Логотерапия

Пётр Любимов
Медицинская помощь душе

"Ещё никогда в истории не было зафиксировано такого быстрого развития медицины, как сегодня. Ещё никогда в истории люди не жили так долго, как сегодня. Ещё никогда медицина не была способна так эффективно бороться с болью и страхом, как сегодня. И всё-таки люди по-прежнему недовольны!"

В логотерапии (от греческого "Logos" - слово и "terapia" - забота, уход, лечение) и её основателе Викторе Эммануиле Франкле (1905-1997) замечательным является то, что этот еврейский врач и учёный разработал своё учение о смысле жизни в концентрационном лагере Освенциме, посреди газовых камер и невообразимых страданий.

Признанный специалист неврологического отделения в Вене уже имел на руках разрешение на выезд в США, чтобы избежать фашистского уничтожения. Но он решил остаться: "Могу ли я бросить своих родителей на произвол судьбы? Или же моя моральная обязанность разделить судьбу с ними? В чём мои обязанности?" Он пришёл с отцом в Дом Святого Стефана в Вене (синагога была уже уничтожена) и задумался, но безрезультатно. Однажды, когда он пришёл домой, он увидел на столе кусок мрамора. Отец ему сказал, что нашёл его на руинах синагоги. На этом куске мрамора на иврите были написаны фрагменты четвёртой Заповеди Бога. В тот момент он точно знал, что не покинет Австрию.

Творческий оптимизм

Оба его родителя умерли, а он сам никогда не знал, идёт ли в лагере только на работу, или же в газовую камеру. Он размышлял так: "Если бы мне кто-то стопроцентно гарантировал, что не выживу, я ощущал бы себя ответственным сделать всё возможное, чтобы выжить". В то время он создал модель мышления, которую позже назвал эвристическим оптимизмом (ориентация на успех) и это звучит так: "Давайте попытаемся и увидим, что из этого выйдет". Однажды, когда его вызвали в Гестапо, он должен был раздеться перед тиранами догола. В этот момент в нём возникла мысль, которая составляет суть его учения: "Есть нечто, что никто не может у меня отнять. И это моя свобода решать, как реагировать на то, что кто-то делает мне. И когда меня лишают физической свободы, никто не может отнять у меня свободы духовной: иметь свой собственный взгляд, внутреннюю позицию, - и это то, что действительно имеет значение".

Логотерапия основана на помощи и лечении посредством понимания смысла. Предпосылкой к этому является готовность/право выбора, то есть свобода воли в принятии решения. Кто её сохранил, тот может найти смысл в любой ситуации. В. Е. Франкл нашёл свой смысл жизни в концентрационном лагере в том, что помогал другим заключённым найти смысл их жизни в трагических ситуациях.

Поиск смысла

Типичный пациент сегодня страдает, прежде всего, от ощущения бессмысленности своей жизни, которое связано с чувством пустоты или с экзистенциальным вакуумом. Остающиеся без ответа так называемые экзистенциальные вопросы "В чём смысл жизни, бытия, страдания, смерти?" хранятся глубоко в человеческом подсознании, и в столкновении с жизнью - не только в плохих ситуациях, которых не избежать никому из нас - "ожидают" ответа. И то, как человек переживает болезнь или неизбежность смерти, это зависит от его взгляда на жизнь: прежде всего как на дар и задачу или как на вопрос личного мнения - как проявление личной свободы. В настоящее время, когда преобладает преимущественно утилитарный способ мышления, согласно которому стимулом человеческой деятельности является получение конкретной личной выгоды (усилия прилагаются для получения из всего личной прибыли), неудивительно, что следствием такого мышления являются одиночество и недовольство.

Эти чувства человек часто заглушает тем, что обращается к более кипучей деятельности, которая подавляет ежедневные естественные угрызения совести и, в конце концов, на "это" уже нет времени. Ощущение бессмысленности жизни может быть для кого-то настолько разрушительным, что становится патогенными - согласно терминологии это называется ноогенный невроз, с которым рано или поздно встречается почти каждый человек. И когда проявляются его типичные симптомы, такие как тревога, страх, беспокойство, в своей основе они указывают на конфликт совести, на столкновение ценностей вследствие жесткой (упорной) ориентации внимания на себя. И поэтому ни один терапевт не может лечить фобии, навязчивые неврозы, предрассудки или враждебность так, чтобы удалить их из пациента, вывести их вон. Но что он, конечно же, может, это помочь пациенту увидеть ситуацию в более широкой перспективе и направить его к честному поиску её смысла, который в ситуациях тяжкой нужды является чаще всего простым.

