ХР Распространение мустьерской культуры

Александр Суворый
ХР. 2.7.39.3. Эпоха мифических цивилизаций. Неандертальская мустьерская цивилизация. Распространение мустьерской культуры. Часть 3.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 39.2. Неандертальская мустьерская цивилизация. Распространение мустьерской культуры. Часть 3.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Места производства и образцы форм мустьерских орудий Сангойской, Атерийской, Стилбейской, Ховисонс-портской и иных африканских индустрий-культур.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период.
Плейстоцен. Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
50 000 до н.э.


Весь мир. Допотопное положение Северного и Южного полюсов. Евразия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества разумных классических неандертальцев. Классический первобытнообщинный строй. Неандертальская мустьерская цивилизация. Распространение мустьерской культуры. 50 000 до н.э.


Мустьерская культура, мустьерская эпоха или неандертальская мустьерская цивилизация – это культурно-технологический комплекс, порождённый и развитый Неандертальской расой, присущий неандертальскому человечеству.

Расцвет и гибель неандертальской мустьерской цивилизации приходится на период 50 000-39 000 до н.э.

Какой Рок погубил мустьерскую цивилизацию Неандертальской расы – достоверно пока неизвестно.

Однако точно известно и ясно, что наследниками неандертальской мустьерской цивилизации будут сначала неандертало-кроманьонцы, а затем первобытные люди современного вида Кроманьонской расы (гибридная неандертало-кроманьонская Шатальперонская и чисто кроманьонская Ориньякская культуры.

В данное время (50 000 до н.э.) по всей Земле относительно быстро распространяется культурно-технологический комплекс Мустьерской культуры – основа неандертальской мустьерской цивилизации.

Культурно-технологический комплекс неандертальской Мустьерской культуры возник примерно 310 000 лет до н.э. и следует за древней Ашельской культурой или Ашельской эпохой (1 430 000-310 000 до н.э.).

Ареал распространения или Ойкумена неандертальской мустьерской цивилизации в данное время (50 000 до н.э.) соответствует их распространению около 100 000 лет до н.э.: Северная Африка, Средиземноморье, южные регионы Западной, Центральной и Восточной Европы, Ближний Восток, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Восточная Азия, Беренгия и, возможно, легендарная Арктида-Гиперборея.

Повсеместно имеется много местных разновидностей неандертальской мустьерской культуры, но повсеместно используются характерные мустьерские дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалываются разной ширины и толщины отщепы, которые предварительной и, возможно, последующей оббивкой превращаются в различные орудия труда и боя: скрёбла, остроконечники, ножевидные лезвия, резцы, проколки, свёрла, пилы-дантикюле , наконечники копий и дротиков.

В Северной Африке, в Средиземноморьте и на Ближнем Востоке неандертальская мустьерская культура контактирует с культурами африканских кроманьонцев.

В этих регионах имеет место аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) – «процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа» (Википедия).

Несомненно, количество неандертальских групп, общин и иных объединений в Ойкумене в данное время превосходит количество подобных объединений кроманьонцев, и неандертальская мустьерская цивилизация в данное время является доминирующей.

Поэтому неизбежно и закономерно культурно-технологические комплексы или системы жизнеобеспечения разных человеческих групп и объединений должны были взаимодействовать, взаимопроникать и взаимно дополнять друг друга.

«Нет людей, чьё культурное развитие обошлось без влияния иностранной культуры» (антрополог Франц Боас).

«Аккультурация проявляется тогда, когда группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих групп» (антропологи Р. Билз, Р. Линтон, Р. Редфилд и М. Херсковиц).

Всё первобытное человечество (человечества) отличается генетической стойкостью наследуемых внешних и внутренних признаков рода и расы, инстинктов поведения, обычаев, обрядов, ритуалов и традиций.

Однако разные общины, группы и объединения первобытных людей данного времени под влиянием различных географических, экологических и социальных причин (например, в отношениях системы межобщинного доминирования) по-разному следуют указанным признакам, инстинктам, обычаям, обрядам, ритуалам и традициям.

Одни полностью принимают или замещают старые инстинктивные привычки, обычаи, обряды, ритуалы и традиции новыми – чужими.

Другие адаптируются и частично изменяют свои инстинктивные привычки, обычаи, обряды, ритуалы и традиции, дополняя и видоизменяя их под влиянием новых – чужих.

Третьи полностью отторгают и не принимают чужие обычаи, обряды, ритуалы, традиции и даже полезные новшества, строго и фанатично сопротивляясь любым изменениям, борясь с ними и с их носителями.

