Простая жизнь - справка из Википедии Виктор Постни

Елисеев Олег Александрович
Простая жизнь - справка из Википедии
Виктор Постников
 Движение или философия  простой жизни  заключается в различных добровольных способах упростить образ жизни.  Эти способы могут представлять собой освобождение от обладания некоторой собственностью, либо увеличение самодостаточности.  Простая жизнь может быть также охарактеризована  как стремление людей удовлетворять в первую очередь свои потребности, а не желания.[1][2]  Хотя аскетизм в целом  направлен на простую  жизнь и отказ от роскоши и потакания своим желаниям,  не все приверженцы простой жизни - аскеты.[3]  Люди, выбравшие простую жизнь отличаются от тех, кто вынужден жить в нищете тем, что их выбор добровольный.

 Приверженцы простой жизни  выбирают такой образ жизни по разным причинам,  среди  них:  духовность, здоровье, "качественное время", проводимое в семье и друзьями,  уравновешенная жизнь, личные предпочтения, скромность, или уменьшение личного экологического следа и стресса.  Простая жизнь также может быть реакцией на материализм и чрезмерное потребление. Некоторые приводят социополитические цели, связанные с анти-консумеристскими, анти-капиталистическими или антивоенными движениями, движениями за сохранение природы, за сокращение экономики (дегроус), за социальную справедливость, за этническое разнообразие, снижение налогов и устойчивое развитие.[4]


 Религиозные и духовные последователи

 В ряде религиозных и духовных традиций простая жизнь поощряется.[5] В ранней истории мы находим такие примеры как традиция шраманы и буддизма,  библейское назорейство  (в частности Иоанна Крестителя). Различные выдающиеся личности заявляли, что духовное просветление приводило их к простому образу жизни, среди них Франциск Асизский, Аммон Хеннаси, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор, Альберт Швейцер и Мохандас Ганди.[6][7]

 Традиции  простой жизни ведут нас на Восток и слышатся в учениях таких умов как Заратустра, Будда, Лаоцзы и Конфуций. Они присутствуют и в греко-римской и иудео-христианской этике.[7]  Диоген, главная фигура в греческой философии циников, заявлял, что простая жизнь необходима для добродетели, причем добровольно жил в бочке.[8]

 Т.н. «простые люди» – христианские группы, которые по причинам религиозного характера столетиями практиковали образ жизни без определенных форм богатства и техники.  Среди них  шейкеры, меннониты,  амиши, брудерхоф, общество гармонии, и некоторые квакеры.  У квакеров существуют  «Заповеди простоты» (Testimony of Simplicity ), в которых говорится, что каждый человек должен жить просто.

 Жан-Жак Руссо во многих своих трудах настоятельно призывал к простой жизни,  в особенности в  "Дискурсе об искусстве и науках" (1750) и "Дискурсе о неравенстве" (1754).[9]


 Секулярные последователи

 Эпикурейцы, следуя учению афинского философа Эпикура (IV век до н.э. -  III век н.э.), полагали, что жизнь без проблем, как парадигма счастья, возможна путем правильного выбора.  В частности, Эпикур указывал, что неприятности, возникающие из-за желания вести экстравагантную жизнь,  перевешивают удовольствия такой жизни.  Поэтому он заключил, что для счастья и телесного комфорта, следует вести жизнь с минимальными затратами, а все остальное либо ограничить, либо полностью исключить.[10]
 
 Генри Дэвид Торо, северо-американский натуралист и писатель, часто приводится в качестве классического примера секулярного человека, выбравшего простую жизнь, описанную им в книге Уолден (1854).  Торо провел два года в простой кабинке на берегах пруда Уолден, экспериментируя с простой жизнью.

 В викторианской Англии, Генри Стивенс Солт, поклонник Торо, популяризировал идею "Опрощения, как более здорового образа жизни".[11] Другие британцы и американцы также высоко ценили простую жизнь, среди них Эдвард Карпентер, Уильям Моррис, и члены "Братства за новую жизнь"[12]. Начиная с 1920-х гг. ряд писателей развивали теорию и практику простой жизни, среди них приверженец Ганди  Ричард Грег (первый ввел термин «добровольная простота»), экономист Скотт Неринг, поэт Гари Снайдер, писатель Эрнест Калленбах.
 Э.Ф. Шумахер выступал против тезиса "чем больше, тем лучше" в книге "Маленькое прекрасно" (1973); и Дуэйн Элгин продолжила агитацию за простую жизнь в книге "Добровольная простота" (1981).


