Черемуха душистая

Олег Борисенко
Как-то включив недавно телевизор. Услышал знакомую песенку «Малиновки услышав голосок» и память невольно вернула меня в промозглую осень тысяча девятьсот восемьдесят первого года…
В клубе Высшего военного Краснознаменного Училища. имени С.М.Кирова. После прошедших массовых беспорядков, нам давал концерт инструментальный коллектив Зенитно Ракетного Училища. Подружились мы тогда можно сказать на всегда. Сдружили совместные действия по ликвидации беспорядков…
Курсанты ЗРУ пели «самоделишную песню» на мотив «Малиновки». Сейчас по прошествии многих лет  я конечно уже не смогу восстановить слова по памяти. А коверкать своей бурной фантазией не желаю. Поэтому вставлю строчки, которые врезались в мою курсантскую память. Называлась она «Черемуха». Черемуха это отнюдь не дерево с красивыми цветками, которые я пожирал пригоршнями перед школьными экзаменами, а слезоточивый газ, который в ту пору стоял как специальное вооружение в войсках МВД и Советской милиции. 

Черемухи заслышав запашок,
вдруг вспомню я забытые сраженья….
Как на обком бежали басмачи,
Кричали бей курсантов до уничтожения…

Черемуха душистая
напомни ну-ка мне,
как бились с анашистами,
в холодном октябре…

Может эта песенка сейчас мне и вам покажется примитивной. Но в далеком восемьдесят первом, когда про Афган практически еще не публиковалось в прессе, до Алма-ата, Карабаха, Таджикистана, Двух Чеченских воин, эта песня стала нашим маленьким гимном.
                ***
Из официальной сводки…
24,25,и 26 октября 1981 года столицу Северной Осетии – Орджоникидзе (ныне Владикавказ) сотрясли широкомасштабные антиправительственные выступления экстремистских и хулиганских групп местных жителей. Для борьбы с ними в городе, население которого не превышало 250 тысяч человек,были сконцентрированы сводные отряды и подразделения 3- х военных училищ.13 соединений внутренних войск. 2-х соединений Советской Армии.органов внутренних дел и госбезопасности – всего 7160 штыков(поданным на 27 октября 1981 года)
                подполковник Тимур Макоев
                Журнал «На боевом посту» №11
                ноябрь 2006 года.

                ***
Но семь тысяч штыков набрали к шапочному разбору.
24 октября, мы сидели в учебном классе на самоподготовке. Через час должен был состоятся кросс на три километра.
Я скучая смотрел в окно. Хоть сам и увлекался велоспортом до армии, но бежать почему-то не очень хотелось. Принудиловка, ведь она, как обратная сторона магнита, отталкивает все добрые начинания. Вчера я нарисовал стенгазету и очень об этом пожалел сегодня, потому что если бы не поторопился, то мог бы откосить от кросса. Но дело было уже сделано. Краски высохли, и взводный ее уже просмотрел. Меня он похвалил.
-Лучше бы от забега освободил, что мне его похвала, за четыре года, которые впереди еще успею отличиться.
-Взвод! Встать! Смирно! – эта неожиданная команда, вернула меня к действительности. То в класс группы влетел как ошпаренный лейтенант Юрченко, наш взводный.
-Вольно! Садись! – скомандовал взводный.
-Курсанты, толпа с гробом убитого движется в сторону города. Впереди прутся бабы и дети, уже один заслон милиции и курсантов смяли. Порвали форму, кое кому разбили головы.. В случае если толпа приблизится к Орджоникидзе наш взвод в составе всей десятой роты, должен выдвинутся в оцепление.
-А кросс? – поинтересовался я.
-Какой на хрен кросс, ты что дурак, Борисенко??
И все таки мне не верилось, что ненавистная дистанция в три километра откладывается из-за какой-то ерунды. Но «ерунда» росла как снежный ком. При подходе к городу толпу пополнили городские жители…..
                ***
«Причиной событий, произошедших в Орджоникидзе осенью 1981 года, следует искать в далеком 1957 году. Именно тогда на территории Пригородного района Северо-Осетиской АССР вспыхнули конфликты между ингушами, возвратившимися тринадцатилетней казахстанской ссылки, и  переселенными сюда после депортации выходцами из Южной Осетии.»
                подполковник Тимур Макоев
                Журнал «На боевом посту» №11
                ноябрь 2006 года.
                ***
По коридору затопали сапожищами курсанты спецвзвода четвертого курса. Замкомвзвода Эдик Анучин вышел из класса. Потом вернулся и взял с собой двух курсантов.

Они принесли десять или одиннадцать солдатских касок, и радиостанцию Р-105.
-Все бля,- пояснил Анучин - Пока хлебалами щелкали, все каски разобрали другие взвода. Ты радист командира батальнона!- сказал мне Эдик и сунул рацию в руки, прибавив.
 –Тебе каска не положена. Если что пилоткой прикроешься.
-От кого? – поинтересовался я.
-Не от кого, а от чего! От камней идиот! Там носороги уже памятник Серго Орджоникидзе разбирают! А он мраморный, по башке получишь, потом всю жизнь воробьям фиги показывать будешь.
-А остальные? Касок-то на взвод не хватит? – не унимался я. На правах комсорга батальона, я немножко имел права спорить с младшими командирами.