Несомненно, в отношениях разумных классических неандертальцев и классических кроманьонцев имели место все виды, разновидности и формы отношений аккультурации.

Несомненно, естественно и обычно, что люди, изначально наделённые большой физической силой, выносливостью, ловкостью, смелостью, отвагой, умением владеть своим телом, орудиями и оружием неохотно признают чьё-то превосходство над собой. Особенно людей, не обладающих такими же физическими данными, как они…

Несомненно, что разумные классические неандертальцы данного времени повсеместно считаются господствующей или доминирующей расой, потому что реально и действительно обладают способностями и возможностями эффективно охотиться, есть высококалорийное мясо, контролировать кормовые территории и обеспечивать свою жизнедеятельность практически в любых условиях окружающей среды.

Но в каждой или любой группе, общине, роде, племени или любом другом человеческом объединении обязательно найдётся что-то иное, другое, интересное, полезное, нужное, новое.

Поэтому «оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены», но группы, общины и иные человеческие объединения будут при этом по-прежнему различны.

Действительно, если новым орудием труда гораздо легче и удобнее работать, при этом не устают руки и не травмируются пальцы, а работа делается быстрее и эффективнее, то неизбежно и естественно будет применяться более эффективное, надёжное, острое и удобное орудие, предмет или какая-либо вещь.

Жизнь и жизнедеятельность всех живых существ устроена таким естественным образом, что каждый стремится к удобству, комфорту, сытости, удовольствиям и безопасности, но никто, ни инстинктивно, ни сознательно (в обычных нормальных условиях), не стремится к неудобству, дискомфорту, голоду, страданиям и смерти.

(Возможно – это один из основных и общих законов жизни – А.С.).

Поэтому взаимодействие или аккультурация неандертальской и кроманьонской культур происходило, вероятно, двумя путями:

путём свободного заимствования технических, технологических и культурных новшеств друг друга при взаимном мирном сосуществовании и отсутствии господства одних над другими;

путём насильственного внедрения технических, технологических и культурных новшеств при доминировании или господстве одних над другими.

Последующая история освоения различными цивилизациями Северной и Южной Америки, Юго-Восточной и Восточной Азии, Австралии, евразийских просторов России покажет различные примеры и пути аккультурации.

В данное время (50 000 до н.э.) неандертальскому и кроманьонскому человечествам есть, что предложить друг другу. Археологические находки следов и артефактов данного времени надёжно свидетельствуют, что на одних и тех же территориях среды обитания имеются много разновидностей мустьерской культуры.

Это означает, что группы, общины и иные человеческие объединения неандертальцев и кроманьонцев существовали в относительной обособленности друг от друга, сохраняли свои обычаи, обряды, традиции, но при этом неизбежно общались и взаимодействовали.

По закону подобия (все подобно всему) такое традиционное существование-взаимодействие сохраняют многие современные народы Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Подтверждением тому – существование множества обособленных языков единых языковых семей на ограниченных территориях обитания людей:

Америндская языковая семья имеет более 50 групп и свыше 1000 языков.
Австралийская языковая семья имеет 32 группы и около 300 языков.
Индо-тихоокеанская или «папуасская» языковая семья имеет свыше 800 языков, около 20 групп и макросемей, которые возможно не связаны особым родством.
Койсанская языковая семья объединяет бушмено-готтентотские языки и племена.
Нило-сахарская языковая семья объединяет около 350 отдельных от других языков.
Языковая семья нигер-конго состоит из нигеро-кордофанских, конго-кордофанских (около 1000 языков) и собственно кордофанских языков.

Мустьерская техника и индустрия леваллуа в разных видах, вариантах и формах очень быстро распространилась по всей Ойкумене, обитаемой классическими неандертальцами и классическими кроманьонцами.

Это свидетельствует, во-первых, о технологичности и универсальности мустьерских орудий, а во-вторых, о наличии либо дарообменных, либо захватнических, либо торгово-обменных отношениях между разумными классическими неандертальцами и дважды разумными классическими кроманьонцами.

Кто над кем доминировал и господствовал в данное время не только утверждать, но и предполагать очень трудно. Повсюду в местах стоянок данного времени встречаются раздробленные кости и черепа, как неандертальцев, так и кроманьонцев…

Однако археологические факты утверждают: Сангойская африканская культура, «аналогичная по технологическому уровню мустьерской культуре Евразии или даже культурам перехода к Верхнему Палеолиту, появилась, возможно, на основе Ашёльской культуры в Южной Африке ещё 500 000-100 000 лет до н.э.

