Покорение Сибири

Вававалерий
                Покорение Сибири.
                (Пересказ для детей исторических текстов)

      Всего лишь четыреста тридцать лет назад наше государство было не таким уж большим, называлось оно Московия или Русь. Правил на Руси Царь Иван, которого прозвали Грозным. Все области Руси были на земле, которая исстари называлась Европой. Русь со всех сторон была окружена врагами, которые постоянно нападали на нашу страну. Царь Иван Грозный имел большую армию, почти триста тысяч воинов. Но и с такой большой армией он не мог справиться с врагами Руси.

     С южной стороны на Русь делали набеги турки и крымские татары, приходилось постоянно быть настороже. С западной стороны нападали поляки, немцы и шведы, отвоёвывая у Руси западные земли. Лишь с северной стороны никто не нападал на Русь, там жили только белые медведи. А вот на востоке Царь Иван победил своих врагов – татарское Царство Казанское – и захватил большой город Казань на Волге реке. На востоке Руси стало спокойнее, и граница Московии проходила по Каменному Поясу – так в старину назывались Уральские горы.

      А за Каменным Поясом была неведомая земля – татарское Царство Сибирское. Его земли были обширны и богаты пушным зверем, широкие полноводные реки и озёра полны рыбой. Ещё в древние времена дружины новгородские заскакивали за Каменный Пояс торговать пушной товар. Жили там за Каменным Поясом малочисленные племена и правил ими Хан Кучум, потомок великого монгольского завоевателя Чингиз-хана.

      На севере Руси, совсем рядом с Каменным Поясом в Пермском краю строили города и заводы русские купцы Строгановы, получившие от царя грамоту на «камские изобильные места». Сибирские татары завели обычай тайком переправляться через Каменный Пояс и нападать на городки и заводы Строгановых. Эти частые набеги причиняли большие разрушения, множество русских людей угонялось в плен за Каменный пояс в Сибирское Царство. Купцы Строгановы пожаловались Царю Ивану на татар Сибирских. Строгановы не требовали ни воинов царских, ни оружия, ни денег, а попросили у Царя разрешения строить крепости на земле Сибирской за Каменным Поясом, чтобы защищать свою землю от нападения татар Сибирских. И Царь Иван дал им такую грамоту.

      Строгановы имели разрешение от Царя Ивана набирать на военную службу «охочих» людей. И они набирали самых лучших воинов того времени – казаков. Как раз в это время гулял по реке Волге со своею дружиною атаман Ермак Тимофеевич. Доставалось от него и купцам волжским и царским кораблям. Рассердился на Ермака Царь Иван и приказал привезти к себе. Но Ермак не захотел ехать к Царю, а, спасаясь от Царя,  поплыл со своею дружиною вверх по Волге на реку Каму, и приплыл к купцам Строгановым. Купцы приняли Ермака на службу, и стал он со своею дружиною охранять владения купцов от сибирских татар.

      Казаки Ермака были отчаянные ребята, бесстрашно дерзкие, храбрые и искусные воины. Для вольной, раздольной и веселой жизни им  постоянно требовалась военная добыча. А предводители казаков, атаманы, искали ещё и воинскую славу. Но ни военной добычи, ни славы, охраняя городки Строгановых, не заработаешь. У казаков был доблестный и незаурядный предводитель. Пока казаки 2 года служили у Строгановых, Ермак разузнал много полезных сведений о Сибири, узнал, как можно пробраться в Сибирь, узнал, что Сибирь богата ценным пушным зверем – соболями, бобрами, черными лисами. А у Хана Сибирского и его князьков можно найти сокровища и богатую добычу.

      И вот тут желания Ермака и купцов Строгановых совпали. Строгановы хотели поставить свои городки в Сибири и вести торговлю, а Ермаку и его казакам нужна была военная добыча и слава, которую они могли получить, пойдя  походом против Хана Кучума на землю Сибирскую. Дело это было опасное и нелёгкое. У Хана Кучума  было десять тысяч воинов, в основном конных. Но они вооружены были только луками, саблями и копьями, Сибирские татары в то время не знали пороха. Были у Хана ещё отряды подвластных ему князьков.
 
