О мистиках ходят легенды, в которых главным мотивом является избранность.
Мистические феномены – проявление в сознании отдельных форм и процессов деятельности мистического сознания: ясновидение, яснослышание, духовидение, телепатия, сверхчувственное восприятие, духовные воздействия (в том числе на расстоянии) и т.д.
Феноменология мистики – слабо изученная проблема. Описание феноменов мы встречаем в религиозной и религиоведческой литературе, в герметизме, суфизме,  демонологии, оккультизме, парапсихологии, теософских и антропософских разработках, в йогической практике, в духовных учениях различных учителей, а также в научно-исследовательской литературе.
Возникает вопрос: имеем ли мы дело со сходными формами мистического опыта? Представители этих духовных областей не допускают и мысли о каких-либо аналогиях, хотя очевидно, что видения религиозных отшельников, йогов, оккультистов  близки по характеру возникновения, протекания, нередко и по содержанию. Не обозначаются ли разными словами те же самые явления?
Мы полагаем, что мистериальный опыт в сущности един, он опирается на сходные средства познания, протекает по подобным законам работы сознания. Различия отмечаются скорее по содержанию опыта,  способам его упорядочения и, безусловно, толкования.