За период 100 000-50 000 до н.э. Сангойская (мустьерская) культура распространилась из Южной Африки на север в Анголу, бассейн реки Конго и к берегам озера Виктория (место существования палеокроманьонских культур).

Атерийская культура Среднего Палеолита обитателей северной Сахары и региона гор Атлас имеет более 10 известных пока стоянок периода вреемни 90 000-20 000 лет до н.э.

Носителями Атерийской культуры были африканцы-палеокроманьонцы очень раннего (древнего) типа, «в котором проявляется некоторое внешнее морфологическое сходство с неандертальцами». (Всего известны костные останки лишь нескольких скелетов атерийцев).

Атерийцы тоже изготавливали мустьерские леваллуазские орудия, но для их усиления прикрепляли к ним деревянные рукоятки.

Атерийцы, возможно, первыми стали широко применять лук и стрелы. Их основным оружием были копья и дротики с каменными остроконечниками.

Африканские атерийцы ещё 82 000 лет до н.э. делали «украшения из раковин моллюсков Nassarius, окрашенных охрой и с отверстиями для нанизывания». Аналогичные украшения периода 70 000-50 000 до н.э. будут найдены в неандертальских и кроманьонских стоянках-поселениях на Ближнем Востоке и на юге Африки, в пещере Бломбос.

Характерными и типичными мустьерскими орудиями Атерийской культуры были:

атерийская обоюдоострая проколка (овальной формы ручное каменное орудие-отщеп с заострёнными концами),

атерийский остроконечник (совершенной треугольной формы наконечник с острым концом и заострёнными краями, а также с тонко выделанной хвостиком-ножкой для крепления в древке копья, дротика или стрелы),

атерийский скребок (совершенной полукруглой формы плоский наконечник-отщеп с заострёнными краями, по форме «в профиль» в виде молодого гриба-мухомора со шляпкой и тонкой плоской ножкой для крепления в деревянной или костяной рукоятке).

Не более 1000 лет просуществовала в Южной Африке культура Стилбейская индустрия (71 900-71 000 до н.э.), орудия которой были очень схожи с мустьерскими орудиями данного времени (50 000 до н.э.) из Европы. Стилбейские орудия впервые будут найдены на месте археологического памятника Стилбей (ЮАР).

Южноафриканские стилбейцы делали орудия не только из каменного сырья, но также использовали кости и оленьи рога.

В период 65 800-59 500 до н.э. в Южной Африке существовала Ховисонс-портская индустрия, культура сходная Стилбейской культуре, но более развитая. Следы и артефакты Ховисонс-портской индустрии остались в известных стоянках-пещерах Бломбос, Дипклоф и Сибуду (ЮАР).

Особенностью Стилбейской индустрии была «предварительная термическая обработка камня до отсечения от него отщепов».

Обжиг камней в огне и в жаре костра позволял отсекать от нуклеуса-ядрища отщепы длиной до 5 см. При этом они были тоньше и острее, поскольку их можно было откалывать «по косой» или почти параллельно поверхности камня.

Отщепы термически обработанного камня получались ровными, без зазубрин и сколов, а главное соответствующими задуманной форме орудия.

Изготовление таких орудий по такой технологии свидетельствует уже о ведическом донаучном естествознании создателей и носителей Стилбейской индустрии и Ховисонс-портской индустрии.

В Африке изначально климатические, географические и экологические условия существования определяют судьбу людей (первобытных и современных), обитающих на этом материке.

150 000 до н.э.

Кульминация Микулинского, Земского, Казанцевского и Сангамонского тёплого межледникового периода в Северном полушарии (160 000-130 000 до н.э.). Одновременно продолжается в Западной Европе стадия похолодания «гляциал Рисс III (Комб-Греналь 1-7» (204 000-134 000 до н.э.).

Южная часть будущей Испании, вся Италия, Греция, Балканы, западная часть Малой Азии, северо-запад средиземноморья Африки и Ближний Восток покрыты субтропическими жестколистными вечнозелёными лесами.

На месте африканской Сахары царит пустыня. Вся центральная часть Африки занята саванной. Как всегда жизнь в Африке бурлит в её тропическом центре и вокруг великих озёр Восточной Африки. На юге Африки – пустыня.

Возникновение предков будущих коренных африканских племён (народов) Южной, Восточной, Центральной, Западной и Северной Африки (генетические линии серии L1 и L2) (150 000-140 000 до н.э.).


125 000-120 000 до н.э.

