Маме

Валерий Шлихта
Как и тогда Луна мешала спать,
Заглядывая в окна оробело...
Приятно мне и грустно вспоминать,
Что легкодумной юностью отпело.

                *

Снами о доме утоплен,
Не видел я в них Форст-Цинн*.
Мамочка, сядь-ка удобней,
Послушай, что пишет сын:

За далью, зарёй окрашенной
Домик наш, ты и сад.
Милое Дачное, Княжево,
Автово - Ленинград.

Мама, ты любишь Дачное?
(Сын, кажется, плачет)
Жизнь твоя неудачная
Перед взором маячит.

Беды, судьба, и радости
Делила поровну всем...
Ещё далеко до старости-
Тебе только сорок семь.

Почти прожила полвека,
А счастья не видела.
Звезда- злорадная Вега,
Маму мою обидела.

Полвека жизнь отсчитала,
Повысохли груди,
А ты ведь тоже мечтала,
Как и другие люди.

С детства раннего жала,
Знала грабли да вилы,
А ведь тоже шептала:
-Люблю тебя, милый!

...Цветущей яблони кудри
И вишни в обнимку с ней...
Сад, пыльцою припудренный,
Мама видит во сне:

Хутор на Буром Омуте**.
Дом в ажурной резьбе.
Гомон детский по  комнате,
Смех и слезы в избе...

Двенадцать сестёр и братьев.
Не всякий мог за порог:
На всех не хватало платьев,
Не всем хватало сапог.

Потолок над печкою в саже,
Прялка, лучины свет...
Трудно поверить даже.
Сколько кануло лет!

Милая старь - Нароново***.
Пасхи. Масленицы. Вечера...
Не поверишь, а всё оборвано,
А оборвано не вчера.

Годы военные, мрачные,
Нахмурили твои брови.
Ну, а потом, и Дачное
Немало выпило крови.

Тебе было очень трудно
Пока нас одела, обула...
Только в детстве смутно
Ты счастья хлебнула.

Ты помнишь, конечно, мама,
Первую нашу крышу...
Из стёкол-осколков раму
Я, как сейчас, вижу:

Куры и тёлка слученная.
С крыши капает в жбан.
Женщина с лицом измученным
В калошах типа "гужбан"****.

Тускло свеча мигала,
Дощатые нары, овчина...
Помню ещё пугала
Меня своею кончиной.

Станет совсем неважно
Откуда на грудь льёт...
Страшно, мне очень страшно!
Неужели она умрёт?

Колодцем бездонным кажется
Залитый водою пол.
Надо мною куражится
Подпирающий двери кол.

Чувствую тельцем лыжу,
Что вбита вместо доски,
А дождь заливает крышу...
Кому до моей тоски...

Капает с рваной толи,
Прямо на сердца край...
Маленькое сжалось до боли:
-Мамочка, не умирай!

Слёзы брызнут отчаянно:
-Не надо, мамулька! Слышишь?
Горло комком запаяно.
Дождик стучит по крыше.

Тебе меня станет жалко,
Притянешь к своей груди:
-Шутит, сынуля, мамка,
Не плачь, мой, кур не буди!

Где-то шуршали мыши
Или куры во сне,
Прибитая к нарам лыжа
Пухом казалась мне...

                *

Временем память сточена...
Зимой то было иль летом,
Мама хотела очень
Из меня сделать поэта.

Слова со слезами складывала:
Папа, война, калека...
Годы свои ты оглядывала
Чуть не с начала века.

То время как ветром сдуло
Вырос помощник твой.
Жизнь сама окунула
В ту строку с головой

Жадный теперь до времени-
Рифмы к словам ищу
И, далёкая мама, поверь мне,
По морщинкам твоим грущу.

Грущу по твоим оплеухам,
Отваленным за дело:-
-Это, чтоб мамку слухал!
Сколько лет пролетело…

Детство! Смешные уловки...
Было оно не лазурево.
Грущу, иногда, по верёвке,
Которой лупила за курево.

За сегодняшнюю мою душу,
Очищенную от хлама,
За тепло в январскую стужу
Большое спасибо, мама!

Я оглянулся на детство,
На жизнь оглянулся.
И на какие же средства
Переоделся - переобулся?

Было что-то и с пенсии...*****
Один сумасшедший верил.
Не пел бы на «Пряжке» песни******,
Если б её измерил...

И пусть для кого-то укором
Стих мой послужит колкий.
Не выжил иль стал бы вором,
Если бы не было тёлки!

                *

*Форст-Цина - военный городок рядом
с Ютербогом в бывшей ГДР, в котором
располагался в 1959 году штаб 18 гвардейской
танковой армии ГСВГ.
**Бурый Омут место для купанья на речушке Кревчога
***Нароново -  деревня в Новгородской области.
****Калоши типа "гужбан" - в военное и послевоенное
время умельцы делали обувь из использованных
 автомобильных камер и покрышек.
*****Было что-то и с пенсии - на пенсию
инвалида войны 1-ой группы можно было
купить после отмены карточной системы
в 1947 году в Ленинграде на Митрофаниевском
рынке литровую банку соли.
******«Пряжка» - больница для душевнобольных в Ленинграде.

Альтес-Лагерь. ГДР. 1959г