Толкование Апокалипсиса. 2. Глава 17

Василий Касьянов
Толкование "Апокалипсиса" или откровения Святого Иоанна Богослова.         
От  автора.

    Содержание  текста  Апокалипсиса.
Часть  1.   
Введение.   
Что  такое  биолокация.   
Биолокация  методом  маятника-иголки.
Интерпретация  рисунка  «Капитализм».
Ключ  к  толкованию  Апокалипсиса.

Интерпретация  некоторых  глав,  событий  и  явлений Апокалипсиса
1.Главы  13,  12.
1.1.  Число  666  на  рисунке  «Капитализм».
1.2.  Число  666  в  главе  13.
2.  Глава  17.
3.  Глава  18.
4.  Глава  12.
5.  Глава  11.
6.  Цифровые  величины  в  тексте  Апокалипсиса.
            6.1.  Цифры  времени.
6.1.1.  Четыре  Эпохи  в  истории  человечества.
6.1.2.  Ещё  раз  о  тысяче  лет.
6.1.3.  О  времени,  временах  и  пол - времени.
6.1.4.  О  близком  времени.
6.1.5.  Четыре  всадника,  четыре  Эпохи  в  истории  человечества.
6.2.  Цифры,  характеризующие  расстояния  и
                размеры  некоторых  объектов.
6.2.1.  Размеры  потока  крови  из  точила.
6.2.2.  Размеры  Города,  святого  Иерусалима.
7.  Описание  конца истории  человечества.
            Заключение.
                Часть  2.
Введение.
1.Бог.

1.Жена, сидящая  на  звере  багряном,  облечённая  в  порфиру  и  багряницу,  украшенная  золотом,  драгоценными  камнями  и  жемчугом  и  держащая  в  руке  своей  золотую  чашу,  наполненную  мерзостями  и  нечистотою  блудодейства  её.  На  челе  её  написано  имя:  тайна,  Вавилон  великий,  мать  блудницам  и  мерзостям  земным.  2.  Зверь  багряный,  имеющий  семь  голов  и  десять  рогов.
         
Архиепископ  Аверкий  в  своём  комментарии  к  тексту  Апокалипсиса  приводит  разные  варианты  толкования  этих  двух  образов,  показанных  в  главе  17.  Ссылаясь  на  разных  исследователей,  он  описывает  эти  толкования.  Так,  например,  в  первом  образе,  образе  жены,  сидящей  на  звере  багряном  и  называемой  ещё  блудницей,  «некоторые  толкователи  видят  неверную  Христу  церковь,  поклонившуюся  антихристу.  Или  богоотступническое  общество—ту  часть  человечества  христианского,  которая  вступит  в  тесное  общение  с  миром  греховным,  будет  ему  служить  и  опираться  всецело  на  его  грубую  силу…».  Некоторые  толкователи  склонны  видеть  в  этой  блуднице,  носящей  имя  Вавилона,  низменно-чувственную  и  антихристианскую  культуру  человечества  последних  времён,  которую  якобы  ожидает  страшная  всемирная  катастрофа  при  кончине  мира  и  втором  пришествии  Христовом.
   
На  мой  взгляд,  эти,  приведённые  выше  доводы,  а  также  многие  другие  подобного  рода,  являются  общими  и  никак  не  отвечающими  всей  характеристике  данного  аллегорического  образа,  показанного  в  тексте  откровения.  Кроме  того,  вряд  ли  бы  автор  такого  пророческого  текста  представлял  вопросы  культуры  и  морально-этических  норм  поведения  отдельных  групп  людей  или  некоторых  институтов  общества.  Это  практически  невозможно  сделать  на  фоне  описываемых   автором  откровения  исторических  и  глобальных  процессов,  охватывающих  эволюцию  человека,  Земли  и  всей  Вселенной  в  таком  небольшом  по  объёму  тексте  Апокалипсиса. 

Всё  это  я  привёл  для  того,  чтобы  показать  преобладающее  направление  мыслей  большинства  толкователей  знаменитого  библейского  текста.  В  основном  многие  толкователи,  не  имея  никакого  фактического  материала,  занимаются  чисто  умозрительным  процессом,  который  зависит  от  степени  образованности  или  начитанности  автора  и  его  личных  склонностей  и  пристрастий.  С  другой  стороны  некоторые  священнослужители,  занимающиеся  толкованием,  стараются  увидеть  во  многих  образах,  в  том  числе  и  некоторых  из  тех,  о  которых  сейчас  идет  речь,  отображение  самой  церкви  и  её  деятельности  в  истории,  её  некоторых  негативных  сторон.  Забывая  обо  всех  явлениях  и  процессах,  сопровождающих  деятельность  человека  в  течение  всей  его  истории  существования.  Здесь  я  имею  в  виду  развитие  и  совершенствование  Разума  человека  на  земле  в  плане  познания  законов  природы  и  освоения  материи.  Стремительное  развитие  науки,  рост  научно-технического  прогресса,  развитие  цивилизации--  все  эти  глобальные  процессы  должны  найти  отражение  в  тексте  откровения.  И  они,  на  мой  взгляд,  показаны  именно  в  главе  17  откровения.