Начало Рисс-Вюрмского и продолжение Микулинского, Земского, Казанцевского (Северная Азия), Сангамонского (Эмианского, Канада) межледниковья (128 000-90 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Рисс/Вюрм» (134 000-110 000 до н.э.). Завершение Тазовского оледенения в Северной Азии (160 000-127 000 до н.э.). Уровень мирового океана на 12-13 метров выше современного уровня.

Наиболее влажный период межледниковья. В Африке дождевые тропические леса занимают большую площадь, чем сегодня.

В пещере Броккен-Хилл (Северная Родезия, Замбия) хорошо сохранятся остатки скелета: крестец, большая берцовая кость, фрагменты бедренной и плечевой костей, а также череп европеоида современного вида Homo sapiens sapiens – неоантропа-палеокроманьонца.

Человек из пещеры Броккен-Хилл имел рост 1,78 м и вес, соответствующий среднему весу современного европейского человека. Он имел длину бедра, как у современного человека, но очень узкий таз (ширину бёдер).

Крестец этого человека типичен для обитателей тропиков. Он не был широк в плечах и скорее был ходок (бегун), нежели крепкий оседлый житель пещеры Броккен-Хилл.

Скелет этого «родезийца» сближает его с другими палеокроманьонцами из пещеры Схул IV и расой кроманьонцев в целом. Обитатели пещеры Броккен-Хилл ближе к современной европейской популяции людей современного вида и наиболее удалены от классических неандертальцев.

Человек из Броккен-Хилл обладал современными пропорциями скелета и тела, был длинноногим и мускулистым, приспособленным для ходьбы и бега и уже располагал необходимыми возможностями для расширения территории своего обитания, в том числе за пределами Африки (125 000-110 000 до н.э.).


110 000-90 000 до н.э.

Рисс-Вюрмское, Микулинское, Земское, Казанцевское, Сангамонское (Эмианское) межледниковье (128 000-90 000 до н.э.). Начало стадии похолодания «гляциал Вюрм I А (Перигор I)» (110 000-105 000 до н.э.).

Весь мир. Смена магнитных полюсов. Северное полушарие. Начало периода относительного понижения солнечной активности. Стабилизация климата с фазами резких климатических изменений.
 
Развитие эпизода Блэйк эпохи Брюнес смены магнитных полюсов Земли (114 000-108 000 до н.э.). Завершение большого цикла повышенной солнечной активности (210 000-110 000 до н.э.). Начало большого цикла относительного понижения солнечной активности (110 000-10 000 до н.э.).

Стабилизация климата на Земле сопровождается длительным периодом нестабильного климата, в течение которого тёплые и холодные кратковременные фазы неоднократно сменяют друг друга (110 000-105 000 до н.э.).

В это время в Африке установился засушливый период (110 000-90 000 до н.э.). Африканские пустыни вновь овладевают огромными территориями на севере Африки. Лишь на экваторе останется неширокая полоса тропических лесов и саванн.

Климатические экстремальные условия, перемены климата и погоды, засуха на огромных африканских территориях привели к массовым миграциям животных и людей.

Неандертальцы и другие первобытные люди, изготавливающие «мустьерские» орудия, расселились по всему миру.

Их следы и останки будут обнаружены в будущих странах: Германия (долина Неандерталь), Испания, Бельгия, Франция, Италия, Югославия, Причерноморье, Крым (пещера Киик-Коба), Средняя Азия (грот Тешик-Таш, Узбекистан), Палестина, Ирак, Южная Африка, остров Ява.

Эти первобытные люди весьма различны по внешнему облику, почему они и разделяются на отдельные расы и группы.


65 000 до н.э.

Вюрмское, Вислинское, Валдайское, Висконсинское оледенение (70 000-51 000 до н.э.). Начало в Северной Азии (Сибирь) четвёртого оледенения – Зырянского (65 000-55 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Вюрм II Дюрнтен (Перигор III)» (67 000-59 000 до н.э.). Резкие колебания климата стабилизировали уровень мирового океана на отметке 78-79 метров ниже современного уровня.

Максимальная интенсивность глобального похолодания привела к тому, что южное устье Красного моря закрылось (обмелело) и отрезало море от Индийского океана.

Массовая гибель планктона в Красном море усугубляется резким снижением содержания кислорода в морской воде и высокой температурой воды на отмелях и мелководье у берегов Абдура в Эритрее, возле устья Красного моря.

Засуха в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Аравии.

Наоборот, на открытом побережье Индийского океана (Аденского залива и Йемена) воды насыщены кислородом и богаты планктоном. Местные собиратели даров моря не испытывают мук голода и холода, обогреваемые влажными ветрами и тёплыми водами Индийского океана.

