Небольшая история про кружок парашютистов

Левва
 
Из истории ДОСАВ 


Разыскивала необходимую бумагу и нечаянно обнаружила "Свидетельство парашютиста", вполне заслуженно мной полученное. Потом была жизнь, переполненная другими событиями, я благополучно забыла об этом эпизоде своей молодости, но вот - неожиданное напоминание.

   Однажды в наш небольшой районный город явились эмиссары из республиканского ДОСАВа с задачей вовлечения молодёжи в парашютизм.
В нашей школе-десятилетке появилось приглашение желающим записаться в соответствующий кружок. О, это - как раз для меня! И я не только записалась, но излучала при этом такой энтузиазм, что увлекла и любимую подругу.

    Существовало одно возможное преткновение: мне не исполнилось даже и семнадцати лет при том, что официально условием для вступления в ряды отважных парашютистов предусматривались восемнадцать. К счастью, в полном соответствии с негласным, но неопровержимым правилом нашей жизни - строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения- на это обстоятельство никто внимания не обратил, ДОСАВу нужно было выполнить план.

   И пошли мы в кружок. Нам прочитали вводную лекцию, показали, как укладывать парашют, и накоротко организовали отработку техники приземления, неустанно подчёркивая, что главное в приземлении - следить, чтобы спуск происходил не спиной, а лицом вперёд к приближающейся земле. Если же ветром несёт как раз вперёд спиной - манипулировать стропами. Господи, да чего же проще, смешно даже, есть о чем говорить! В спортзале нашей школы был подвешен парашют, и мы неоднократно проделывали этот манёвр: перехватывали ремни, ведущие к стропам, руками крест-накрест и совершали таким образом разворот на 180 градусов. И скажите, что тут сложного? Р-раз - и уже висишь задом наперёд. Посмеивались: прямо детский сад... Собственно, на этом закончилась наша подготовка, следом за которой настал и долгожданный день.

   Стояла прекрасная, такая характерная для наших мест зимняя погода: ясный день - ни облачка, всеохватное голубое небо, солнце рассиялось, как начищенное, крупичатый снег слепит глаза бриллиантовым сверканием. Сладчайший морозный воздух и ни малейшего ветерка - мощный антициклон, завсегдатай и повелитель погоды в это время года, правит бал.

   В те годы аэропорт, как таковой, в городе отсутствовал. В его качестве выступал, по существу, простой аэродром.  Из всех отличительных признаков, полагающихся объекту специального назначения, в его распоряжении имелась только полосатая "колбаса", одиноко болтавшаяся на длинном шесте. Наверняка где-то присутствовала и психрометрическая будка, но в глаза она не бросалась. Лётное поле являло собой укатанную снежную поляну. Миниатюрный ПО-2, предназначенный поднимать нас в небеса, прилетел специально из Казани для "посвящения нас в рыцари", обычно же воздушные ворота города хронически пустовали.

   Мы с моей неразлучной подругой уже подходили к аэродрому, располагавшемуся за пределами города, когда нас догнал чрезвычайно взволнованный её отец.
- Нина, вернись! - потребовал он, - вернись сейчас же!
И поскольку Нина продолжала идти рядом со мной, обратился ко мне:
   - Валя, это ты виновата, твоё влияние, ты будешь виновата во всём!
В тот момент я была совершенно невменяема, в голове прочно засела одна цель, и смысл обращённых ко мне слов просто не доходил до моего рассудка. Какая вина, за что? Мы молча продолжили идти своей дорогой.

   И вот все в сборе: 10-12 одноклассников плюс инструктор, совсем молодая девушка, а в целом "хотя и маленькая, но зато могучая кучка"! Тут же и "воздушный извозчик" - пилот, ненамного старше нас. Буднично поздоровавшись друг с другом, мы столпились вокруг инструктора: кому-то надо стать первопроходцем, естественно преимущество - представителю сильного пола. Один представитель загружается в самолет. Прославленный в кино ПО-2 взлетает, мы напряженно за ним следим. Самолёт делает круг, еще один и ... ничего не происходит. Идёт на посадку, мы окружаем его, оттуда вылезает сконфуженный дерзатель. Не рискнул.

   Инструктор нервничает. Кто следующий?  - Да я же, я!! В лихорадке нетерпения влезаю в тесную кабинку. Она впереди, кабина пилота сзади. Сверху нет никакого прикрытия, сразу - открытое пространство, воздух. Поднимаемся.
Впервые в жизни лечу на самолёте, но не испытываю в связи с этим никакого волнения, тем более страха, только жгучее нетерпение. Сознание, по-видимому, подавлено, я - как бы вне своего конкретного положения, есть только заданная цель. Наверное, это и есть одержимость. Или запрограммированность... Я словно робот, лишённый рассудка.

   Мотор вроде затихает, или это мне кажется? Полная тишина - значит, надо прыгать. Оборачиваюсь назад, пилот кивает. Вылезаю из кабины не без его помощи: он подталкивает одной рукой кверху слегка застрявший ранец. Становлюсь на крыло, оно как раз оказывается под ногами, как площадка, и - вниз!

И тут же несколько секунд невыразимого блаженства - чувство невесомости. Затем рывок - раскрылся парашют, и я повисаю как будто неподвижно. Спуска не чувствую, ветра нет,  меня не раскачивает, поэтому - ощущение парения. Такая благодать! Обозреваю окрестности в состоянии необыкновенной приятности. Вижу внизу на бескрайнем белом поле небольшую толпу своих, они кричат, размахивают руками, наверное, в экстазе приветствуют меня, так друзья ведь! Ответно машу им рукой. Теперь надо бы развернуться, спиной я к ним ...

   Бамс! - какая подлость! - со всего маху я шлёпаюсь на попу с перекатом на спину и далее почти на плечи, при этом ноги закидывает почти до самого лица! Оказывается, мои сотоварищи вовсе не ликовали по моему поводу, а усиленно мне кричали, чтобы я, растяпа такая, развернулась лицом к надвигающейся земле, как полагалось в сложившейся ситуации.Окружили меня, укротили парашют, вознамерившийся тащить меня дальше по укатанному снежку, удостоверились, что я в полной норме, и пошли прыгать сами.

   В беспредельной, никогда не испытанной ранее эйфории я не осознавала, что происходит быстрый спуск. Хорошо понимая необходимость выполнения манёвра, я полагала, что у меня в запасе ещё полно времени, и надо сначала поприветствовать своих, раз они мне так радуются...

   Высота, с которой мы прыгали, составляла 600 метров. Позже я где-то прочитала, что это как раз очень опасная высота для новообращённых. Случись что с парашютом, новичок может не успеть сориентироваться и раскрыть запасной - слишком мало на такой высоте остаётся времени на размышления. Риск был большой, не напрасно родители Нины были против её участия в этом мероприятии.

   Тем временем, прыгнули все, включая и того, кто пошёл на вторую попытку. Все сумели учесть мой печальный опыт и приземлились по инструкции. Моё "изящное" приземление прошло для меня без последствий.
Через несколько дней в рабочем порядке, без поздравлений, без малейших намёков на торжественность момента произошло оформление нашего нового статуса : всем нам присвоили звание парашютиста, каждому вручили значок и "Свидетельство парашютиста".


 

___________________
- Колбаса - длинный конус с обрезанными концами. Служил для определения направления и отчасти скорости ветра.
- Психрометрическая будка - специально сконструированная будка на высоких ножках, в которой размещаются приборы для определения температуры и влажности воздуха.