 Практики

 Уменьшение потребления, зарплаты и собственности

 Некоторые практикуют простую жизнь, уменьшая потребление. Уменьшая расходы на товары и услуги,  можно увеличить сбережения, что приведет к финансовой независимости и  возможности раннего ухода на пенсию [17], как это описывается в книге Джо Домингеса и Викки Робин «Деньги или жизнь», или же - можно уменьшить время, затраченное на зарабатывание денег. Сэкономленное время можно использовать, помогая семье или работая волонтером.  Например во время Рождества некоторые часто выбирают альтернативное служение.  Другие могут потратить высвободившееся время для улучшения качества жизни, занимаясь, например, творчеством (см. голодающий художник, starving artist). Развитие непривязанности к деньгам у некоторых личностей, например Суэло и Марка Бойла, привело к жизни вообще без денег.[18][19]

 Другой подход – более фундаментальный анализ мотивации совершения покупок и потребления для повышения качества жизни.  Несмотря на то, что люди в нашем обществе хотят купить счастье,  материализм очень часто оборачивается обратной стороной и может даже увеличить стресс. Не  раз говорилось, что  "зарабатывание денег и приобретение вещей не должно затемнять чистоту души, жизнь ума, целостность семьи, или доброту в обществе."[20] В США и Канаде сегодня существуют группы эко-анархистов, выступающие за простой образ жизни. Простая жизнь означает использование только тех ресурсов, которые необходимы для поддержания жизни.

 Кампания «снизу», направленная на повышение сознательности граждан в отношении потребления -  «Национальная неделя дауншифтинга» -  проводимая в Великобритании[21] с 1995 г., призывает своих сторонников позитивно отнестись к жизни с меньшим количеством вещей. Инициатор кампании, британский писатель и радиоведущий по проблеме дауншифтинга и устойчивой жизни, Трейси Смит говорит: "Чем больше денег вы тратите, тем больше времени вам надо, чтобы их заработать и тем меньше времени остается, чтобы быть с любимыми". Национальная неделя дауншифтинга  вдохновляет участников 'быть помедленнее да позеленее'  и предлагает  индивидуумам, компаниям, детям и школам зеленую программу и список навыков по развитию экологически ответственного поведения на рабочем месте.

 Уменьшение собственности или размера дома -  одна из форм простой жизни. Иметь 100 вещей! – движение "снизу" за сокращение собственности до 100 наименований, с целью устранить лишний хлам и упростить жизнь.[22]  Движение за маленький дом охватывает тех, кто решил отказаться от ипотеки и жить в маленьком компактном доме, наподобие  русского сруба или пляжной кабинки.[23]

 Увеличение самодостаточности

 Одним из способов упростить жизнь – вернуться к земле (back-to-the-land) и начать выращивать свою собственную еду, увеличив самодостаточность и уменьшив зависимость от денег и экономики.  Том Ходжкинсон считает, что ключ к свободной и простой жизни – перестать потреблять и начать производить.[24]

 Лесосад, созданный приверженцем простой жизни Робертом Хартом, представляет собой  не требующую  особого ухода систему выращивания еды на основе лесных экосистем, в которую входят фруктовые и ореховые деревья, кусты, травы, виноград и многолетние овощи.[25]  Харт создал лесосад на пространстве 0.12 акра (500 m2) на своей ферме в Венлок-эдже, в Шропшире.[26]

 Концепция «продуктовых миль», т.е. числа миль, необходимых для доставки конкретного продукта или его ингредиентов от фермы до стола, помогает приверженцами простой жизни мотивировать местное выращивание еды. Эта концепция получает в настоящее время все больше признания, поскольку способствует значительному снижению экологического следа.[27]

 Городские жители также могут сами выращивать фрукты и овощи в ящиках или небольших теплицах. Помидоры, салаты, шпинат, бобы, клубника, и некоторые типы трав хорошо растут в  горшках.  Помощь в самостоятельном выращивании всегда можно получить из интернета [28].[29] .


 Пересмотр технологий

 Практикующие простую жизнь по разному относятся к технологиям.  Например, есть люди, которые избегают любой технологии, и их часто называют «луддитами» или «нео-луддитами» [30]  Другие, как Скотт Неринг, скептически настроены в отношении новых технологий.[31] Речь также может идти о "низких" технологиях, используемых, например, амишами или меннонитами.

 Другие считают, что новейшие технологии делают простую жизнь более доступной в условиях культуры мейнстрима. Они доказывают, что  интернет уменьшает углеродный след благодаря телекоммуникациям и отсутствию бумаги. Подсчитано, что простая жизнь способствует уменьшению потребления энергии и  более приятному эмоциональному климатy.[32]  Приемлемыми технологиями считаются компьютеры, фотобатареи, ветро- и гидроустановки.  Тем не менее, есть критики (например Евгений Морозов),  которые предупреждают о том, что интернет может стать удобной средой для массовой слежки и политических репрессий.[33]

 Реклама критикуется за ее консумеристскую направленность.  Многие приверженцы простой жизни выступают также за отказ от телевидения. Другие рассматривают интернет, подкастинг (подборку сообщений из интернета), местное или пиратское радио – мощной альтернативой телевидению.


 Упрощение диеты

 Еще одна практика – упрощение диеты.  Диеты, направленные на упрощение производства и потребления, включают в себя вегетарианскую и гандиевскую диеты.  В Соединенным Королевстве, в 1984 г. Кэтлин и Джек Джанавей инициировали "Движение сочувствия"  для пропаганды вегетарианства, простой жизни и самодостаточности в противовес эксплуатации людей, животных и Земли.