      Ермак стал готовиться к походу. К 540 казакам Ермака Строгановы присоединили 300 немецких и литовских пленников, искусных в стрельбе из ружей и пушек, пообещав им от имени Царя свободу за верную службу. Казацкая дружина Ермака была хорошо вооружена, у каждого казака были сабля, копьё, боевой топор, кинжал и самострел – так на Руси называли арбалет. Защищены казаки были стальными доспехами. Кроме этого у казаков имелось триста пищалей, много дробовых ружей и даже испанские аркебузы. Были и пушки. Строгановы снабдили казацкое войско огневым припасом – порохом, пулями, ядрами, снабдили продовольствием и разными инструментами, которые могли понадобиться казакам. Для похода были построены струги – большие лодки, на каждой могло разместиться около двадцати казаков с оружием и запасами продовольствия. Пушки в то время стреляли на триста метров, пищали на сто метров.
 
      Наконец в начале осени небольшой отборный отряд Ермака сел на лодки и струги и отправился навстречу солнцу к горам Уральским искать смерти или славы. Сколько трудностей им предстояло перенести? Проезжая в местах для них неизвестных, они каждую минуту могли ожидать нападения ханских воинов, скрывавшихся в лесах. На каждого казака приходилось от 12 до 15 воинов Хана Сибирского. Много опасностей было для лодок и стругов от подводных камней в быстрых и незнакомых реках. Кроме того, не зная, как далеко простирались земли Сибирского Царства, они не могли быть уверены в том, что у них хватит на всё время похода огневых припасов и продовольствия, и что они не умрут от голода. Но храбрость и неимоверное упорство казаков помогли преодолеть все трудности!

       В те времена основными дорогами служили реки, по ним перемещались и люди и грузы разные. Так же поступил и Ермак. Поплыл он со своей дружиной по реке Каме к тому месту, где в неё впадает река Чусовая, которая спускалась с Уральских гор. Дальше поплыли по реке Чусовой против её быстрого мощного течения. Река была мелкая, посреди быстрого потока реки там и тут торчали огромные скалы. Вместе с многочисленными подводными камнями и мелями эти скалы представляли большую опасность для стругов Ермака.

      Но казаки обошли все препятствия. Чем дальше поднимались казаки вверх по Чусовой, тем больше сил тратили гребцы, чтобы преодолеть течение. Временами струги приходилось тащить бечевой. Многие казаки бурлачили на Волге, и это было им не в новинку. Упорно продвигаясь против сильного и бурного течения Чусовой, казаки добрались до места, где в неё впадает река Серебрянка, текущая с самых вершин гор Уральских.  С Чусовой Ермак повернул на Серебрянку. Свое название эта река получила за чистую, прозрачную воду, с оттенками серебра. Берега Серебрянки, скалистые и обрывистые,  порой достигали высоты 100 - 200 метров, сужались иногда до 10 - 12 метров, течение реки оставалось столь же стремительным, как и на Чусовой. В это время пошли дожди, и уровень воды в Серебрянке поднялся на 2 и более метра. Благодаря такой "большой воде" казаки получили возможность подвести свои тяжело груженые струги по реке к самым перевалам Уральских гор.  Вышли из Серебрянки на горном перевале уже поздней осенью.
 
      Ермак решил устроить зимовье и переждать зиму, а весной двигаться дальше. С наступлением весны отряд Ермака перешёл линию, разделяющую Европу и Азию. Прорубили просеку в диком лесу. Легкие лодки, струги и грузы на руках пришлось нести через перевал, а тяжёлые струги бросили. Горные ручьи за перевалом привели Ермака к речке Баранже. У её истоков Ермак приказал разбить лагерь и строить плоты. Ещё у Строгановых Ермак узнал что Баранжа впадала в реку Тагил. Из Тагила можно попасть в реку Туру, а из Туры выйти к рекам Тоболу и Иртышу, к сердцу Сибирского Царства, его столице городу Искер. Этот путь был наиболее удобен для Ермака.

      Спустившись на плотах и лёгких стругах по Баранже к Тоболу, казаки устроили лагерь на Тоболе, занялись строительством больших ладей и занимались этим несколько недель.  Построив ладьи, казаки загрузили в них оружие, пушки, припасы, продовольствие и тронулись в путь вниз по течению реки Тобол. На сибирских реках казакам не надо было, выбиваясь из сил, идти против течения. Вода сама несла по течению казачьи ладьи и струги.