Продолжая  интерпретацию  аллегорических  образов,  показанных  в  тексте  откровения,  я  вижу,  что  некоторые  из  них  взаимно  увязаны  и  имеют  общие  корни  или  общую  основу—Разум  человека,  из  которого  и  следуют  многие  интерпретированные  и  описанные  мною  образы.  Многие  аллегорические  образы  в  той  или  иной  степени  вызваны  к  жизни  именно  Разумом,  в  том  числе  Разумом  человека. 

Поэтому  не  трудно  понять,  что  в  образе  жены,  сидящей  на  звере  багряном,  показана  человеческая  цивилизация,  получившая  своё  развитие  благодаря  Разуму  человека,  познавшего  законы  природы  и  проникшего  в  глубины  материи.
Вот  как  описана  в  тексте  откровения  человеческая  цивилизация  с  её  великими  достижениями,  которыми  все  мы  так  гордимся:

1.  И  пришёл  один  из  семи  Ангелов,  имеющих  семь  чаш,  и,  говоря  со  мною,  сказал  мне:  подойди,  я  покажу  тебе  суд  над  великою  блудницею,  сидящею  на  водах  многих;
2.  С  нею  блудодействовали  цари  земные,  и  вином  её  блудодеяния  упивались  живущие  на  земле.   
3.  И  повёл  меня  в  духе  в  пустыню;  и  я  увидел  жену,  сидящую  на  звере  багряном,  преисполненном  именами  богохульными,  с  семью  головами  и  десятью  рогами.
4.  И  жена  облечена  была  в  порфиру  и  багряницу,  украшена  золотом,  драгоценными  камнями  и  жемчугом,  и  держала  золотую  чашу  в  руке  своей,  наполненную  мерзостями  и  нечистотою  блудодейства  её;
5.  И  на  челе  её  написано  имя:  тайна,  Вавилон  великий,  мать  блудницам  и  мерзостям  земным.
6.  Я  видел,  что  жена  упоена  была  кровию  святых  и  кровию  свидетелей  Иисусовых,  и, видя  её,  дивился  удивлением  великим.      
15.  И  говорит  мне:  воды,  которые  ты  видел,  где  сидит  блудница,  суть  люди  и  народы,  и  племена  и  языки.
16.  И  десять  рогов,  которые  ты  видел  на  звере,  сии  возненавидят  блудницу,  и  разорят  её,  и  обнажат,  и  плоть  её  съедят,  и  сожгут  её  в  огне;
18.  Жена  же,  которую  ты  видел,  есть  великий  город,  царствующий  над  земными  царями. 

А  теперь  попробуем  прокомментировать  эту  выборку  из  текста  откровения.  В  нём  приведено  довольно  подробное  описание,  в  котором  нетрудно  увидеть  все  достижения  человеческой  цивилизации.  Из  описания  видно,  что  речь  идёт  о  явлении  большого,  земного  масштаба,  ведь  не  только  цари  земные,  но  и  все  живущие  на  земле  пользовались  достижениями  цивилизации.  Можно  к  этому  добавить  для  полноты,  что  не  остались  в  стороне  от  пользования  благами  цивилизации  и  представители  церквей  всех  конфессий.

То,  что  цивилизация  коснулась  всех  народов  Земли  подчеркнуто  в  стихе 15,  где  перечислены  все  люди,  народы,  племена  и  языки.  Масштабы  цивилизации  заключены  также  в  слове  Вавилон  великий,  которое  является  образом  смешения  разных  народов  и  языков  Земли.  Здесь  же  подчёркивается,  что  цивилизация  определяет  развитие  всего  на  Земле.  А  под  мерзостями  и  нечистотою  блудодейства  якобы  цивилизации,  без  сомнения  подразумевается  весь  комплекс  индустрии  развлечений,  который  в  настоящее  время  вполне  соответствует  такому  сравнению,  приведённому  в  тексте  откровения.  Думаю,  что  в  этом  не  может  быть  никаких  сомнений  ни  у  кого.