Закрепление первобытных людей в местах компактного проживания и начало создания постоянных стоянок-поселений и святилищ – мест захоронения родных и родичей (65 000-40 000 до н.э.).

Теперь повсеместно первобытные люди будут возвращаться к этим родным и священным местам, чтобы сохранить связь с «родиной» и духами предков и в итоге «поселиться» вместе с ними в потустороннем мире (на кладбище).

Новые волны мигрантов африканской Экваториальной или Австрало-негроидной расы азиатского генного клана «Рохани» повторяют пути древних первопроходцев и обновляют коренное население Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.


51 000 до н.э.

Межледниковое потепление климата. Начало последнего из четырёх циклов тёплого и влажного климата на территории так называемого малоазийского «Плодородного Полумесяца». Этот цикл оказался самым тёплым, влажным и длительным – 5000 лет (51 000-46 000 до н.э.).

Вероятный «демографический взрыв» населения Ближнего Востока и Малой Азии. Пустыня Негев стала обитаемой для животных и людей. Массовые миграции первобытных людей.

На северо-западном побережье Средиземного моря сконцентрировалось наибольшее количество представителей генетической линии «Джахангир» (J). На землях Леванта (Средиземноморского Ближнего Востока) обитает 30-60% мужских линий «Джахангир» (J) – генетического сына «Сифа» (F).

Наибольшее количество генетической линии «Джахангир» (J) в Европе (40%) распространилось в Анатолии (современная Турция). Возникновение на территории будущей Анатолии (Турция) «зелёного коридора» между Южной Азией и Европой. При этом муссоны на побережье Индийского океана более влажные, чем в современное время.

В данное время на родине всего человечества в Африке обитают носители нескольких обособленных мустьерских культур: сангойской, атерийской, стилбейской, ховисонс-портской.

Носители Сангойской культуры распространились в Африке на север в Анголу, бассейн реки Конго и к берегам озера Виктория.

Атерийская археологическая культура распространилась по территории северной Сахары и региона гор Атлас.

Возможно, преемником африканской Атерийской культуры стала Иберо-Мавританская культура.

Носители африканской Стилбейской культуры, вероятно, являются первыми в истории человечества первобытными людьми, обладавшими научным или исследовательским складом ума, высоким уровнем мышления и интеллекта.

Распространение техники и технологии производства сложных по форме и изготовлению каменных орудий труда, их термической обработке и т.д. практически невозможны без речи и языка, без соответствующих слов-обозначений-наименований, слов-понятий и слов-действий.

Африканская Ховисонс-портская индустрия, индустрия Ховисонс-Порт или Ховисонс-портская культура могла преобразоваться в другие культуры в результате аккультурации, ассимиляции или иного приспособления с господствующими африканскими культурами.

В Евразии орудия типичных ховисонс-портских форм, размеров и функциональной принадлежности будут производить через 25 000 лет после исчезновения в Африке Ховисонс-портской индустрии, то есть около 40 000 лет до н.э.

Таким образом, ховисонс-портские орудия были и остаются в истории человечества как «одновременно современные и несовременные».

Африканские носители Ховисонс-портской культуры-индустрии, также как носители более ранней Стилбейской культуры-индустрии создавали свои символические артефакты, амулеты и обереги с гравированными изображениями, применяли скорлупу яиц страусов с нацарапанным орнаментом и бусы из раковин.

При этом минеральные красители (охра) широко использовались в качестве краски-пигмента для украшения тела, что является косвенным свидетельством о наличии и проявлении символизма, мифологического и мифопоэтического мышления.

Возможно, носители Ховисонс-портской культуры-индустрии уже использовали каменные ножи (охотничье снаряжение) как традиционные символические или обрядовые подарки или средство дарообмена.

Характерно, что для производства таких каменных ножей требовалась доставка каменного сырья из очень отдалённых мест.

Сегодня точно неизвестны потомки Ховисонс-портской культуры-индустрии. После её исчезновения человечество вернулось к уже более примитивным каменным орудиям.

Возможно, африканская Ховисонс-портская культура-индустрия была одной из первых в истории человечества исчезнувшей «мифической высокоразвитой цивилизацией», аналогичной легендарным цивилизациям Гипербореи, Лемурии и Атлантиды.

В любом случае интересно было бы раскрыть тайну исчезновения или аккультурации Сангойской, Атерийской, Стилбейской и Ховисонс-портской индустрий-культур. – А.С.

(Продолжение следует)