Анучин влез на табурет стоящий у командирского стола.
-Внимание взвод! Делай как я! – с этими словами он развернул у пилотки поля вниз ушами.
Мы все стали похожи на пленных немцев, которых ведут по Москве…
Строится на плацу!- раздалась команда.
Мы выходили на построение, а перед нашими носами первокурсников. Практически не выкакавших мамкины пирожки, проносили под руки курсантов четвертого курса, с разбитыми лицами и головами. У них, также средств защиты было, на три роты  касок сорок – не больше.
-Один курсант или сержант старшего курса, с повязкой на голове крикнул:
Куда собрались с голыми руками??? Ломайте табуретки и разбирайте ножки.
Я понял, что резиновых палок в училище нет. Тут же задавая себе вопрос и ломая взводную табуретку, подумал:
- А как я живого человека ударю ребристой деревянной ножкой по голове? Ему же больно будет! Но больно пока было лишь курсантам четвертого курса. Я утешил себя тем, что деревянная ножка все-таки лучше, чем пуля. Ведь двенадцатой роте раздали боевые патроны, и они сидели в казарме в ожидании команды «Фас»…

                ***
«Из доклада первого заместителя министра внутренних дел Северо-Осетинской АССР Б.Б.Дзова на заседании коллегии республиканского МВД 23 декабря 1981 года.
-События, свидетелями которых мы были, являются следствием неглубокого анализа, недостаточно критического отношения к событиям, происходившим в предыдущие годы. Оперативная обстановка в Орджоникидзе и некоторых населенных пунктах Пригородного района обострилась еще в 1972-1973 годы…..В последующем обстановка изменилась после ряда убийств. Информация о настроениях была…но туманная. И совершилось новое убийство. Вот Вам и результат…
Бывший в период описываемых событий начальником Пригородного РОВД Грицан на том же заседании докладывал:
 -21 октября 1981 года, ночью, на территории селения Плиево Назранского района Чечено-Ингушской АССР во дворе дома Махчиева был убит шофер такси ОПАП-1 города Орджоникидзе Гаглоев Казбек Иванович, 1955 года рождения….труп Гаглоева был доставлен в селение Камбилеевское. Похороны назначены на 24 октября 1981 года.Около 10 утра 24 октября оперативный дежурный сообщил временно исполняющему обязанности начальника ОВВККУ им.Кирова  полковнику Набатову Н.Т. о вероятности привлечения курсантов к ликвидации массовых беспорядков.Курсанты второго и третьих курсов находились в отдаленном районе на уборке кукурузы. Кроме ОВВККУ на территории Северной Осетии никаких подразделений Внутренних Войск не было…
                подполковник Тимур Макоев
                Журнал «На боевом посту» №11
                ноябрь 2006 года.

                ***
Я включив радиостанцию, надев наушники бегал за комбатом,  как Муму за Герасимом, который ходил туда-сюда вдоль строя.
-Что там, в эфире?- поинтересовался он.
-Говорят, что местные менты разбежались. На площади одни старшекурсники остались. Толпа в обком прорвалась и громит все что там есть. -  разводя руками ответил я комбату…

Батальон по команде комбата Усманова, в колонну по два начал выбегать на улицу, где бесилась толпа…Я побежал за комбатом, как лунатик, качая над головой антенной радиостанции…

Наверное наш вид напугал толпу. Так как увидев пилотки с опущенными ушами, хлебные лотки вместо щитов и ножки от табуретов. Толпа подумала, что вернулись варвары. Погнав хулиганов с площади, мы загнали ее в парк. Но вскоре толпа погнала нас обратно к дверям обкома.
-Я подумал: Если всю ночь бегать друг за другом, пугая истошными криками по очереди, то радистом я быть, не желаю. Рация весила около 12 килограмм.
Но толпа вдруг увидала въезжающую на площадь пожарную машину. Ры..Ры.. О…- раздалось из внутренности людского сборища. Пожарный мужественно включил водяную пушку, и струя пенообразователя вырвалась из ствола. Но как она вырвалась, так и кончилась. Может воды забыли заправить, может пушка сломалась.
Пожарный сообразив, что его сейчас будут бить, спрыгнул с машины и шурша широкими брезентовыми Маяковскими  штанищами, ломанулся, как ломовая лошадь к нам.

Толпа, подбежав к пожарке, стала ее раскачивать. Теперь я уже совсем перестал соображать. Было похоже на новогодние забавы, только вместо снежков был камень. Толпа кидала в нас куски мрамора, мы подбирали их и кидали обратно.
 
Курсанты ЗРУ заняли ОБКОМ и как в Смольном развалились на широких лестницах. Тут то я и совершил акт мародерства. Зайдя за комбатом в здание ОБКОМА, я умудрился тяпнуть солдатскую каску у спящего ракетчика. Комбат похвалил:
 -Молодец! Не зевай Фомка – на то и ярмарка!
 Теперь я носился за комбатом в шинели с краповыми погонами и каске с надписью ОЗРУ…

продолжение: http://proza.ru/2012/11/02/1238