Заметки учителя

Дариа
Было написано на тему «Педагогическая толерантность»


1.09
«Первый день, первый день, первый день! Господи, я волнуюсь, словно это я – первоклассник, а не эти маленькие девочки с огромными бантами на косичках и мальчиками с букетами в руках! Опаньки! Мои первые букеты от моего девятого класса! Гвоздики, гвоздики, хризантемы, снова гвоздики, ого! Лилии! Тааак, кто-то явно с первого дня хочет меня подкупить! Моими любимыми цветами!
- Светлана Сергеевна, здравствуйте! Я – папа Миши Зубкова. – о, а глазками как стреляет – мама не горюй!
- Очень приятно – пожимаю протянутую руку.
- Мне тоже. Я рад, что столь очаровательное создание будет преподавать у моего сына. Вы, если что, обращайтесь – меня зовут Константин Олегович. Для Вас – просто Константин или Костя, – приятная улыбка. Ох, продажная моя душа… шучу, нашла на что купиться.
- Я учту, Константин Олегович – поставила я дистанцию и отняла руку не прилично долго сжимавшуюся его рукой – Извините, у меня классный час, пора знакомиться с подопечными.
- Конечно – улыбка немного поблекла и мужчина ушел.
Я повернулась к классу и… Обожемой! Это какой-то зверинец! Что делать? Хлопнуть журналом по столу? Так его и нет… Прикрикнуть? Так не услышат, сама знаю. А вот это мысль… Я беру стоящий на окне цветок в керамическом горшке и…
- Упс! – прости, цветочек, завтра принесу тебе новый дом, но все внимание класса на меня. Я улыбнулась классу и сказала – Какая я неуклюжая! – дети рассмеялись, некоторые даже искренне, а некоторые с явной издевкой. – Итак, меня зовут Потапова Светлана Сергеевна и я ваш классный руководитель. Сегодня первый учебный день… Да? – какой-то мальчик поднял руку.
- Можно выйти?
- Конечно – я удивилась, ведь урок только начался. Пока мальчик выходил то тут, то там слышались смешки.
- Пошел проверять свой любимый унитаз! Как же, давно не виделись! – сказал парень с последней парты. Дети засмеялись.
- Что это должно значить? – заинтересованно, но в тоже момент с прохладцей  в голосе спросила я.
- Да у него недержание! Даже справка есть! – ответил рыжеволосый курносый мальчишка, сидящий передо мной.
- И вы считаете этот поводом для смеха? Как вы думаете, вам бы было бы приятно на его месте? А его родители? Думаете, им не больно за насмешки над своим сыном и своей неспособностью быстро справиться с болезнью? Вы, взрослые уже люди, многие уже после этого года вольются в общество и возьмут на себя ответственность! Учитесь быть милосердными здесь и сейчас, пока я и вы друг друга можете поправить и помочь, чтобы в будущем вам самим не было стыдно за свое поведение и неумение находиться среди взрослых!
Ответом мне была тишина. Ка раз зашел вышедший мальчик и удивленно осмотрелся, не услышав привычные для себя смешки. Больше эксцессов не было…»

04.09
«Оказывается, у меня в классе есть девушка-мусульманка! И как я ее не видела? Жаль, что у нее нет подруг… Когда я к ней подошла она ТАК настороженно на меня посмотрела! Мне даже не по себе стало… Пришлось организовывать работу в группе на базе долгосрочного проекта, чтобы девочки, Катя и Надя получше узнали Лунару. Посмотрим, что из этого выйдет…»
11.09
«Вроде все не плохо. Ссоры есть, конечно, но без этого – никак у школьников. Да у преподавателей… Как не ясно, молодая – не значит глупая! Ничего, я изменю этот класс и он будет самым дружным! Они увидят, что не может сделать старая школа.»

15.09
«Такое чувство, что надо мной издеваются! И эмоции я могу выплеснуть только здесь! Вот все всё понимают и успевают, один – Коля Сергеенко – нет! Слава Богу, у меня словно вагон и маленькая тележка терпения накапливается, как только я вхожу в класс! Хорошо, что он не наоборот все быстро делает – где бы я задания взяла?
Папа Миши Зубкова опять заходил и пытался подарить конфеты. Я не брала, так он под конец их просто оставил на моем столе. Мы их съели на классном часу с чаем. Ах, да! Мы теперь раз в две недели собираемся встречаться на нашем маленьком «круглом столе»! Мне это чем-то напомнило тренинги на первом курсе. Дети были смущены и не хотели лишний раз дотрагиваться друг до друга. Ха, спустя полчаса этого как не бывало! Я еле их по домам отправила! *Аллилуйя работе на второй смене**Не думала, что так скажу когда-нибудь*»