      Окружающие места казались совсем глухими. Поселения были разбросаны по берегам реки на огромном расстоянии одно от другого. Жители смотрели на казаков с детским любопытством. Проплыв вниз по Тагилу, флотилия казаков приближалась к реке Туре. Здесь начинались владения Сибирского Хана. Далее, спускаясь по реке Туре, казаки стали замечать на берегу конные ватаги ханских воинов. Они пытались стрелять из луков в казаков, но стрелы, долетая до середины реки, были не опасны казакам. А вот пули из казацких пищалей доставали ханских конников, сокращая их число, а гром выстрелов быстро распугивал их.

      На берегу Туры стоял городок Князя Епанчи, у которого в подчинении было много татар и племена Вогуличей. Здесь случилось первое сражение казацкой дружины. Епанча встретил казацкое войско тучей стрел с берега, но Князь и его воины бежали, устрашенные громом пушек и сильной стрельбой из пищалей. Ермак велел захватить городок Епанчи и поплыл дальше по Туре, захватывая татарские селения вниз по реке.

      Близ впадения Туры в реку Тобол произошло первое серьезное сражение казацкой дружины с главными силами войска Сибирского Хана. Шесть Сибирских мурз, во главе которых стоял племянник Хана храбрый военачальник Маметкул, попытались остановить казаков, обстреливая тучами стрел из луков с берега, но успеха не добились. Сражение было ожесточённое и длилось несколько дней. Казаки, отстреливаясь из пищалей и пушек, побили много неприятелей, вынудили их к бегству, и вошли в реку Тобол.

      Дальше казаков ждало новое испытание. Есть в русле Тобола участок, где река, сжатая отвесными берегами, очень узка, а правый берег поднимается отвесной скалой. Хан приказал перегородить реку засекой из спущенных в реку и связанных цепями деревьев, и укрепить так, чтобы казачьи ладьи и струги не могли пройти. Засека обстреливалась с высоких берегов множеством татарских лучников. Хан отправил туда огромное войско во главе со своим племянником Маметкулом. Ему было велено дождаться, пока казачьи ладьи уткнутся в заграждение, и сверху засыпать их стрелами.

      Ермак заподозрил засаду и приказал остановиться. Три дня готовились казаки к сражению. Основные силы казаков тайно высадились на берег и незаметно подошли к татарскому войску с тыла. К засеке по реке устремились струги, на которых оставалось лишь двести казаков. Чтобы татары ничего не заподозрили, на свободные места были посажены чучела. Подплыв к заграждению, казаки со стругов отрыли пальбу из пушек и пищалей. Татары, собравшись на высоких берегах Тобола, ответили стрелами. Сражение продолжалось долго. И тут на татар с тыла напал отряд, посланный Ермаком. Не ожидавшие этого воины Маметкула в панике бежали. Разбив засеку, дружина казаков устремилась дальше вниз по Тоболу к столице Сибирского Хана городу Искер.

      По пути казакам встретился укрепленный городок Карачин, здесь жил татарский мурза Карачи.  Ермак со своими казаками взял его неожиданным ударом. В городке казаки захватили много золота, серебра, драгоценных камней. Кроме того, много хлеба, скота, меда. Казаки жили в этом местечке больше месяца и хорошо отдохнули.

      На Тоболе, в двух километрах от того места, где он впадает в реку Иртыш, есть мыс, называемый Чуаш. Это была последняя преграда на пути к столице Сибирского Царства. Хан Кучум, который не мог думать ни о чем, кроме как бы изгнать казаков из Сибири, собрал здесь большие силы. Кроме конницы Маметкула к мысу Чуаш подошло целое ополчение из всех подвластных Хану земель. Татар на этот раз было в двадцать раз больше, чем казаков. Татары устроили завалы из срубленных деревьев на пути к своей столице и собрались упорно защищать эти укрепления и не пропускать казаков. Первый приступ татарских укреплений казакам не удался. Второй штурм также не принес успеха. Не смотря на большие потери, татары сражались стойко и отчаянно.

