Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-4

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-4
Нина Филипповна Каменцева
Жизнь моя, как осенний листочек.

 

Роман
Глава 2. «Мои достижения»

Часть 4. «Возвращение»

Ах мама,
мама, какая мудрость?!

Ах, мама, мама, какая мудрость?!
Учила жизни, объясняла девчонке,
А я забыла её советы, где в жизни
Соли достаточно для вкуса...
Мне жизнь казалась всегда раем,
Где всё дано тебе, ты только бери,
Но переменчивая погода в доме
Не раз заставила становиться на дыбы.
Я лошадью была спесивой в доме
И на себе тащила всю семью,
Не обращала я внимание на его прихоти
И поведение, я так сберегла семью...

 http://stihi.ru/2011/03/18/920



   Конечно, я была очень благодарна Лизе – она не только ухаживала
за моим старшеньким, а убрала всё во флигеле, даже постирала моё
замоченное бельё в корыте... А это всё было сделать трудно, потому
что у неё двое детей и мой ещё, надо было натаскать воды с колонки,
чтобы всё пополоскать. Она была прекрасная хозяйка! Я всегда за-
видовала её терпению гладить – всё наглажено без единой складки.
Её бельё отличалось белизной. Она делала так: кипятила, добавляя
ереванскую жидкость. Не работая, она фантазировала дома, и всегда
у неё было чисто и блестело всё, как перед комиссией, но я-то знала,
что она это делает каждый день... Я же работала, училась – чаще у
меня была книга в руках, чем половая тряпка, но всё равно я поддер-
живала чистоту, – но не до такой степени, как она... Настолько меня
обрадовали подарки новорождённой и мне, даже от Ашота, который
не очень любил что-нибудь покупать.
    Моё возвращение из больницы полностью его исправило. Он
каждую свободную минутку стал прибегать домой. Стал очень ла-
сковый к детям и даже Pобика постоянно выводил куда-нибудь погу-
лять, чтобы спокойно спала наша малютка. Украина – это не Грузия,
и в конце августа стало холодать. Флигель был холодным – там не
было печки. Там была газовая плита. Я включала, а сверху стави-
ла кирпич – накаляясь, он давал тепло, но этого было недостаточно.
Один раз днём закончился газ, так как он был в баллоне и привозной.
Я же не могла поменять, и моя соседка, пришедшая на перерыв, по-
меняла этот баллон на другой, свой. Мы с ней дружили. Она со мной
разговаривала на украинском языке, и я её уже понимала. Вечером
пришёл Ашот. Я рассказала ему, что газ закончился и два часа не
отапливался флигель. Он меня успокоил, сказав, что рабочий сезон
обычно до ноября месяца, но у них закончился гудрон. Это означало,
что его могло хватить до десятого или пятнадцатого сентября, и мы
уезжаем. Я так обрадовалась – сразу вспомнила свою семью, боль-
ного отца, братьев и сестру. Как у неё дела? Она меня с ним познако-
мила, но выйдет ли замуж за студента? Ведь она всегда говорила, что
выйдет замуж за профессора или же...
    День учителя – и мы снова собрались у Вано дома. Там была и
Оксана, но я не обращала на неё даже внимания... После рождения
второго ребёнка у меня пропала ревность, или же я заметила боль-
шую перемену Ашота к своим детям и особенно ко мне. Как всегда,
танцы, и я уже смогла показать свой класс, ведь обучение грузин-
ским танцам в детстве сделало меня пластичной для всех танцев, а
главное, у меня был великолепный слух – это от моей мамы... Когда
я росла, у нас не было пианино, но моя мама великолепно играла на
пианино для нас у соседей, даже с закрытыми глазами. Она подго-
тавливалась, обязательно переоденет платье, и брала всю свою дет-
вору к соседке. Мы рассаживались на полу. Она садилась на край