Десять  рогов  зверя,  которые  соответствуют  основным  Божьим  заповедям,  являющимися  идеалом,  всё-таки  в  будущем  придут  к  людям.  А  пока  в  процессе  развития  цивилизации,  сопровождающимся  процветанием   всевозможных  пороков  в  обществе  и  среди  основной  массы  людей,  находящихся  во  власти  денег  и  пользующихся  плодами  научно- технического  прогресса,  этим  Божьим  заповедям  нет  места.  Но,  видимо,  в  будущем  на  закате  нашей  цивилизации,  каким-то  образом  эти  идеалы  восторжествуют  среди  людей.  Представить  такое  тоже  нетрудно.  Ведь  все  люди  Земли  в  душе  стремятся  к  этому.  Только  пока  не  имеют  возможности  достичь  этих  идеалов,  сколько  бы  они  не  старались.  А  в  далёком  будущем  такое  станет  возможно.  Но  как  это  будет  происходить,  какие  тогда  будут  люди,  как  они  будут  жить,   нам  трудно  представить.  И  это  отдельная  тема,  скорее  всего  для  писателей-фантастов.  Из  текста  же  откровения  ясно,  что  все  достижения  цивилизации,  в  далёком  будущем  станут  не  нужными  людям  и  победят  заповеди  Божьи,  идеалы  развития  человека,  и  он  вновь  станет  жить  в  гармонии  с  природой,  как  это  было  когда-то,  на  заре  его  рождения.   

Перейдём  к  толкованию  второго  образа  в  главе  17—зверя  багряного  с  семью  головами  и  десятью  рогами  и  преисполненного  именами  богохульными.  Нетрудно  понять,  что  этот  образ  уже  был  описан  выше  и  представляет  Разум  человека.  Только  в  этой  главе  подчёркнуты  некоторые  особенности  и  отличия  его.  В  первую  очередь  его  багряный  цвет.  Это  поэтическое  сравнение  применяется  при  описании  осени,  тому  времени  года,  когда  в  природе  завершается  очередной  цикл,  когда  происходит  сбор  урожая,  а  деревья  перед  очередной  зимой  и  перед  тем  как  сбросить  листву,  блистают  своей  красотой,  радуя  глаз  человека  самыми  яркими  и  броскими  осенними  цветами.  Именно  про  это  сказал  один  великий  поэт:  «…в  багрец  и  золото,  одетые  леса».  Итак,  багряный  и  золотой  это  цвета  осени.  Совсем  не  случайно  они  применены  в  этом  описании,  чтобы  подчеркнуть,  что  Разум  человека  вместе  с  развитием  цивилизации,  то  есть,  двигаясь  по  пути  научно-технического  прогресса  и  освоения  материи,  приближается  к  своей  осени,  заключительному  этапу  развития.   
               
Далее  даётся  некоторая  характеристика  Разума  человека  в  виде  уже  знакомых  и  новых  сравнений,  облечённых  в  загадочную  и  таинственную  форму  с  оттенком  мудрости.

7.  И  сказал мне  Ангел:  что  ты  дивишься?  Я  скажу  тебе,  тайну  жены  сей,  и  зверя,  носящего  её,  имеющего  семь  голов  и  десять  рогов.            
8.  Зверь,  которого  ты  видел,  был,  и  нет  его,  и  выйдет  из  бездны  и  пойдёт  в  погибель;  и  удивятся  те  из  живущих  на  земле,  имена  которых  не  вписаны  в  книгу  жизни  от  начала  мира,  видя,  что  зверь  был,  и  нет  его,  и  явится. 
9.  Здесь  ум,  имеющий  мудрость.  Семь  голов  суть  семь  гор,  на  которых  сидит  жена,
10.  И  семь  царей,  из  которых  пять  пали,  один  есть,  а  другой  ещё  не  пришёл,  и  когда  придёт,  не  долго  ему  быть.
11.  И  зверь,  который  был,  и  которого  нет,  есть  восьмый,  и  из  числа  семи,  и  пойдёт  в  погибель.
12.  И  десять  рогов,  которые  ты  видел,  суть  десять  царей,  которые  ещё  не  получили  царства,  но  примут  власть  со  зверем,  как  цари,  на  один  час;
13.  Они  имеют  одни  мысли  и  передадут  силу  и  власть  свою  зверю;
14.  Они  будут  вести  брань  с  Агнцем,  и  Агнец  победит  их;  ибо  Он  есть  Господь  господствующих  и  Царь  царей,  и  те,  которые  с  Ним,  суть  званные  и  избранные  и  верные.

