Студенческие конспекты об искусстве танца

Инна Овчинникова
«Каждый вид искусства обладает своим материалом, при помощи которого он реализует себя.  Что же является материалом танца?  Если говорить коротко, то – движение.

Некоторые эстетики подразделяют все виды искусства на оптические (т.е. воспринимаемые визуально – живопись, скульптура и т.д.), акустические (музыка) и оптически – акустические (театр) и если они попутно причисляют танец к последней группе, то они правы лишь постольку, поскольку считают танец составным, а не простым искусством.
Так и есть, что танец всегда опирался на музыку, однако непреложность этого не столь уж бесспорна – ведь можно представить танец и без музыки».

«Художественное переживание у зрителя (и слушателя) возникает от напряжения и расслабления, которые он ощущает одновременно с движениями танцовщика. Но такое возможно и без музыки. Больше того. В цирке в момент наибольшего напряжения или опасности музыка умолкает, ибо она просто мешала бы тишине,  которая необходима для восприятия самого захватывающего трюка!

Точно так же музыка может стать помехой для  полноценного восприятия движений танцовщика. Потому танцовщики обычно выбирают для своих выступлений весьма посредственную музыку, а хорошие пианисты не соглашаются аккомпанировать танцу, ибо им пришлось бы избегать всех пианиссимо и интонаций и передавать только жесткий костяк музыки, имеющий мало общего с искусством».

«Быть может, развитие форм танца пойдет гораздо успешнее, если он с самого начала не будет связываться с музыкой. Однако этот вопрос остается открытым».