      Во время третьего штурма казаками татарских укреплений, Хан Кучум, видя, что казакам не удаётся прорваться через укрепления татар, решил покончить с дружиной Ермака и приказал своим конным воинам атаковать и опрокинуть казаков. Татары, разломав в трёх местах свои укрепления, вывели конницу в поле и со всех сторон устремились на небольшую дружину Ермака. Но казаки всегда отчаянно сражались, независимо от количества врагов. Они встали плотными рядами, заняв круговую оборону. Казаки стояли крепкою стеной - успевали быстро заряжать пищали и беглым огнем из пищалей и пушек поражали нападавшие толпы татар. Пищальники, сделав выстрел, отходили в глубину строя, перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды. Стрельба из пищалей и пушек велась непрерывно.

      Если татарской коннице всё же удавалось приблизиться к казацкому строю, то казаки встречали врага копьями и саблями. Татары понесли огромные, просто огромные потери, но прорвать казацкий строй так и не смогли. В бою был тяжело ранен предводитель татарской конницы Маметкул. Татарская конница была в панике и, услышав известие о ранении своего предводителя, побежала с поля боя. Казаки пошли вперёд и сходу захватили татарские укрепления. Всё наспех собранное войско Хана Кучума стало разбегаться, а сам Хан Кучум убежал в далёкие степи.
 
      Победа была полной.  Дорога на Искер была свободна. Сражение у мыса Чуаш было решающим и означало покорение Ермаком почти всего Сибирского царства. Зайдя на ладьях и стругах из Тобола в реку Иртыш, Ермак поздней осенью вступил в город Искер, столицу Сибирского царства, который стоял на высоком берегу Иртыша. В тяжелых сражениях с татарами дружина Ермака понесла потери. Казаков осталось не более 600 человек, и они решили остаться на зимовку в столице Сибирского Царства.

      Были еще нападения небольших шаек татар под начальством выздоровевшего Маметкула, но без всякого успеха для татар, и, наконец, сам Маметкул попал в плен к Ермаку. Тогда жители Сибири, увидев окончательное поражение своего Хана Кучума, начали добровольно покоряться знаменитому Атаману, несли дары и выражали покорность. Ермак принимал от местных князей присягу на верность Царю Московии Ивану Грозному. Таким образом, Ермак то ласкою, то угрозою утвердил за несколько месяцев свою власть над завоёваным Царством и объявил себя повелителем всей Сибири.

      Первым делом Ермак направил посольство Царю Руси Ивану во главе с храбрейшим атаманом Иваном Кольцо с сообщением о победе. Казаки положили к ногам Царя сообщение о покорении обширного Царства Сибирского и богатства Сибири - дорогих соболей, черных лисиц, и бобров. Царь возликовал и обрадовался, что его государство неожиданно многократно увеличилось. Давно не бывало такого веселья, по всей Москве звонили колокола. Казаки получили богатые дары от Царя, Ермак Тимофеевич был назначен  наместником в Сибири. Ему Царь поручил управлять новой страной и назвал Князем Сибирским. В помощь Ермаку Царь послал Воеводу и 500 стрельцов.

      Потом была тяжёлая и голодная зимовка в Искере. Летом казацкие отряды на ладьях прошли по реке Иртыш и великой сибирской реке Обь, приводя к покорности живущие там племена. Потом были новые стычки с отрядами татар, новая голодная и тяжёлая зимовка, унёсшая жизни многих казаков и стрельцов.  Два года удерживал Ермак под своей властью покорённую Сибирь, но, попав в татарскую засаду, он погиб.
 
      Покорение Сибири Ермаком – это был первый шаг на пути превращения древней Руси в Россию. Новые казацкие дружины и служилые государевы люди с воеводами пришли на  место Ермака. Строили новые городки и крепости в Сибири. Шли дальше на восток так же, как и Ермак по рекам на ладьях, новые отважные казацкие дружины. Закрепляли новые обширные земли за Русью. Уже через 60 лет отряды казаков прошли всю огромную землю сибирскую до самого Тихого океана. И таким образом древняя Московия превратилась в Великую Россию, а первый шаг к этому сделал славный Атаман Ермак.

  В.Ф. 31.10 2012