Много  таинственного  и  загадочного  в  этих  стихах.  Трудно  интерпретировать  их  буквально  и  определённо.  Не  случайно  автор  предупреждает,  что  здесь  заключена  определённая  мудрость,  чтобы  понять,  что  означают  семь  голов  зверя,  хотя  он  тут  же  вроде  бы  и  подсказывает.  И  всё  равно  его  подсказка  в  форме  очередной  загадки,  словно  автор,  сознательно  уходит  от  прямого  ответа,  как  бы  заставляя  нас  думать  и  мыслить,  заведомо  зная,  что  нам  не  понять  истину  и  суть  его  высказываний  до  тех  пор,  пока  не  наступит  это  время.  Автор  откровения  знает,  что  его  пророческие  высказывания  в  виде  таких  загадок  будут  жить  долго,  многие  века.  Потому  он  и  обращается  к  далёким  потомкам,  в  том  числе  и  к  нам,  показывая,  что  ему  видны  все  будущие  процессы  в  истории  развития  человеческого  общества.  Поэтому  разгадать  или  расшифровать  всё  изложенное  в  тексте  откровения  не  по  силам  и  многим  мудрецам.  Наверное,  для  этого  ещё  нужно  родиться  в  определённое  время,  когда  смысл  отдельных  высказываний  откровения  станет  понятным.  Потому  что  трудно,  а  зачастую  просто  невозможно  судить  о  некоторых  процессах  или  явлениях,  которые  будут  происходить  в  человеческом  обществе  или  в  природе  в  далеком  будущем.
Поэтому  мы  можем  лишь  предполагать,  что  произойдёт  в  далёком  будущем.  И  я  не  берусь  говорить  уверенно  и  определённо,  потому  что  истина  где-то  далеко  впереди.  Из  всего  сказанного  можно  более  или  менее  определённо  утверждать  следующее:

1.  Семь  голов,  семь  гор,  семь  царей  это  определённые  исторические  этапы  в  развитии  человеческого  общества—человека  разумного,  которые  могут  соответствовать  социально-экономическим  формациям.
    
2.  Кроме  того,  в  стихе  10  мы  узнаём,  что  здесь  речь  идёт  о  том,  что  автору  откровения  Ангел  показывает  события,  происходящие  на  предпоследнем,  шестом  этапе  развития  человека  разумного.  Также  мы  понимаем,  что  последний  этап  короткий.  Забегая  вперёд,  мы  видим,  что  продолжительность  последнего  этапа  определена  в  один  час. 

3.  Пожалуй,  самым  интересным  и  загадочным  является  этот  седьмой,  последний  этап  истории  существования  Разума  человека.  Во-первых,  необычна  его  продолжительность  и,  видимо,  небольшая,  хотя  мы  знаем,  что  один  час  это  мера  времени  условная,  образная  и  на  самом  деле  в  масштабе  истории  эволюции  человека  может  составлять  немалый  отрезок  времени  длиною,  например,  в  сто  лет.  Хотя  сколько  это  будет  на  самом  деле  очень  трудно  определить.

Ещё  одна  особенность  этого  последнего  этапа.  В  стихе  12  сказано,  что   десять  заповедей  Божьих  установятся  в  человеческом  обществе  только  на  последнем  этапе  его  существования.  И  действительно  даже  теперь  по  прошествии  двух  тысяч  лет  с  момента  написания  откровения  человеческое  общество  живет,  не  соблюдая  большинство  этих  заповедей  и  сегодня  трудно,  просто  немыслимо  представить,  что  в  далёком  будущем  возможно  достижение  этих  Идеалов.  Но,  видимо,  это  возможно,  раз  об  этом  говорит  Иоанн  в  своём  пророческом  тексте.  Поэтому  можно  предположить,  что  пусть  и  ненадолго,  но  в  самом  конце  своего  пути  человечество  достигнет  гармонии  и  своих  Идеалов.

Но  тут,  же  мы  узнаём,  что  Разум  человека,  достигший  апогея,  наивысшей  точки  своего  развития  и  выполнивший  свою  миссию,  вынужден  завершить  свой  путь.  Потому  что  так  задумано  Богом  и  Высшими  Силами.  Об  этом  сказано  ясно  в  стихе  17  главы  17:

17.  Потому  что  Бог  положил  им  на  сердце  исполнить  волю  Его,  исполнить  одну  волю,  и  отдать  царство  их  зверю,  доколе  не  исполнятся  слова  Божии.

В  этом  стихе  ясно  сказано,  что  эти  десять  заповедей  действительно  являются  Божиими  и  действия  Разума  человека  находятся  под  его  неусыпным  контролем,  в  том  числе  и  вся  его  эволюция.  Из  всего  сказанного  следует  понять,  что  все  события  предопределены  Богом,  представляющим  Высшие  Силы  во  всей  Вселенной.