черемуха душистая 3

Олег Борисенко
Толпа не сразу отреагировала на быстро въезжающие в ворота грузовики.
Это были курсанты 2-го и 3-го курсов ОВВККУ, в авральном режиме порядке отозванные со сбора урожая из колхозов Ирафского района.

                подполковник Тимур Макоев
                Журнал «На боевом посту» №11
                ноябрь 2006 года.

                ***

Комбат выставил оцепление. Я болтался с рацией за спиной и наблюдал за толпой, которая уже разжигала костры на площади, добрые бабушки приносили лаваши и араку молодчикам не желающим уходить с насиженного места. Вдруг открылись двери грузового КПП, и строй курсантов 2-го и 3-го курсов устремился к площади. Толпа,роняя лаваши и бутылки, побежала, увидев массу военных. Потом я узнал, что и из парадного входа одновременно выдвинулись курсанты четвертого курса. Через минут семь площадь опустела. Курсанты гнали толпу по проспекту Мира, и через чугунный мост дальше в город. Подъехала милиция и увезла гроб с убитым таксистом. А часам к двум мы увидели колонну из ЗИЛ-131, это прибыл мотострелковый батальон Грозненского полка. К нам прибыло первое подкрепление.
На следующий день все повторилось. На площадь опять просочились воинствующие элементы.
Я присел на радиостанцию и закурил. И вдруг вспомнил, что вечером принесли почту и вручили письмо от мамы. Отойдя в сторону я на одном дыхании прочел его. Сзади подошел курсант моего взвода Лешка Синчило:
 -Барсик, покурить оставишь?
Я молча передал ему в руки бычок и попробовал пошутить:
-Кури, кури, а то у меня уже губы жжет.
-Ты что такой убитый?
-Ленка замуж выходит в январе, мать написала. Соседи же.
-Че делать будешь?
-Курить брошу!
-Что правда, что ли?
-Спорим? Пока не найду другую, не закурю!
Мы с Лешкой поспорили на два блока сигарет и я ему отдал оставшиеся в пачке две или три сигаретки.

Город пылал, окна близлежащих домов были выбиты, магазины разграблены, местная милиция ушла в партизаны...
Единственный в училище БТР-60ПБ, носясь по улицам Орджоникидзе, грохотал из КПВТ холостыми патронами.
В него из обкуренной толпы летели бутылки с зажигательной смесью.

Горящий БТР возвращался к училищу, где на него направляли водяную струю из пожарной машины...
Когда пламя сбивали, черный от копоти лейтенант, закрывал люк, и
машина вновь исчезала в конце проспекта.
-Что-то долго нет БэТээРа-, проговорил комбат, как Илья Муромец из под ладошки смотря сквозь клубы слезоточивого газа, к которому войска и толпа давно уже привыкли...
Стоящий рядом капитан показал пальцем в конец проспекта.
Оттуда, как из преисподни, появилась охваченная огнем машина.
БТР летел на всех парах, колеса у него горели, от брони шел черный
дым. Горящий бронетранспортер остановился у пожарной машины.
Солдат - пожарный, сидевший за водяной пушкой, пустил струю в несколько атмосфер.
Лейтенант, задыхаясь от едкого дыма, откинув башенный люк, высунулся по пояс и жадно хватал широко раскрытым ртом воздух пахнущий черемухой.
Струя долетела до лица лейтёхи, его щеки надулись, как у хомяка, и задрожали под давлением воды.
Лейтенант, закатив глаза, провалился на дно горящего БТРа.

Солдат получил по роже от прапорщика. Офицера же, который рыгал, как Змей Горыныч пенообразователем, пытаясь судорожно захватить глоток воздуха, вытащили из люка и привели в чувство...

Днем на БТР, как Ленин на броневик, взяв в руки мегафон, забрался прибывший специальным рейсом член ЦК КПСС товарищ Соломенцев.
Он представился, толпа стала его слушать.
Но последняя фраза решила судьбу переговоров.
После необдуманной тирады о применении силы, в члена ЦК полетели из толпы камни, и оратор кубарем скатился с импровизированной трибуны...

               
                ***


Согласно официальным данным, из числа лиц, принимавших участие в ликвидации массовых беспорядков, в результате полученных увечий скончался один человек. У силовиков зарегистрировано 328 травмированных военнослужащих, подавляющее число из которых (226) приходилось на  ОВВККУ им.Кирова. Травмы различных видов и степеней получили 28 военнослужащих других частей Внутренних Войск. Досталось и союзникам (74 пострадавших среди курсантов и офицеров ОЗРУ и ОВОКУ)
328 обратившихся за медицинской помощью. Сколько же было «Не обратившихся»? – постеснявшихся, посчитавших зазорным или не нужным?

Нам нужно учится у военных! – резюмировал, подводя итоги операции, министр Северной Осетии В.С.Комиссаров.
Более конкретно и откровенно по этому поводу высказался начальник охраны общественного порядка МВД СО АССР Р.М. Кабалоев» Если бы не наше училище МВД, мы бы многих недосчитались»
               
                подполковник Тимур Макоев
                Журнал «На боевом посту» №11
                ноябрь 2006 года.
               
 
Я тогда, на свою беду, припрятал одну шашку «черемухи».
И хранил её до самого зимнего отпуска. Зачем? Не знаю. Наверное на память или...

Вернулся из отпуска, не догуляв и недели.

-Ты, что так рано? - поинтересовался мой взводный, увидев меня утром в казарме на кровати.

-Соскучился! - улыбнулся я, и, подмигнул ему синим подбитым глазом.
-Красавец! Где тебя так?
-Пусть не лезут!- пошутил я.

А вечером меня вызвали в канцелярию.

На столе, перед ротным,  лежала телеграмма из Кировского РОВД г. Петропавловска.

"-Курсант Борисенко Олег Анатольевич 15 января 1982 года устроил скандал в кафе «Айсберг» . Где проходил торжественный вечер по поводу бракосочетания гр.Смирнова Александра Владимировича и Панасюк Елены Васильевны. После того как драку разняли, он ушел, но вернувшись  через пятнадцать минут, бросил в зал, шашку со слезоточивым газом «Черемуха». Просим принять меры и сообщить нам о наказании вашего военнослужащего."

И уже вечером, драя очки в туалете, я тихонько мурлыкал песенку:

«Черемуха душистая,
напомни тихо мне….»

Генерал Иванов меня не выдал, я отделался пятью нарядами вне очереди… и конечно же насмешками моих сослуживцев, которые подтрунивают меня до сих пор...

фото; 4 взвод 10 роты. первый курс.