Путь к Богу

Ольга Сангалова
      У каждого человека свой путь к Богу. Меня крестила, моя бабушка, когда мне было три года. Рассказала, бабушка, об этой тайне, перед моим поступлением в школу, дав мне медный крестик и предупредив, что носить его не надо, его нужно носить в подкладке портфеля, как оберег. В то время, иконы в домах прятали,  вера, осуждалась и считалось пережитком капитализма.
      Раз, я,  «пострадала» за веру. Приехала к бабушке родственница погостить, она была женой дедушкиного племянника. Звали ее Лиза, было ей лет 60,была она из поволжских немцев,  была  грамотной, работала  инженером. Лиза мне  нравилась,  раз, я рассказала ей свою тайну, про крещение и Бога. В ответ на мой рассказ, Лиза, начала ругаться, сказала, что пойдет в школу и расскажет о том, что я посещаю храм,  раз я пионер, то в Бога верить не должна. На крик, пришла бабушка, она утихомирила  Лизу, уверив, что  я, еще ребенок, бездумно, повторяю ее  слова. А, меня, бабушка успокоила, сказав, что выросту и сама решу, есть ли Бог.  С  тех пор, разговоров о Боге, предпочитала  избегать.  Советское время прошло, жизнь, расставило все на свои места.
      Немного про церковь, в которой меня крестили, а потом я крестила своих детей. Храм, в честь Святого Николая, построен на землях принадлежавших князьям Долгоруким. Храм 1748-1789г.г. ,  выстроен в стиле московского барокко, кирпичный с белокаменными вставками, оштукатурен.  По архитектурной композиции он  трехчастный: центральная часть - «восьмерик на четверике» - поставлена на высоком подклете нижнего храма (Никольского); наверх ведут лестницы, расположенные по обе стороны невысокой трехъярусной колокольни.  Архитектурных памятников такого типа на Московской земле не сохранилось, и Николо-Архангельскую церковь считают в своем роде уникальной. Стены и своды в интерьере храма украшены богатой лепниной и расписаны. В пятиярусном иконостасе - иконы, относящиеся к времени постройки храма. Во время Отечественной войны 1812 г. через Николо--Архангельское проходили французы, но храм не тронули. Не повредила храм и буря безбожного лихолетья - в сохранности осталась даже церковная утварь; в своем первозданном великолепии сохранился он до наших дней. Не пострадали ни внутреннее убранство храма, ни бесценные древние «намоленные» иконы.
      Когда едешь мимо него,  на электричке по дороге на дачу, то  вспоминаешь советское детство, когда про посещение  церкви, надо было молчать.  Зато, какой красивой была моя тайна, как волновала, купольная  роспись «Спаситель у моря», создающая ощущения, что смотрит Бог  на нас с небес и видит каждый наш шаг.