Согласно подходу Франкла, мы добиваемся духовного познания у пациента и особенно стремимся указать на ответственность быть, которую логотерапия считает основой характеристикой человеческого существования. Это означает привести человека к сознательной ответственности, к ответственности за осуществление смысла своей жизни здесь и сейчас, в любой момент. Потому что человек несёт ответственность за осуществление этого смысла. И то, как пациент понимает свою ответственность, зависит от того, какие ценности он исповедует.

В вопросе о смысле жизни речь идёт о том, чтобы понять феномен веры - не так, как верующие в Бога, но принять положительную установку: "Я верю в смысл жизни, верю, что жизнь имеет смысл в любой ситуации". Но это только при условии необходимости понимания философских вопросов, которые занимают пациента. Врач не может снять с пациента чувство ответственности или брать ответственность на себя, никогда не должен предвосхищать решение или навязывать больному свою точку зрения. Задачей логотерапии является привести пациента к той точке, где он самостоятельно и с осознанием личной ответственности проникается собственной задачей, более-менее осознанно проникается уникальностью смысла своей жизни. Другими словами, привести его к пониманию и принятию ответственности за теистическое или атеистическое мировоззрение. Логотерапия учит пациента, с одной стороны, мобилизации своих духовных сил против сил судьбы, с другой стороны, смирению перед судьбой.

Мы, врачи, должны также утешить душу. Это не только задача священника, но это должно быть задачей каждого практикующего врача. Слова пророка Исаии тысячелетней давности: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш" (Ис.40:1) значимы и сегодня, и адресованы также врачам. Решимость вынести страдания (последние страдания) свидетельствует о высочайшей возможности найти смысл. Эта возможность может быть последней помощью, и поэтому - или же именно поэтому - в этом не может быть отказано никому.


Логотерапия на практике


Пример разговора методом логотерапии больной раком пациентки, которая жаловалась на свою тяжёлую судьбу, с профессором Франклом в аудитории университета перед 150 студентами-медиками:

Франкл: "Ну, дорогая госпожа Линк, что вы сегодня думаете о своей долгой жизни, когда вы на неё оглядываетесь? Это была хорошая жизнь?"

Пациентка: "Ах, господин профессор, должна вам сказать, что это была хорошая жизнь. Я должна благодарить Господа Бога за всё то, что Он мне даровал. Я ходила в театр и на концерты".

Франкл: (Но я должен достать до сознания её подсознания, которое подавленно отчаянием, что ничто не имеет смысла. Должен проникнуть так глубоко, чтобы она смогла сказать "да" своей судьбе, которая не изменится) "Вы говорите о таких прекрасных переживаниях, г-жа Л., но всё это закончится?"

Пациентка: "Да, всё это закончится".

Ф.: "Госпожа Линк, вы верите, что вместе с тем всё то прекрасное, что вы пережили, исчезнет из мира? Что оно станет недействительным, будет уничтожено? Может ли кто-нибудь стать причиной того, чтобы было потеряно счастье, которое Вы испытали? Может ли кто-нибудь удалить это?"

П.: "Нет, никто не может это удалить".

Ф.: "Или кто-нибудь может уничтожить всё то хорошее, что произошло с Вами в жизни?"

П.: "Нет, никто не может".

Ф.: "Или же кто-то способен удалить то, что вы стойко и отважно перенесли? Может ли кто-нибудь исключить это из прошлого?"

П.: (тронутая до слёз) "Этого никто не может. Никто. Да, я должна была страдать, но я пыталась принимать раны, которые нанесла мне жизнь. Вы знаете, господин профессор, я верю, что страдания являются наказанием. Потому что я верю в Бога".

Ф.: (Я не имею права толковать смысл в религиозном духе. Однако неожиданно проявилась позитивная религиозная позиция пациентки, и уже ничто не стоит на пути включения этой позиции как данного факта в метод логотерапии)

Ф.: "Но скажите, госпожа Линк, не могут ли быть ваши страдания также испытанием? Не может ли быть так, что Бог желает видеть, как госпожа Линк переносит страдания? И, наконец, возможно, следует признать - да, она переносит страдания мужественно. И теперь скажите мне, может ли кто-нибудь стереть произошедшее?"

П.: "Нет, никто не может".

