Два недопонятых фильма

Алексей Орёл
          2012 год подарил отечественному кинозрителю два фильма на классическую тему Великой Отечественной войны, сразу же оказавшихся в центре внимания и критиков, и публики. Это вышедший на экраны в апреле «Шпион» режиссера Алексея Андрианова и предложенный зрителям ко Дню Победы «Белый тигр» Карена Шахназарова. Кто пожелал - давно их посмотрел, но 4 ноября «Шпиона» впервые покажет телеканал «Россия», а «Белый тигр» отправлен представлять страну в борьбе за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Поэтому хочется вернуться к лентам, чтобы разобраться, а мы-то сами всё в этих фильмах поняли? 
          Хотя тема Великой Отечественной для советского кино была святой, существовала и бесспорная классика, и «проходные» фильмы, ставшие первыми отечественными попытками коммерческого «экшена». За четыре с половиной послевоенных десятилетия сформировалось определенное представление о том, каким должен быть фильм о войне. Что здесь высокое искусство, что - добротное ремесло, а что - поделка «на тему».
          Новая эпоха принесла перемены сразу с нескольких направлений: государство перестало ограничивать режиссеров и сценаристов в их представлении об исторической истине; коммерческая составляющая стала в киноиндустрии главной; произошло принципиальное переосмысление истории самого вопроса; ушло поколение тех, кто видел войну своими глазами, и еще многое другого. Увы, «развязывание рук» кинотворцам ожидаемых блестящих результатов в массе своей не принесло: мы получили множество сериалов о войне, боевиков на тему войны, ремейков советских военных фильмов, кучу откровенной околоисторической халтуры, а Фильмов о Войне с 1991 г. снято  совсем немного.
          И вот, один за другим, выходят две ленты, принципиально отличающиеся от всего того, что мы видели раньше. За бурным обсуждением достоинств и недостатков кинокартин, обделили вниманием основы обоих полотен - литературные произведения, по которым фильмы сняты. А ведь с этого надо было начинать!
          «Белый тигр» создан по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист» (СПб.: Лимбус-Пресс, 2008г.). Как и фильм, кому-то книга понравится, кому-то - категорически нет. Но не прочитав эту книгу, бессмысленно обсуждать сам фильм!
          Для адекватного восприятия повести важно понять, к какому жанру она относится. И здесь следует неожиданное открытие. «Танкист» - это добротная, классическая русская литературная сказка. В буквальном, литературном же, понимании этого термина. И тогда абсолютно все элементы повествования легко и естественно укладываются в требования и законы жанра. Веским доказательством такой классификации произведения служит и «комплект» главных героев, их характеры, да и окончательная судьба, и даже имя главного персонажа: ведь сумасшедший танкист Иван Найдёнов ни кто иной, как всё тот же Иванушка-Дурачок. Что касается выбора автором времени повествования - Великая Отечественная - это, конечно, весьма необычно. Но сюжет книги не порочит и не похабит историю войны, наоборот, книга может много рассказать новому поколению читателей.
          Жаль, что сам Шахназаров в своих многочисленных интервью говорит о чем угодно, но не об этом. Жаль, что он не объясняет, зачем и почему доработал произведение Бояшова своей собственной, не совсем однозначной концовкой. И не понятно, а сам он понял, что экранизировал? И, уж не знаю, хорошо это или плохо, едва ли в тонкостях русского национального жанра разберется «оскаровское» жюри.
          «Шпион» - это экранизация книги Бориса Акунина «Шпионский роман» (напр., М.: «Астрель», 2009г.). Авторы и книги, и фильма неоднократно честно предупреждали: это повествование - альтернатива реальной истории. Город Москва, где происходит действие произведения, это своеобразный Готэм-сити (вымышленный город Бэтмена), только отечественный. И весь остальной антураж - это псевдоисторическая, утрированная калька с истории СССР конца 30-х годов. Для нашего кинопроизводства это подход необычный, применительно к теме весьма неоднозначный, но в нем не было бы ничего страшного, если бы кинорынок не был бы забит псевдоисторическими фильмами, где реальная история тихо растворилась в «авторском видении» и в «бизнес-плане». Для Б.Акунина эта книга, написанная в серии «жанры», прежде всего - литературная игра, затем - коммерческий проект и уж только потом что-то околоисторическое. И если мы будем всерьез говорить о «Шпионе», как о картине противостояния германской и советской разведок, мы совершим грубую ошибку.
          Ничего архинового в произведении Акунина нет, и у этого, довольно модного, жанра есть своё совершенно конкретное название: это - дизельпанк. И в жанре этом на первом месте стоит антураж, а только потом - содержание, чего бы оно ни касалось. А ближайшими «родственниками» «Шпиона» являются вовсе не «Вариант Омега» и не «Семнадцать мгновений весны», а «Небесный капитан и мир будущего» (Paramount Pictures, 2004), а если хотите шире: «Дикий, дикий Вест» (Warner Bros., 1999) и «Тайна острова Бэк-Кап» (Чехословакия, 1958).
          Ни кто же не берется изучать гражданскую войну в США по фильму «Дикий, дикий Вест», и не полагает мультфильм «Ходячий замок Хаула» (Ghibli, 2004) иллюстрацией к жизни и быту Австро-Венгрии XIX века.
          Но всё ли так безобидно? И стоило ли приурочивать эти ленты ко Дню Победы? У нас и так (стараниями горе-реформаторов) провал в системе образования в целом, а в понимании отечественной истории - вообще черная дыра. А сегодня основные кинозрители (а может, и читатели) - дети, которые уже про Кавказ 90-х не имеют представления, сколько раз, кто с кем и за что там воевал. А вы говорите Великая Отечественная! Что же делать?
          Когда я учился в школе, среди педагогов было четыре ветерана Великой Отечественной: директор и три учителя. В семье четверо дедов воевали, один работал для фронта в тылу. И для меня, для брата, для моих одноклассников, фильмы про войну, хоть «Батальоны просят огня», хоть «Зимородок», были понятны просто от начала и до конца. А что делать, как быть сейчас?
          А сейчас надо не ругать «Белый тигр» и «Шпион» за те или иные несоответствия истории (нечего там вообще искать соответствий), а донести до нового поколения зрителей суть отличия этих картин от классики: «В бой идут одни старики», «На войне, как на войне», «А зори здесь тихие», «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны». А еще лучше, в семье показать старые, но великие фильмы о былой, но великой войне сегодняшнему молодому зрителю.