скамейки, заранее открыв крышки верхнюю и нижнюю – любила,
когда громко... и эта громкая музыка доносилась до нас.
   Вечерело. Мы, распрощавшись, пошли домой. Ашот нёс Робика
на руках. Я же везла коляску с нашей красавицей Мариночкой. На
улице не было холодно, и мы не спеша дошли, даже успели выпить
вечером чаю... Дни проходили очень быстро. В воскресенье наши
мужья уехали в Харьков за билетами. Возвратились поздно, но уже
мы знали, что семнадцатого сентября уезжаем в Грузию, в Тбилиси
– к себе на родину, где выросли...
   Назначенный день настал рано. Утром подъехала грузовая маши-
на, и мы стали выносить наши чемоданы. Помимо чемоданов нам
выделили с совхоза по два ящика яблок Снежный Кальвиль, а так-
же банки перетёртой чёрной смородины, большой баллон майского
мёда, даже мясо, свеженину... Так, что вся машина была загружена.
Меня с ребёнком посадили вперёд, и рядом даже поместилась Ли-
зина девочка. Её звали Виолла. Она была одногодичная. Обычно
всегда держалась за мамину юбку, но видя, что Мариночку посади-
ли в кабину, тоже захотела быть рядом... Мы ехали уже в Харьков.
Дорога длинная – часа три, наверно. Машина остановилась около
вокзала. Когда всё выгрузили, я только теперь заметила, как много у
нас тюков, мешков, ящиков. Наняли носильщиков, и они нас повезли
уже через переходы на наш путь и приблизительно остановили око-
ло нашего вагона. Мы были там на перроне, похожие на цыганский
табор... Все укутанные – было холодновато. Наш состав подали... И
точно: мы уже у нашего вагона. Только вперёд пропустили с детьми.
Наше купе. Тепло, и пахло крепким чаем.
    Полтора дня в пути прошло быстро. Одно купе наше, другое их.
Необыкновенный характер дочери – не плакала. Проснётся – откро-
ет глаза. Накормлю – опять заснёт. Полтора дня до Тбилиси проле-
тели мгновенно. Радость, что скоро будем дома... Робик опечалился,
что его велосипед не положил Вано на машину, потому что и так
было много вещей. Я ему обещала купить новый. Уже мы проезжаем
по территории Грузии, и через несколько часов поезд остановился в
городе Тбилиси на железнодорожном вокзале. Два такси не хватило
на все наши ящики и мешки – взяли три такси, и через полчаса мы
были уже дома. Какая красота! Когда ты долго не бываешь дома – тут
ты всё воспринимаешь по-другому. Ашот на следующий день пошёл
устраиваться на завод им. Орджоникидзе опять токарем. Я же пошла
домой к родителям – проведать своего отца.
   Когда я постучалась, отец мне открыл. Он был с палочкой, но уже
передвигался в квартире... Я ему показала свою малютку. Побыла
там немного, оставила гостинцы, что привезла с Украины. Поехала
домой, оставив своих детей на Лизу. Я побежала навестить своего
брата Владимира, но когда он меня увидел, как будто бы забыл – вна-
чале не узнал, потом долго плакал, курил одну за другой «Приму»,
которую я принесла, покушал и сам сказал: «Я пошёл»... Его здоро-
вье ухудшалось с каждым днём. Сколько раз я ещё посещала его –
замечала только ухудшение... Со всеми встретились – обрадовались,
что мы возвратились... В хлебном я встретилась со своей подругой
по техникуму Лили, и она мне сказала, что меня ищет замначальника
планово-финансового отдела Модебадзе. Я сказала, что завтра зайду
в Управление дороги... Я была в декретном отпуске, и мне было очень
интересно, почему он меня искал.
     Вечером мы всей семьёй поехали к бабушке Кате со своими го-
стинцами. Она, как всегда, нас накормила варениками и разным со-
леньем и сказала, что она ушла на пенсию. Я ей объяснила, что меня