Ф.: "Знаете, госпожа Линк, вы не только в своей жизни многое пережили, но из своего страдания вы сделали наилучшее. Ваша жизнь была и есть одно большое осуществление. Ваша жизнь является памятником! Памятником, который ни один человек не может удалить из мира".

В этот момент произошло нечто неожиданное. 150 слушателей спонтанно разразились аплодисментами. Д-р Франкл снова обратился к пожилой госпоже: "Смотрите, госпожа Линк, эти аплодисменты принадлежат вам. Они относятся к вашей жизни, это было действительно большое осуществление. Вы можете гордиться своей жизнью".

Свою последнюю неделю жизни пациентка прожила спокойно, без депрессии. Её последние слова, как сообщается в истории болезни, были такими: "Моя жизнь является памятником, сказал профессор студентам в аудитории. Моя жизнь не была напрасной..."


Быть счастливым


Самый лучший совет, который может дать логотерапия, это - дерефлексия. Это означает забыть о себе, сосредоточившись на определённой цели, на выполнении определённой задачи. Или в любви отдаться определённой личности и о собственном счастье думать как можно меньше. Счастье придёт само собой.

Отклонение от привычного поведения, преобладающих чувств и зависимых цепных реакций всегда приносит результат. Особенно там, где за этим стоит целенаправленный процесс воли, которая демонстрирует силу духа над эмоциями. Однако нам нужно эту силу в себе пробудить.

Дерекфлесия отвлекает человека от чрезмерной психофизической сосредоточенности на себе самом, которую мы называем гиперрефлексией. Гиперрефлексия является очень опасной, потому что пациент не видит ничего другого, кроме своих проблем. А они овладевают жизнью пострадавшего в такой мере, что он не находит выхода. Логическим завершением этого является патологическое усиление жалости к себе и депрессия. Так как в жизни такого человека не существует ничего иного, кроме только его собственных проблем, вокруг которых днём и ночью вращаются его мысли, не находя никакого решения, становится понятным, что его жизнь является одним большим страданием, большим бременем.

В соответствии с этим человеческие страдания можно разделить на два вида. На страдания, заложенные в судьбе человека, которые являются неизменными, и на излишние страдания, которые человек часто необоснованно и неумышленно вызывает сам. Поскольку создание отношений (между пациентом и врачом) является терапевтической помощью в преодолении заложенного в судьбе человека неизменного страдания, дерефлексия является целенаправленной техникой для устранения излишнего страдания.

Проблемы таких пациентов, с которыми сталкивается врач, фактически являются неконтролируемыми жизненными ситуациями, которые были созданы самими пациентами. Примером является любой вид страсти, и не только алкоголизм или наркомания, но и патологические привязанности. То есть, неконтролируемые вспышки гнева и агрессии, и многие другие наши злые наклонности. Личное счастье не зависит от бокала вина, хорошего сна, потенции тела или удовлетворения любой другой своей потребности с целью получить нечто приятное для чувственного удовольствия. Таким способом истинное счастье не может быть достигнуто.

Простой акт любви



Рассмотрим такой пример: два человека посетили дом для детей-инвалидов. Один из них сказал следующее: "Это ужасно, как страдают эти дети. Я бы никогда не смог здесь работать, я не мог бы на них смотреть". Однако другой сказал: "Если бы я знал, что здесь имеется недостаток персонала и некому ухаживать за детьми, я бы сам пришёл сюда работать, потому что здесь нуждаются в помогающих руках и добрых словах".

Да, в этом разница! Несомненно, это переживание коснулось обоих, но если один слышал только сам себя, другой думал о тех несчастных детях. Кто понимает, где в нём нуждаются, тот также получит силу, которая ему необходима в его задаче. Но кто сразу сомневается в своей силе и не верит, что сможет выполнить задачу, тот видит только свою слабость и, в конце концов, становится от этого расстроенным со всеми вытекающими последствиями.

Не ожидайте от жизни, от наших ближних или от различных ситуаций, только исполнения наших желаний типа: "Что я могу взять от жизни?" Давайте попробуем эту нездоровую эгоистическую парадигму изменить на: "Что я могу дать жизни?"

Кто однажды мог пережить опыт реализации таких ценностей, тот уже никогда не забудет о том, что означает понятие логотерапии: "трансформация страдания в человеческом осуществлении". Тем самым предполагается осуществление, действие, сделанное для другого, простой акт любви - любви как отражения великой Любви Бога.

Д-р медицины Маргарита Чернакова 

Перевёл с чешского Пётр Любимов