28.09
«Как я в принципе и ожидала появились проблемы с детьми и субкультур… Как оказалось у меня есть два эмо, один гот и один граффитист.
С эмо проблем как таковых нет, кроме их стиля в одежде. С готом сложнее, но он безобидный. Они втроем даже иногда общаются и легко восприняли меня как учителя и не шли на конфликт. В посиделках они принимают участие, но пока настороженно, немного отдельно ото всех. Правда именно благодаря «столу» они как-то и подружились. Возможно, они полностью вольются в класс, хотя тот к ним в принципе враждебно не относится -  просто игнорируют. Это пока, уж я постараюсь.
А вот на граффитиста да… даже на ВШК поставили и в милиции засветился – разрисовал стену школы! Сидел сегодня надутый как мышь на крупу. Естественно я к нему подошла:
- Ну что, обдумываешь новый дизайн школы? -  весело спросила я его.
- Хм, нет. И какое вам дело?!
- Сережа, я просто хочу узнать – почему ты это сделал. Не «зачем», а «почему». Мне просто интересен твой порыв.
- Просто. – парень закрыл руки в защитной позе.
- А ты где-нибудь учился рисовать? Граффити вполне красивое, только один минус – оно на стене школы.
- Нигде я не учился… - Сережа не поднял глаз.
- А хотел бы?
- Зачем мне это? Я и так умею! – наконец-то парень поднял на меня глаза.
- А вдруг можно улучшить твою технику? Знаешь, я тут на районе знаю одни курсы по рисованию! Туда наша Ксюша Шереметьева собирается записаться – вместе сможете ходить!
- Я подумаю… - хоть какой-то прогресс.»

5.10
«Если честно… Не думала, что столкнусь с ЭТОЙ проблемой… Я тут месяц, а ко мне подходит ученик и делиться свое тайной… что он нетрадиционной ориентации. Не то чтобы я гомофоб, нет, просто я с этим как-то не сталкивалась. Даже странно, там, в кабинете, я выслушала, поговорила и даже потрепала по плечу (тактильный контакт – знак доверия, да-да), а сейчас – секундный фонтан эмоций и все. Пусто. Но не равнодушно. Видимо я поняла и приняла это. Слава Богу.»

16.11
«Ну что я могу сказать? Со мной все свыклись, приняли к себе. В учительской уже идет шепоток о моей якобы новой преподавательской методики и все дружненько собираются на переквалификацию. Мне даже приятно.
Родители, особенно папа Миши Зубкова, больше не пытаются вторгнуться в моё личное пространство. Обошлось без жертв.
Сережа все же сходил на курсы и теперь не перестает меня благодарить за идею с ними. Ксюша же побыла на двух занятиях и ушла. На курсы кройки и шитья.
К Кате, Наде и Луаре присоединилась еще Саша. Теперь они называются «дружный квартет».
Мои неформалы очень неплохо влились в коллектив, но все же в основном предпочитают свой тесный кружок, но теперь с ними хотят общаться, к ним тянуться.
Коля Сергиенко начал работать лучше – я не подгоняю его и терпеливо помогаю нагнать товарищей.
Рома Ниткин  теперь тоже обзавелся друзьями, и никто не смеются над его болезнью, но и жалости я в глазах его товарищей не вижу. Ему она не нужна, просто друзья делают скидку на его состояние и не обсуждают это, ведь он такой же как и они.
Сегодня мне был сюрприз от моих подопечных! Они купили три торта для всех и мне цветы и поздравили с Международным днем толерантности! Ребята признались мне, что мои слова в первый день произвели на них должное впечатление и они уверены, что станут настоящими людьми с большой буквы «Л»»

 Что имелось ввиду:
1.09 – ситуация «преподай себя и вотрись в доверие». Показано толерантное отношение к родителю и ученику с болезнью, а так же указание и  принятие этого остальными учениками.
04.09 – толерантность в вероисповедании, а не игнорирование его как такового.
11.09 – толерантность во взаимоотношении с рабочим коллективом. Не конфликт, а доказывание своих возможностей и даже превосходства.
15.09 – толерантность к проблеме ученика в обучении, а так же не замалчивание проблемы взаимоотношений в коллективе.
28.09 – толерантность к ценностям, целям и убеждениям учеников, а так же помощь им в самоопределении.
5.10 – толерантность к личностному выбору ребенка и принятие этого выбора, и помощь в нем.
16.11 -  промежуточный итог работы.

Хотелось отметить, что в реальной жизни все не так утрировано и быстро происходит. Есть огромное количество трудностей на пути достижения результата и толерантный педагог с решимостью преодолевает их. Толерантность – это та возможность педагога стать на сторону ребенка увидеть его идеалы и ценность и понять их. Подтолкнуть ребенка к правильному решению и дать так нужную ему поддержку и защиту.