начальство искало. Она обещала прямо с утра прийти к нам домой.
Она была безотказная. Утром Ашот уже на работе. Пришла бабуш-
ка Катя. И я, накормив Мариночку, побежала по Чугурети вниз до
Хетагурова на трамвай номер 8, который шёл до вокзала. Через две
остановки раньше было Управление Закавказской Железной дороги.
Поднимаюсь на второй этаж. Зашла в большую комнату, там было
много бухгалтеров, а Лили ещё работала там машинисткой. Она по-
дошла ко мне и сказала, что зайдёт и скажет обо мне. И сразу же он
меня позвал в свой кабинет. Модебадзе был не только замначальника
финансового отдела, он же был и наш лектор в техникуме по пла-
нированию. Он всегда поражался моим способностям и даже тому,
как я с главными бухгалтерами составляла форму 2-2 по амортиза-
ционным расходам и основным средствам, но в его кабинете я была
впервые.
    Большая комната – его стол и от него ещё длинный, человек на
десять... Я стояла у двери, поздоровалась. Он предложил сесть. Его
речь началась с того, что он помнил, что я была беременна на госэк-
заменах, даже спросил – девочка или мальчик, а затем он сказал, что
во второй поликлинике на улице Пекина нужен старший бухгалтер
на правах главного, и он рекомендует на эту должность меня. Мне
всего двадцать лет. Какой солдат не мечтает быть генералом! Так и я
мечтала в то время быть главный бухгалтер, как мой отец. Я спроси-
ла: есть ли у меня день подумать? Он сказал: «Есть, потому что мы
уже как неделю ждём именно тебя». Я поблагодарила и выскочила из
кабинета... Поехала домой. Накормила свою дочь и спросила бабуш-
ку Катю, будет ли она смотреть за моей дочерью, совсем крохотной,
потому что я получила назначение на работу. Она согласилась. Вече-
ром я рассказала Ашоту. Он обрадовался, потому что ему было бы
трудно одному справиться с текущими расходами.
    Утром, одевшись красиво, я поехала опять к Модебадзе, и он в
присутствии меня позвонил Кохреидзе, главному врачу второй по-
ликлиники, и предложил мою кандидатуру на эту должность. И меня
послал к нему познакомиться. Также он позвонил во врачебно-сани-
тарную службу в плановый отдел и послал туда рекомендацию на
меня. На троллейбусе я доехала до Дворца спорта и немного про-
шлась по улице. В конце уже я заметила надпись: «Поликлиника 2
ЗКВ ж.д.». Я никогда не гуляла по ул. Пекина и просто любовалась
красивым чистым районом, широкой улицей. Я вошла – спросила
по фамилии Кохреидзе и прошла по длинному коридору врачебных
кабинетов. Оказалась у его двери. Небольшой кабинет, стол пристав-
ной. Он уже, наверно, догадывался, кто я. Встал, за руку поздорова-
лись. Я села. Он объяснил суть работы и что это бюджетная органи-
зация. Я с такой никогда не сталкивалась, но он показал мне смету на
этот год и баланс. Я подумала, что справлюсь... Написала заявление
на приём на работу, и он сказал, что это не всё – надо будет вме-
сте завтра поехать на утверждение в Управление дороги. На третьем
этаже была врачебно-санитарная служба. Там встречаемся завтра
в одиннадцать часов. Я попрощалась и вышла из его кабинета. Он,
видно, набрал телефон Модебадзе и говорит по-грузински: «Кого ты
мне послал?! Она же ребёнок...»

 ~*~
Продолжение романа   http://www.proza.ru/2012/11/04/1363
Начало главы №2           http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа              http:// www.proza.ru/2011/03/16/208



Nansy Ston USA  11/01/2012

 

© Каменцева Нина Филипповна, 2012
Свидетельство о публикации №212110201616
http://www.proza.ru/2012/11/02/1616